1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях трубопроводов различного назначения.
Известен компенсатор для трубопроводов, содержащий фланцы, промежуточные фланцы, уплотнительные упругие элементы, размещенные в канавках фланцев,при этом торцы смежных фланцев не соприкасаются друг с другом р }.
Недостатком компенсатора являет- . ся невозможность использования при повышенных давлениях ввиду малой жесткости упругих колец и герметизации стыков от действия давления.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является компенсатор для трубопррводов, содержащий фланцы, размещенный между ними упругий элемент и защитную оболочку, охватывающую упругий элемент, причем упругий элемент скреплен с фланцами и защитной оболоч-. кой 2 .
Недостатком известного компенсатора является сложность монтажа и демонтажа упругого элемента ввиду того, что он скреплен с фланцами и защитной оболочкой например,посредством вулканизации.
Целью изобретения является упрощение монтажа и демонтажа компенсатора.
Цель достигается тем, что защитг ная оболочка выполнена в виде кон10центрично установленных ленточных пружин сжатия, а упругий элемент расположен между ними с предварительным натягом.
На чертеже изображено предлагае15мое устройство.
Технологический компенсатор стыка трубопроводов 1 и 2 содержит размещенный между фланцами 3 и 4 упругий элемент 5 и защитную оболочку.
20 Защитная оболочка выполнена в виде установленных концентрично пружин 6 и 7 сжатия, имеющих форму усеченного конуса или так называемых буферных пружин , свитых из ленты с пере крытием а витков 8 и 9 е шагом 6 н вивки, меньшим ширины ленты. Упругий элемент 5 заключен с натягом между пружинами б и 7, между фланцами 3 и . Пружины 6 и 7 в зависимости от условий эксплуатации (усилия, среды температуры и т.п.7 могут быть выпол нены из пружинной стали, бронзы или из пластика, например фторопласта. Количество витков определяется потребным усилием и ходом компенсатора в продольном, радиальном и угловом направлениях. Уп.ругость элемента 5 обеспечивает ся за счет выбора материала, напри мер резины. При необходимости повысить упругость элемента 5 на его внутренней поверхности посередине расстояния между фланцами 3 и 4 може быть выполнена полость,в которой раз мещаются дополнительные конические .кольца осевого давления для подпружинивания закраин полости и в целом элемента к фланцам 3 и . Дополнительные кольца обеспечивают повышение натяга, термостойкость срок службы элемента 5. Фланцы 3 и трубопроводов скреплены друг с другом, неподвижно, например болтами, стяжным хомутом и т.д., или подвижно. Собранный узел 6-5-7, имеющий в свободном состоянии высоту, превышающую расстояние между фланцами 3 и 4 .,сжимают в осевом направлении с помощью приспособления и вводят в зазор между фланцами, после чего скрепляют их друг с другом, например, болтами ограничивая осевое сжатие с помощью одетых на болты втулок. Благодаря натягу элемента 5 в стыке с фланцами 3 и 4 обеспечивается герметич-ность в местах контакта этих деталей Зазоры в щелях между перекрывающими друг друга витками внешней пружины 6 таковы, что препятствуют выдавливанию в них резины элемента 5, однако, суммируясь с зазорами других витков, позволяют герметично соединять трубопроводы 1 и 2 при обеспече нии радиальных и угловых смещений фланцев 3 и i относительно друг друг т.е. при их несоосности, непараллель ности, клиновмдности. Продольное же перемещение фланцев 3 и беспрепятственно осуществляется за счет сжати пружин 6 и 7 и элемента 5. При уменьшении расстояния между фланцами 3 и 4 пружины 6 и 7 сжимаются, при этом шаг е навивки ленты уменьшается ребро ленты вдавливается в тело элемента 5, уменьшая занимаемый им прежде объем и увеличивая тем самым натяг резины и герметичность по стыку с фланцами 3 и . Конструктивно подбирая диаметры, перекрытие витков, шаг пружин, толщину вкладыша и межторцевое расстояние, обеспечивают такой натяг элемента 5, который достаточен для герметичности и не превышает некоторого предела,свыше которого резина может вытекать в зазоры между витками пружин, в особенности в условиях высоких температур. Узел 6-5-7 устанавливают так, чтобы направление навивки пружин совпадало с направлением потока в трубопроводе . При работе трубопровода пружина 7 предохраняет элемент 5 от эрозии потоком рабочей среды, от выгорания, термического разложения, вытекания. Давление сквозь зазоры между витками пружины 7 воздействует на элемент 5,растягивая его в радиальном направлении и тем увеличивая прижатие к внутренней поверхности пружины 6. Последняя препятствует растяжению элемента 5 и его разрыву, являясь внешней армировкой. Зазоры между свитыми с перекрытием витками малы настолько, что элемент 5 вследствие своей вязкости не проникает в них. Для уменьшения возможности вытекания резины элемента 5 в зазоры пружины элемент 5 снаружи, а еще лучше и изнутри покрывают (армируют слоем стеклянной или другой ткани. Это позволяет несколько увеличить размеры щелей-зазоров между витками пружины 6 и тем самым увеличить компенсирующие возможности узла в радиальном и угловом направлениях. Компенсатор может быть использован в неподвижных соединениях труб, агрегатов.и т.п., в которых требуется обеспечить установку и выемку трубы в радиальном направлении без демонтажа Ч сдвижки 7 прилегающих элементов магистрали, в особенности требующих частой замены агрегатов. Этим упрощается монтаж. Кроме того, данный компенсатор может быть использован в соединениях, подверженных перемещениям в процессе работы. В таком качестве . компенсатор при относительно небольших перемещениях может заменить силь фоны и гофрированные резинотканевые муфты, обеспечивая работоспособность при значительно больших давлениях. Формула изобретения Технологический компенсатор стыка трубопроводов, содержащий фланцы 06 размещенный между нийи упругий элемент и защитную оболочку, отличающийся тем, что,с целью упрощения монтажа и демонтажа, защитная оболочка выполнена в виде концентрично установленных ленточных пружин сжатия, а упругий элемент расположен между ними с предварительным натягом. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 122375, кл. F 16 L 51/00, 1958. 2.Патент Японии № , кл. 6 5 А , опублик. 1977.
Авторы
Даты
1982-07-23—Публикация
1978-04-17—Подача