(54) СПОСОБ
1
Изобретение относится к исследованию прочностных свойств конструкций и их элементов, в частности к способам определения расхода ресурса конструкции, подверженной при эскппуатации случайным . нагружениям, и может найти преимущественное применение в авиационной промышленности.
Известен способ определения расхода ресурса конструкции, подверженной при эксплуаташга случайным нагружениям, заключающийся в том, что непрерывно измеряют деформацию в зоне наименьшей усталостной прочности конструкции, в,процессе эксплуатации выделяют экстремумы деформаьгии и по ним, используя принцип суммирования повреждаемости, судят о расходе ресурса, сравнивая с результатами эталонного нагружения 1 .
Известный способ осуществляют следующим образом:
К поверхности конструкций в зоне наименьшей усталостной прочности перед
нагружением прикрепляют датчик деформации.
Сначала проводят эталонное нагружение до исчерпания ресурса конструкции. В тфоцессе нагружения непрерывно изм ряют деформацию, выделяют экстремумы деформации и определяют щювзввде(Ше мгновенных значений экстремумов на их количество. При этом значение деформации Е: берется усталостной кривой ма10териала конструкции, записанной-в виде
- (А / N )(.., где М - число циклов до разрушения, А - постоянная величина,
деформация, соответствующая пределу неограниченной выносливости. Исполь
15 зуя принцип суммирования поврежд.1емости в виде / N - р . где И| - количество циклов нагружения, л - постоя ная величина, судят о расходе ресурса .вплоть до эталонного разрушения конст20рукции.
Затем при эксплуатации конструкции регистрируют VI4 по измеренным значеОПРЕДЕЛЕНИЯ.РАСХОДА РЕСУРСА КОНСТРУКЦИИ ПОДВЕРЖЕННОЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СГ1УЧАЙНЬ1М НАГРУЖЕНИЯМ 39 ниям |- определяют и вычисляют MV / NI С .По мере приближения значения С к значению В рекомендуют п верять конструкцию. Недостатком известного способа явля- ется низкая точность определения в силу неучета асимметрии нагружения, то есть средней составляющей деформации. Цель изобретения - повышение точноо ти определения расхода ресурса. Указанная цель достигается тем, что при эталонном нагружении определяют среднюю величину деформации, при экспл} атации дополнительно определяют разность между экстремумом деформации и средней величиной деформации эталонного нагружения и о расходе ресурса судят с учетом произведения экстремума деформации и найденной разности. Способ осуществляют следующим обра зом. К поверхности конструкции в зоне наименьшей усталостной прочности перед на- гружением прикрепляют датчик де4юрмации например тензотермический. Все дальнейшие операции можно относить к величинам деформации , либо, для случая упругого поведения материала, к напряжениямGT , я бо к электрическому сигналу с датчика, np порциональному этим величинам. Сначала проводят эталонное нагружение до исчерпания ресурса конструкции. В гфоцессе нагружения непрерывно измеряют деформацию выделяют екстрем мы деформации fj , определяют сред, нюю величину деформации и подсчитывают величину на основании иопога эования пришила суммирования повреждаемости. -Т( max-jm/ z. При эксплуатации конструкций определяют разность между экстремумом деформации средней величиной дефори 34 мации эталонного нагружения(,.5 ё у) и используют принцип суммирования для определения расхода Т ресурса конструк - 7) 1ЦеГ- €-ъ) 1-1 J . где УИ - угол наклона левой ветви кри вой выносливосУи в двойных лога рифмтанескшс координатах. Способ позволяет повысить точность определения расхода ресурса за счет уче та асимметрии нагружения. Формула изобр е т е н и я Способ определения, расхода ресурса конструкции, подверженной при эксплуатации случайным нагружениям, заключающийся в том, что непрерывно измеряют деформацию в зоне наименьшей усталостной прочности конструкции, в процессе эксплуатации выделяют экстремумы деформации и по ним, иопользуя принцип суммирования повреждав мости, судят о расходе ресурса, сравнивая с результатами эталонного нагружения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения, при эталонном нагружении определяют среднюю величину деформации, при эксплуатации дополнительно определяют разность меж ду экстремумом деформации и средней в&личиной деформации эталонного нагружения и о расходе ресурса с учетом произведения экстремума деформации и найденной разности. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Франции № 2119182, кл. GOlN З/ОО, 1972 (прот отйп).
Авторы
Даты
1982-08-23—Публикация
1979-12-04—Подача