Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в ча ности к устройствам для тестового контроля обучаемых. Известно устройство, содержащее переключатель готовности ответа, эле мент кодирования, переключатель смены вопросов, регистраторы правильных и неправильных ответов, переключатель сброса ответов, шины питания индикаторы правильных и неправильных ответов, элемент задержки времени, регистраторы сигналов отсутствия ответа, индикаторы сигналов ответа, переключатель сигналов отсутствия ответа С 3. Недостатком данного устройства является невозможность контроля вопр сов, на которые noryj быть даны различные (неоднозначные) ответы, степень приближения каждого из которых к наиболее полному и правильному ответу может быть оценена различными числами (балплми). Наиболее близким к предлагаемому является устройство, состоящее из блока ввода ответов, счетчика, дешифратора, индикатора оценки знаний, логической части, имеющей схему присвоения весов ответам, выполненной на задающем генераторе, связанном с последовательно соединенными счетными триггерами, а выходы - с входами элементов схемы временной селекции С2. Данное устройство позволяет оценивать различные вопросы в зависимости от их сложности и важности различными весовыми коэффициентами, однако оно не дает возможности контролировать вопросы, на которые могут быть даны различные (неоднознйчные) ответы, степень приближения каждого из которых к наиболее полному и правильному ответу может быть оценена различными баллами, Цель изЬбретения - расширение дидактических возможностей устройства путем приближения результатов ответа 395 к наиболее полным и правильным, обеспечив контроль ответов на вопросы, на которые могут быть даны различные (неоднозначные) ответы, оцениваемые различными баллами. Поставленная цель достигается тем что в известное устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов и блок кодирования, последовательно соединенные задающий генератор и счетчик, последовательно включенные переключатель номера вопро са, блок регистрации и блок предъявле ния результатов контроля, второй выхо блока ввода ответов соединен с входом переключателя вопросов, второй выход которого подключен к второму входу блока кодирования, введены реле време ни и блок классификации результатов ответов, вход которого соединен с выходом счетчика, а выход - с вторым входом блока предъявления результатов контроля, первый вход реле времени подключен к выходу блока кодирования, второй вход - к второму выходу блока регистрации, а выход - к входу задающего генератора. Причем блок классификации результатов ответов выполнен в виде дешифра тора. На чертеже представлена фунциональ ная схема устройства для контроля ответов обучаемых. Оно содержит блок 1 ввода ответов, блок 2 кодирования, реле 3 времени, задающий генератор , счетчик 5, блок 6 классификации результатов ответов, выполненный, например, в виде дешифратора, блок 7 предъявления результатов контроля, переключатель 8 вопросов, блок 9 регистрации. Блок 1 состоит из набора кнопок или из переключателя на столько положений , сколько может быть максимально возможных ответов на вопрос. Блок ввода ответов осуществляет выработку сигналов ответа. Сигнал ответа через переключатель 8 поступает в блок 9, который исключает повторный ответ на вопрос. Одновременно, сигнал ответа через блок 2 поступает на реле 3. С выхода реле 3 подается разрешающий сигнал на запуск генератора , частота генерации которого является строго калиброванной. Реле 3 при запуске, также выдает строго калиброванное вре мя, зависящее от ответа на вопрос, который дал испытуемый (которое зависит от степени приближения данного 4 твета к наиболее полному и правильному ответу), Пока выдается сигнал с реле 3, генератор t может выдать строго определенное, например один или два, или три, или четыре, или пять, или шесть и т.д., количество импульсов, которые запишутся в счетчик 5 (количество импульсов, записанных в счетчик, соответствует количеству очков, полученных испытуемым за ответ на данный вопрос). Счетчик 5 фиксирует сумму баллов в двоичной системе. Счетчик 5.соединен с блоком 6 классификации результата, который может быть выполнен по схеме дешифратора, и который выдает тот или другой сигнал в зависимости от суммы, записан- ( ной в счетчик 5. Выход блока 6 соединен с блоком.7, выдающим результаты проверки по тестам. Блок 7 соединен с блоком 9 и выдает результат проверки по тестам после ответа на все вопросы. Выбор генератора А в предлагаемом устройстве имеет принципиальное значение. Необходимо, чтобы этот генератор обеспечивал формирование пакетов импульсов с постоянной их амплитудой. В качестве такого генератора может быть использован, например, генератор, сигналом запуска которого можно считать подачу питания с реле 3 времени, а источником импульсов - срабатывание контактов реле блока 2. Этот генератор 4 обеспечивает не только надежную работу предлагаемого устройства, но и позволяет снизить требования к точности выдержки .реле 3 времени и стабильности частоты генератора А. Аналогичные генераторы могут быть выполнены на транзисторах и тиристорах. Устройство работает следующим образом. Пусть испытуемому предложен, например, психологический тест со следующими вопросами и ответами на них. 1.Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих а)Очень редко. б)Редко. а) Достаточно часто, г) Оченьчасто. 2.Случается ли вам говорить чтолибо такое, вы сами не верите, из упрямства, наперекор другим либо из престижных соображений
а)Да.
