Стенд для испытания передач Советский патент 1982 года по МПК G01M13/02 

Описание патента на изобретение SU976323A1

(54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПЕРЕДАЧ Изобретение относится к машиностро ению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для обкатки по замкнутой силовой схеме редукторов и коробок скоростей после их сборки. Известен стенд для испытания передач по схеме замкнутого контура, со,держащий привод, замыкающую передачу и нагружатель, упругость которого обеспечивает нагрузку в замкнутом кон туре 1. Недостаток данного стенда заключается в невозможности автоматической закрутки ветвей контура и одновременной обкатки более чем одного редуктора. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является стенд для испытания передач по схеме замкнутого контура, содержащий привод, включенные в разные ветви контура нагружатель и инерционный возбудитель крутящего момента, и вал, связанный зубчатыми передачами с ветвью контура , содержащий инерционный возбудитель. В данном стенде зубчатые передачи расположены по обе стороны от инерционного возбудителя крутящего момента, а все зубчатые колеса указанных передач жестко закреплены на валах Г2 3. Недостаток известного стенда заключается в выборке зазоров в ветвях контура при изменении направления вращения привода. Целью изобретения является обеспечение автоматической предварительной выборки зазоров при реверсе. Указанная цель достигается тем, что в стенде для испытания передач по схеме замкнутого контура, содержащем привод, включенные в разные ветви кон« тура нагружатель и инерционный возбудитель крутящего момекта и вал, связанный зубчатыми передачами с ветвыа контура, содержащий инерционный воз. 3976 будитель, зубчатые передачи расположе ны с одной стороны инерционного возбу дителя, одно из зубчатых колес ближай шей к нему передачи установлено с воз можностью перемещения вдоль вала, стенд снабжен размещенными между одно именными колесами зубчатых передач муфтами, одна из которых - -управляема сцепления - включена в ветвь контура, с другой - регулируемой предохранительной - связан вал с подвижным зубчатым колесом, и двуплечим рычагом, каж дый конец которого шарнирно связан с нажимными элементами муфт. На фиг. 1 изображена кинематическБя1 схема стенда; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 (при подготовке к работе); на фиг. 3 то же при установившемся процессе обкатки. Стенд содержит основание 1, на коTopdM установлен привод, состоящий из приводного электродвигателя 2, и вариатора 3 скорости. На выходном конце ведомого вала вариатора Зскорости установлен шкив k клиноременной передачи, соединенный ремнями 5 с ведомым шкивом б, размещенным на валу 7, входящем в состав ветви замкнутого силового контура. На валу 7 установлено центральное колесо 8 инер ционной муфты планетарного типа, являющейся инерционным возбудителем крутящего момента, с колесом 8 в постоянном кинематическом зацеплении находятся сателлиты 9, оси которых установлены равномерно по окружности на водиле 10, в центральном глухом отверстии которого на скользящей насадке размещен конец вала 7- На периферии торцов сателлитов 9 установлены центробежные грузы 11 , нак1ример в виде набора дисков с центральными отверстиями. Водило 10 инерционной муфты смонтировано в подшипниках качения, на основании 1, и на выходном конце водила 10 жестко закреплено зубчатое колесо 12 передачи, находящееся в постоянном кинематическом зацеплении с колесом 13, установленным с, возможностью перемещения вдоль параллельного вала k. На этом валу жестко установлено зубчатое колесо 15 другой передачи, находящееся в постоянном кинематическом зацеплении с колесам 16, установленным на валу 17 этой же ветви замкнутого контура, Водило 10 и вал 17 расположены соосно, а в промежутке между зубчатыми колесами 12 и 16 установлена управляемая муфта сцепления, состоящая из жестко связанной с выходным концом водила 10 обоймы 18, с-которой соединены фрикционные диски 19 большего диаметра. В промежутке между этими дисками расположены фрикционные диски меньшего диаметрй (нз обозначены), которые посажены осевыми шлицевыми от верстиями на шлицевой участок конца вала 17 и связаны с нажимным элементом (не обозначен). Колесо 13 связано с валом 1 посредством регулируемой предохранительной муфты 20. Нажимные элементы (нг обозначены) предохранительной муфты 20 и муфты сцепления связаны между собой шарнирно смонтированным двуплечим рычагом 21 управления таким образом, чтобы при включении управляемой муфты сцепления предохранительная муфта 20 размыкалась и наоборот. На конце двуплечего рычага 21 выполнена прорезь 22,в которую входит палец 23 кон ца штока 2k поршня силового цилиндра 26 двухстороннего действия с полостями а и Ь. Вал 17 связан муфтой 27 с . валом испытуемого редуктора 28. Испы-f туемые редукторы 28-32, как правая ветвь контура, соединены между собой в кинетическую цепь с помощью соединительных муфт (не обозначены). Свободный конец вала испытуемого редуктора 32 соединен с нагружателем, например торсионным валом 33. Кроме этого, левый конец вала 7 соединен муфтой З с валом испытуемого редуктора 35. Испытуемые редукторы как левая ветвь контура, соединены между собой в кинематическую цепь с помощью соединительных муфт (не обозначены), аналогичных муфтам 27 и 3. Свободный конец вала испытуемого редуктора 39 соединен с другим концом торсионного вала 33. Все испытуемые редукторы соединены между собой так, что выступающие концы валов с одинаковым числом оборотов расположены соосно и навстречу друг другу. Для обеспечения нормальной работоспособности стенда число зубьев каждого из колес 12, 13, 15 и 16 должно выбираться по следующей зависимости где Z, Zjy ,- числа соответствующих зубчатых, колес. Для ограничения первоначального положения центробежных грузов 11 пре5976 36

дусмотрены пальцы и «I на торцеколес 12 и 13, 15 и 16 меньше единиводила 10.

