Изобретение относится к тренаже-рам и касается конструирования ими.таторов работы стакселя парусного судна.
Известен имитатор работы стакселя парусного судна, содержащий соленоид, сердечник которого связан гибкой тягой и с рангоутом, имеющим нок и пятку/ Электродвигатель поворота рангоута и стаксель-шкот, при зтом обмотки электродвигателя и .соленоида электрически связаны с блоками подачи тока.
Недостаток известного имитатора заключается в низкой эффективности тренировки и обучения вследствие отсутствия имитации реальных нагрузок на стаксель-шкоте при дингшическом изменении силы и направлении ветра.
Цель изобретения - повышение эффективности тренировки обучения путем имитации реальных нагрузок на стаксель-шкоте при динамическом изменении силы и направления ветра.
Для этого он снабжен баллоном сжатого воздуха, электромагнитным вентилем и надувным шаром, при этом рангоут установлен горизонтально, пяткой связан с валом электродвигателя, ноком - с стаксель-щтоком.
а надувной шар .прикреплен к пятке рангоута и сообщен через электромагнитный вентиль с баллоном сжатого воздуха.
На чертеже схематически изображен предлагаемый имитатор.
Имитатор содержит блок 1 силы тока соленоида, блок 2 силы тока электродвигателя, соленоид 3 с сер10дечником 4- и гибкой тягой 5, электродвигатель 6 постоянного тока, горизонтальный рангоут 7, надувной шар 8, электромагнитный вентиль 9, баллон 10с сжатым воз духом, стаксель5 шкот 11.
Горизонтальный рангоут 7 пяткой закреплен неподвижно в горизонтальной и подвижно в вертикальной плоскости к валу установленного вертикально электродвигателя 6, ротор которого состоит из одной обмотки и двух колец коллектора. Сердечник 4 соленоида 3 соединен гибкой тягой 5 с горизонтальным рангоутом 7 таким
25 образом, что вектор силы тяги сердечника 4, приложенный к горизонтальному рангоуту 7, расположен в вер тикальной плоскости. Выход блока
jQ .2 силы тока электродвигателя подклю чен к электродвигателю 6, а выход
блока 1 силы тока соленоида к обмотке соленоида 3. Стаксель-шкот 11 связан с ноком горизонтального рангоута 7, к пятке которого прикреплен надувной шар 8, связанный с баллоном 10 с сжатым воздухом через электромагнитный вентиль 9.
Имитатор стакселя работает слет дующим образом.
На входы блоков 1 и 2 подается сигнал, пропорциональный углу и силеимитируемого ветра.Блок 1 формирует такую силу тока, что силовой момент, развиваемый ротором электродвигателя 6 на стаксель-шкоте 11 при угле поворота горизонтального рангоута 7, соответствующем оптимальному углу поворота прямой линии, соединяющей галсовый и шкотовый углы стакселя, для данных угла и силы ветра, равен передаваемому от стакселя на стаксель-шкот моменту, развиваемому компонентной силы давления ветра на стаксель, лежащей в горизонтальной плоскости и соответствующей этим же УГЛОВЫМ координатам стакселя.
Блок 2 формирует такую силу тока, что силовой момент, приложенный к стаксель-шкоту и образованный произведением силы тяги сердечника 4 соленоида 3-на плечо приложения гибкой тяги 5 к горизонтальному рангоуту 7 и синуса угла между ними, равен силовому моменту, также приложенному к стаксель-шкоту, развиваемому вертикальной составляющей силы давления ветра на стаксель при условии совпадения угла поворота горизонтального рангоута 7 и угла поворота прямой линии, соединяющей галсовый и шкотовый углы.стакселя. причем последний угол поворота образован при оптимальной постановке стакселя для данных угла и силы ветра. При переборе стаксель-шкота 11 -угол поворота горизонтального рангоута 7 уменьшается и усилие на нем, соответственно, возрастает, и при растраливании стаксель-шкота усилие на нем уменьшается.
На управляющий вход электромагнит ного вентиля 9 поступает сигнал, пропорциональный функции угла и силы имитируемого ветра и истинного угла поворота горизонтального рангоута, т.е. сигнал, пропорциональный соотношению оптимального угла поворота прямой линии, соединяющей галсовый и шкотовый углы стакселя и истинного угла поворота горизонтального рангоута 7.
При превышении истинного угла поворота горизонтального рангоута 7
величины оптимального угла, согласно управляющему сигналу электромагнитный вентиль 9 перекрывает доступ воздуха из баллона 10 в надувной шар 8, и последний опадает, что соответствует растравленному и полощущему стакселю, а при значениях истинного угла поворота горизонтального рангоута 7, меньших оптимального угла, электромагнитный вентиль 9 чрезмерно увеличивает доступ- воздуха к надувному шару 8, что соответствует перебранному стакселю.
Яхтсмен, работая на стаксель-шкотах 11, испытывает нагрузку, динамика которой приближена к реальным условиям, а также старается держать горизонтальный рангоут 7 в таком положении, чтобы надувной шар 8 нахо-. дился на грани опадания, что соответствует стакселю, находящемуся на Грани заполаскивания.
Устройство позволяет приблизить тренировку к естественным условиям работы на стаксель-шкотах при изменениях силы и направления ветра, увеличивает наглядность тренировки по управлению стакселем и дает возможность использования в автоматических комплексах для тренировки яхтсменов .
Формула изобретения
Имитатор работы стакселя парусного судна, содержащий соленоид, сердечник которого связан гибкой тягой с рангоутом, имеющим нок и пятку, электродвигатель поворота рангоута и стаксель-шкот, при этом обмотки электродвигателя и соленоида электрически связаны с блоками подачи тока, пропорциональных направлению в силе ветра, отличающийс я тем, что, с целью повышения эффективности тренировки и обучения путем имитации реальных нагрузок на стаксель-шкоте при динамическом изменении силы и направления ветра, он снабжен баллоном сжатого воздуха электромагнитным вентилем и надувны шаром, при этом рангоут установлен горизонтально, пяткой связан с валом электродвигателя, ноком - с стаксель-шкотом, а надувной шар прикреплен к пятке рангоута и сообщен через электромагнитный вентиль с баллоном сжатого воздуха.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 598612, кл. А 63 В 69/00, 1977 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер экипажа швертбота типа "Шлюп | 1980 |
|
SU995110A1 |
Тренажер рулевого швертбота типа КЭТ | 1979 |
|
SU947902A1 |
ЛОПАСТЬ-ПАРУС ВЕТРЯНОГО АГРЕГАТА (ВАЮ) | 1997 |
|
RU2131996C1 |
Тренажер рулевого швербота | 1979 |
|
SU1029216A2 |
ЯХТА | 2010 |
|
RU2426670C1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ МАЧТОВОГО СУДНА | 1992 |
|
RU2050306C1 |
Косое парусное вооружение | 1989 |
|
SU1705184A1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ | 2013 |
|
RU2529042C1 |
Парусное вооружение лодки | 1979 |
|
SU854805A1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ | 2019 |
|
RU2714378C1 |
Авторы
Даты
1982-08-23—Публикация
1980-01-04—Подача