б)Нет.
3. Какие из перечисленныхкачеств вы более всего цените в людях
а)Настойчивость.
б)Широта мышления.
в) Эффектность, умение показать себя.
. Имеете ли
вы склонность к педантизму
а)Да.
б)Нет.
5.Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами
а)Да.
б)Нет.
6.Любите ли анализировать свои поступки
а) Да. б) Нет
7.Находясь в кругу лиц, хорошо ам известных:
а)стараетесь сохранить тон, приятый в этом кругу
б)остаетесь самим собой
8.Приступая к трудному заданию, тараетесь ли не думать об ожидающих ас трудностях
а) Да. б) Нет.
9.Какое из пё речисленных ниже опеделений, по вашему мнению, более сего подходит к вам
а)Мечтатель.
б)Рубаха-парень.
в)Усерден в труде.
г)Пунктуален, аккуратен.
д)Философ в широком смысле этого олова.
е)Суетный человек.
10.При обсуждении того или иного опроса:
а)высказываете свою точку зрения, отя, быть может, она отличается от
мнения большинства
б)считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете другую точку зрения
в)поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении
г)не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая поеобладает
11. Какое чувство вызывает у вас еожиданный вызов к руководителю
а)Раздражение.
б)Тревогу.
в)Озабоченность.
Г; Никакого чувства.
1$. Если в пылу полемики ваш оппонент сорвется и допустит личный выпад против вас. Как вы поступите
а)Ответите ему в том же тоне.
б)Проигнорируете этот факт.
в)Демонстративно оскорбитесь..
г)Предложите сделать перерыв. 13. Если ваша работа забракована,
это вызывает у вас:
а)досаду;
б)стыд;
в)гнев.
1. Если вы попали впросак, кого вините в первую очередь
а)Себя самого.
б)фатальное невезение.
в)Прочие объективные обстоятельства.
13- Не кажется ли вам, что окружающие вас люди - будь то руководители коллеги или подчиненные - недооценивают ваши способности и знания
а)Да.
б)Нет.
16. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то что делаете вы
а)Злитесь на них;
б)Стараетесь ретироваться;
в)Не раздражаясь, начинаете подыгрывать им.
г)Отвечаете смехом и, как говорится, ноль внимания.
д)Делаете безразличный вид и даж улыбаетесь, но в душе негодует
17. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т.п.), то как вы поступите
а)Будете продолжать поиск молча.
б)Будете искать, попутно обвиняя своих домашних в беспорядке.
в)Уйдете без нужной вам вещи. 18., Что скорее всего выведет вас
из равновесия
а)Длинная очередь в приемной.
б)Толчея в общественном транспорте.
в)Необходимость приходить в определенное место несколько раз
по одному и тому же вопросу.
19.Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в Защиту своей точки зрения
а)Да.
б)Нет.