Стенд работает следующим образом.

Вначале на основание 1 устанавливаются испытуемые редукторы 28-32 и 35- Sрость (. вращения водила 10 пре39, которые соединяются между собойвышает установившуюся скорость вращеи с остальными валами замкнутого кон-ния (.u),. ) Центрального колеса 8. .тура с помощью соединительных муфт,Это приводит к провороту сателлитов в том числе и муфт 27 и k,9с центробежными грузами lie напрев

В начальном положении передаточное 0лении против часовой стрелки и к полотношение .вариатора 3 - минимальное, т. е. скорость вращения шкива , а значит и шкива 6 с валом 7 также минимальная. В начальный момент чежцу элементами стенда имеются окружные зазоры, которые необходимо выбрать для того, Мтобы в дальнейшем осуществить закрутку замкнутого контура, образованного всеми испытуемыми редукторами, торсионным валом 33, валами 7 и 17 и инерционной муфтой планетарного типа. В начальный момент рабочее тело (от цеховой пневмосети либо насоса) подается-.в полость b силового цилиндра 26, что приводит к перемещению поршня 25 со штоком 2Ц влево. Одновременно конец двуплечего рычага 21 также перемещается влево, и рычаг 21 вращается относительно осей опоры. Это приводит к нажатию нажимного предохранительной муфты 20 и к полному ослаблению (размыканию) управляемой муфты сцепления, момент трения в которой становится практически равным нулю. Нажатие нажимного элемента предохранительной муфты 20 приводит к замыканию (соединению)зубчатого колеса 13 с валом И. При включении электродвигателя 2 вращение передается на вариатор 3 и далее клиноременной передачей - на вал 7 с центральным колесом 8 инёрци-. онной муфты. С вала 7 вращение переда ется на все остальные элементы мкнугч того контура, состоящего в данном слуAiae из испытуемых ред пкторов; соеди ительных муфт, торсионного вала 33 вала 17, колес 16, 15, 13 и 12, а так )же инерционной муфты планетарного THпа (водило 10, сателлиты 9 и центробежные грузы 11у. 11ри вращении вала 7 против часовой стрелки скорость вращения центрально го колеса 8 равна скорости вращения вала 7, а скорость вращения водила 10 отличается от скорости вращения центрального колеса 8, так как произведение передаточных отношений зубчатых

цы, и в про.цессе автоматической выборки зазоров в кинематической цепи замкнутого контура установившаяся сконой выборке зазоров в цепи замкнутого контура. После полной выборки зазоров замкнутый контур нагружается до момента закрутки, равного моменту предохранительной муфты 20, которая при этом срабатывает. Момент начала срабатывания муфты 20 служит сигналом для подачи рабочего тела в полость а силового цилиндра 26 и к стравливанию рабочего тела из полости Ъ. При этом нижний конец двуплечего рычага 21 перемещается вправо, а верхний.его конец перемещается влево, что приводит к замыканию управляемой муфты сцепления. Одновременно с этим предохранительная муфта 20 отключается (размыкается), и связъ зубчатого колеса 13 с валом 14 разрывается и оно вращается вхолостую, как и зубчатые колеса 16 и 15. При замыкании управляемой муфты сцепления вал 17 оказывается связанным напрямую с выходным концом водила 10, и скорость вращения вала 17 оказывается равной скорости вращения вала .7 с центральным колесом 8. Далее изменением передаточного отношения вариатора 3 увеличиваем скорость враи ения вала 7, а значит и остальных элементов, входящих в- замкнутый контур. При этом на центробежные грузы 11 оказывают действие центробежные силы FU , стремящиеся повернуть сателлиты 9 относительно осей в направле часовой стрелке. Поворот сателпитоа 9 под действием центробежных сил Рц приводит к относительному угловому провороту водила 10 относительно центрального колеса 8, чем и обеспечивается автоматическая закрутка (нагруженке) элементов замкнутого контура. Благодаря стремлению торсионного вала 33 раскрутиться, зубья зацепляющихся колес всех испытуемых редукторов нагружаются усилием, пропорциональным углу закручивания торсионного вала 33- При работе электродвигателя 2 передачи испытуемых редукторов будут работать под нагрузкой, вызванной силами упругости замкнутого контура. В результате этого будет иметь место приработка одной из сторон зубьев колес (шестерен) испытуемых редукторов. По мере увеличения скорости вращения вала 7 путем изменения передаточного отношения вариатора 3 величина центробежных сил Рц, действующих на сателлиты 9 увеличивается, от чего 1роцесс приработки зубьев колес испытуемых редукторов интенсифицируется. 10окончании приработки одних сторон зубьев колес испытуемых редукторов электродвигатель 2 отключают, рабочее тело из полости и силового цилиндра 26 стравливают, а в полость b подают. При этом двуплечий рычаг 2t поворачивается по Часовой стрелке, что приводит к размыканию управляемой муф ты .сцепления и замыканию предохранительной муфты 20. Если теперь изменить направление вращения вала электродвигателя 2 и передаточное ртношение вариатора 3 сделать минимальным, то-В начальный момент будет снова иметь место выборка зазоров в цепи замкнутого контура за счет автоматического перевода центробежных грузов 11из положения, ближнего к пальцам 0, в положение, при котором грузы 11 будут находиться вблизи пальцев k либо войдут в контакт с ними. В дальнейшем весь процесс повторяется, :И производится приработка (обкатка) других (оставшихся) с.торон зубьев колес испытуемых редукторов. После завершения испытаний обкатанные редуктора (либо по аналогии коробки скоростей, например, металлорежущих станков, автомобилей и т. д.) снимаются и устанавливают новые и весь процесс , повторяетея./ Использование в предлагаемом стен де инерционного возбудителя крутящего 9 3 момента и шарнирно связанных управляющим двуплечим рычагом муфт сцепления и предохранительной муфты обеспечивает автоматическую предварительную выборку зазоров при /1юбом направлении вращения привода, т. е. при реверсе. Формула изобретения Стенд для испытания передач по схеме замкнутого контура, содержащий привод, включенные в разные ветви контура нагружатель и инерционный возбудитель крутящего момента и вал, связанный зубчатыми передачами с ветвью контура, содержащий инерционный возбудитель, отличающийся тем, что, с целью обеспечения автоматической предварительной выборки зазоров при реверсе, зубчатые передачи расположены с одной стороны инерционного возбудителя, одно из зубчатых колес ближайшей к нему передачи установлено с возможностью перемещения вдоль вала, стенд снабжен размещенными между одноименными колесами зубчатых передач муфтами, одна из которых - управляемая сцепления - включена в ветвь контура, с другой - регулируемой предохранительной - связан вал с подвижным зубчатым колесом, и двуплечим рычагом, каждый конец которого шарнир.но связан с нажимными элементами муфт. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Добровольский В. А. и др. Детали машин. М., Машиностроение, 1972, с. 3 5-3«7, рис. 21.1.66. 2.Тривайло и др. Обкатка цилиндрических редукторов на стендах с фрикционным нагружателем. Сб. Технология и организация производства, УКРНИИНТИ, 1976, ff 10, с. 62-6 (прототип).

Фиг.1

Похожие патенты SU976323A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ НАГРУЖЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ, КАРДАННЫХ ВАЛОВ И МУФТ НА ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ И ОБКАТОЧНЫХ СТЕНДАХ 2002
  • Власов П.А.
  • Власов В.П.
  • Меньшов В.Г.
RU2237235C2
Стенд для испытания зубчатых передач 1973
  • Ким Станислав Николаевич
  • Малышев Геннадий Дмитриевич
  • Смирнов Виктор Иванович
SU708196A1
Нагружающая муфта 1981
  • Нагорняк Степан Григорьевич
  • Крочак Ярослав Адамович
SU945514A1
НАГРУЖАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБКАТКИ И ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МАШИН 2010
  • Власов Павел Андреевич
RU2477848C2
Установка для испытания зубчатых передач 1958
  • Шаповалов В.Е.
  • Эпштейн Ю.В.
SU119001A1
Стенд для испытания агрегатов газотурбинных двигателей 1987
  • Подгуренко Владимир Сергеевич
  • Клейменов Валентин Александрович
  • Мойсеев Валерий Александрович
  • Корчагин Юрий Владимирович
  • Добринов Игорь Иванович
SU1578557A1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПЕРЕДАЧ 1972
SU353170A1
Дифференциальный нагружатель 1984
  • Смирнов Александр Васильевич
  • Ермолаев Борис Валентинович
  • Снегирев Владимир Павлович
  • Ратов Геннадий Николаевич
SU1226109A1
Стенд для испытания зубчатых передач 1984
  • Горошко Валерий Феофанович
  • Иванов Сергей Аркадьевич
  • Карпушин Вячеслав Алексеевич
  • Янович Дмитрий Леонидович
SU1229632A2
Стенд замкнутого контура для испытания зубчатых передач 1989
  • Найштут Александр Яковлевич
  • Никитин Юрий Дмитриевич
  • Лоскутов Анатолий Петрович
  • Дворчик Владимир Ильич
  • Пожбелко Владимир Иванович
  • Пермяков Владимир Александрович
  • Родиков Николай Федорович
SU1795331A1

Иллюстрации к изобретению SU 976 323 A1

Реферат патента 1982 года Стенд для испытания передач

Формула изобретения SU 976 323 A1

SU 976 323 A1

Авторы

Нагорняк Степан Григорьевич

Крочак Ярослав Адамович

Даты

1982-11-23Публикация

1981-04-09Подача