20.Если для выполнения срочной работы вам представится возможность 7 выбирать себе помощника, кого из воз можных кандидатов вы выберете а)Человека исполнительного, но безынициативного. б)Человека знаю1цего, но упрямца и спорщи ка. в)Человека одаренного, но с ленцой. Каждый из ответовна вопросы може быть оценен следующими очками (балла ми) 1 . а - О 2. а - О3. а - 1 +. а6-1 6-1 6-1 бв - 2в - О г - 3 5. 6. а-2 7. а-2 .8.а 6-2 б-,О б-О 69.а-010.а-2 11.а-012.,а13 а - 2 1-14. а - 2 15. а - О 16.а 6-1 6-0 6-2 6в- О в-0в«17.а - 2 18. а - 1 19. а - О 20.а 6-0 б-О 6-2 6в-1 в-2вРассмотрим работу устройства на примере ответа на один вопрос теста. например на первый. При введении ответа блок 1 выдает сигнал, который через переключатель поступает в блок 9, который регистри рует ответ на данный вопрос. Одновре менно сигнал с блока 1 через блок 2 поступает на реле 3, которое включае ся на время, определяемое тем, какой ответ сделал испытуемый. Если испыту емый выбрал ответ, г, то реле 3 вк чается на время, за которое генератор выдаст три импульса в счетчик если испытуемый выбрал ответ в, то реле 3 включается на время, за которое генератор t выдает два импульса в счетчик 5 и т.д. При ответе на последующие вопросы счетчик 5 суммирует поступившие импульсы с генератора . Блок 6 работает следующим образом Вся совокупность чисел, которая может быть записана в счетчик 5 блоком 6 делится на группы, например пе вая группа - в счетчик 5 записаны чи 18 ла от О до 1, вторая группа - в счетчик 5 записаны числа от 15 до 25. третья группа - в счетчик 5 записаны числа от 26 до 38, и, наконец, четвертая группа - в счетчик 5 записаны числа свыше 38, (Если число, записанное в счетчике S, относится к первой группе, то сигнал появляется на первом выходе блока 6, если число, записанное в счетчике 5, относится к второй группе, то сигнал появляется на втором выходе блока 6 и т.д.). При ответе на последующий вопрос с выхода блока 9 подается сигнал на блок 7, выдающий результаты проверки по тестам. Так, если сигнал на блок 7 был подан с первого выхода блока 6, то результат проверки может быть оценен, например, так: Увы, человек вы слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях готовы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе на вас трудно положиться. Задумайтесь над этим. Если сигнал на блок 7 был подан с второго выхода блока 6, то результат проверки может быть оценен так: У вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взгядами на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть над чем подумать, чтобы избавиться от некоторых недостатков (можно не сомневаться, что вам это под силу) Если сигнал на блок 7 был подан с третьего выхода блока 6, то результат проверки может быть оценен так: Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнением других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстее случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о чертах сильного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный это не значит жестокий. Если сигнал на блок 7 был подан с четвертого выхода блока 6, то результат проверки -может быть оценен так: Простите, но мы вам ничего не может сказать. Почему Потому просто не верится, что есть люди с таким идеальным характером (а коль есть, то им просто нечего порекомендовать). А-может быть, такая сумма . очков - это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения. Предлагаемое устройство, описанными выше средствами, позволяет прои водить контроль ответов на вопросы, на которые могут быть даны различные (неоднозначные) ответы, степень приближения каждого из которых К наиболее полному и правильному ответу может быть оценена различными баллами. Формула изобретения 1. Устройство для контроля ответов обучаемых, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов и блок кодирования, последовательно соединенные задающий генератор и счет чик, последовательно включенные переключатель вопросов, блок регистрации и блок предъявления результатов контроля, второй выход блока ввода ответов соединен с входом переключателя вопросов, второй выход которого под9S110 ключен к второму входу блока кодирования, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства путем приближения результатов ответа к наиболее полным и правильным, в него введены реле времени и блок: классификации результата ответов, вход которого соединен с выходом счетчика, а выход - с вторым входом блока предъявления результатов контроля, первый вход реле времени подключен к выходу блока кодирования, вторбй вход - к второму выходу блока регистрации, а выход - к входу задающего генератора. 2. Устройство по п. 1, о т л и чающееся тем, что в нем блок классификации результата ответов выполнен в виде дешифратора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке W 2930902/1.8-2, 25 кл. G 09 В 7/02, 1980. 2. Авторское свидетельство СССР № , кл. G 09 В 7/02, 1970 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1001152A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемого | 1983 |
|
SU1119058A1 |
Устройство для контроля знанийОбучАЕМыХ | 1979 |
|
SU842923A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых | 1980 |
|
SU972550A1 |
Обучающее устройство | 1990 |
|
SU1737484A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний | 1981 |
|
SU1005153A2 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1984 |
|
SU1166164A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемого | 1983 |
|
SU1108483A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1983 |
|
SU1098022A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1984 |
|
SU1277170A1 |
Авторы
Даты
1982-08-30—Публикация
1981-01-05—Подача