Дефектоскоп рельсового пути Советский патент 1982 года по МПК G01N29/04 

Описание патента на изобретение SU958959A1

(54) ДЕФЕКТОСКОП РЕЛЬСОВОГО ПУТИ

Похожие патенты SU958959A1

название год авторы номер документа
УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДЕФЕКТОСКОП 1992
  • Юллинен В.К.
  • Шоков Р.И.
RU2051382C1
Ультразвуковой эхо-импульсный дефектоскоп 1980
  • Лончак Виктор Андреевич
  • Лернер Владимир Семенович
  • Лернер Евгений Семенович
SU947747A2
Устройство ультразвукового контроля 1989
  • Серопян Георгий Багранович
  • Загребельный Владимир Иванович
  • Троицкий Владимир Александрович
  • Панин Владимир Федорович
  • Загребельный Андрей Владимирович
SU1779290A3
Ультразвуковой дефектоскоп для контроля сварных швов 1986
  • Гурвич Анатолий Константинович
  • Пасси Гаррий Соломонович
SU1388786A1
Ультразвуковой дефектоскоп 1991
  • Юллинен Валентин Константинович
  • Шоков Ростислав Иосифович
SU1835074A3
Ультразвуковой теневой иммерсионный дефектоскоп 1990
  • Аббакумов Константин Евгеньевич
  • Добротин Дмитрий Дмитриевич
  • Паврос Сергей Константинович
  • Топунов Андрей Владимирович
  • Табакман Рудольф Леонидович
  • Зайков Валерий Геннадьевич
  • Николаев Сергей Павлович
SU1716426A2
Ультразвуковой эхо-импульсный дефектоскоп 1977
  • Лончак Виктор Андреевич
  • Лернер Владимир Семенович
SU627397A1
Ультразвуковой дефектоскоп 1985
  • Гаврев Валерий Сергеевич
  • Бирюков Сергей Борисович
  • Пастернак Владимир Бениаминович
  • Трахтенберг Лев Исаакович
SU1281992A1
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ИЗДЕЛИЙ С ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ТОЛЩИНОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Медведев А.В.
  • Чепурных Г.С.
RU2044314C1
Оптикоэлектронный координатор для автоматического вождения мобильных агрегатов 1986
  • Лавров Геннадий Михайлович
  • Андрианов Владимир Валентинович
  • Абушенко Владимир Сергеевич
SU1378086A1

Реферат патента 1982 года Дефектоскоп рельсового пути

Формула изобретения SU 958 959 A1

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к дефектоскопам рельсового пути, и может быть использовано в железнодорожном транспорте. Известен дефектоскоп рельсового пути, содержащий синхрогенератор, подключенный к его выходу приемо-передающий преобразователь, последовательно соединенные формирователь, вход которого подключен к выходу преобразователя, блок задержки и элемент И счетных импульсов 1. В случае отсутствия эхо-сигнала в течение нескольких циклов зондирования не происходит сброса счетчика и в нем накапливается число,, превышающее значение дефекта, что снижает достоверность измерений. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является дефектоскоп рельсового пути, содержащий последовательно соединенные генератор импульсов, счетчик и блок сравнения, подключенный к его ВБ1ХОДУ регистратор, задатчик эталонных сигналов, подключенный ко второму входу блока сравнения, последовательно соединенные синхрогенератор, блок задержки и элемент И, приемо-передающий преобразователь, входом подключенный к выходу синхрогенератора, а выходом через детектор и формирователь - ко второму входу элемент; И 2. Дефектоскоп позволяет выявлять де фекты болтовых отверстий рельсового пути, однако в случае потери акцентрического контакта, показания регистратора не достоверны, кроме того, устройство позволяет обнаруживать дефекты только болтовых отверстий. Цель изобретения - повышение достоверности дефектоскопа. Указанная цель достигается тем, что дефектоскоп рельсового пути снабжен последовательно соединенными триггером, единичный вход которого подключен к выходу синхрогенератора, а нулевой - к выходу формирователя, вторым элементом И, второй вход которого подключен к выходу блока задержки, и элементом ИЛИ, второй вход которого подключен к выходу первого элемента И, а выход - ко входу сброса счетчика.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей.

Указанная цель достигается тем, что дефектоскоп рельсового пути снабжен вторым блоком задержки, включенным между элементом ИЛИ и входом сброса счетчика, а выход элемента ИЛИ подключен также ко входу задатчика эталонных сигналов.

На чертеже представлена блок-схема дефектоскопа.

Дефектоскоп рельсового пути содержит последовательно соединенные генератор 1 импульсов, счетчик 2 и блок 3 сравнения, подключенный кего выходу регистратор 4, задатчик 5 эталонных сигналов, подключенный ко второму входу блока 3 сравнения, последовательно соединенные синхрогенератор 6, блок 7 задержки и элемент 8 И, приемо-передающий преобразователь 9, входом подключенный к синхрогенератору б, а выходом через детектор 10 и формирователь 11 - ко второму входу элемента 8 И. Для блокировки показаний счетчика 2 в момент пропадания акустического контакта служат последовательно соединенные триггер 12, единичный вход которого подключен к вь1ходу синхрогенератора 6, а нулевой - к выходу формирователя 11, второй элемент 13 И, второй вход которого подключен к- выходу блока 7 задержки, и элемент 14- ИЛИ, второй вход которого подключен к выходу первого элемента 8 И, а выход через второй блок 15 задержки - ко входу сброса счетчика 2. Выход элемента ИЛИ подключен также ко входу задатчика 5 эталонных сигналов. Для сигнализации о пропадании эхо-сигнала выход второго элемента 13 И соединен с соответствующим сигнализатором (на схеме не показан).

Дефектоскоп работает следующим образом.

Генератор 1 импульсов вырабатыв аети мпульсы, частота следования которых пропорциональна скорости движения дефектоскопа. Время задержки в первом блоке 7 устанавливается равным времени между моментом выдачи зондирующего сигнала с выхода преобразователя 9 и моментом получения на вход преобразователя 9 эхо-сигнала в бездефектном рельсе.

Время задержки во втором блоке 5 устанавливается несколько превышающим время срабатывания задатчика 5 эталонных сигналов и 3 сравнения. Задатчик 5 содержит коды размеров дефектов или болтовых отверстий, подлежащих обнаружнению.

Отраженный эхо-сигнал после прохождения детектора 10 и формирователя И поступает на нулевой вход триггера 12 и на вход элемента 8 И.

Если эхо-сигнал образуется в результате отражения от внутреннего дефекта .-или болтового отверстия, то он попадает на вход

элемента 8 раньще, чем на первом входе элемента 8 И окажется сигнал с выхода блока 7 задержки, так как блок 7 задержки настроен на максимальное время прохождения сигнала.

В результате сигнала на выходе элемента 8 И не будет и счетчик 2 продолжает считать протяженность дефекта (болтового отверстия). Если эхо-сигнал образуется в результате отражения, например, от нижней границы подошвы рельса, т. е. задержка относительно зондирующего сигнала оказывается равной задержке блока 7, то элемент 8 срабатывает и через элемент ИЛИ 14 выдает сигнал на выдачу кода задатчиком 5. При этом блок 3 сравнения в результате оценки соотнощения между кодом счетчика 2 и кодом задатчика 5 определяет характер дефекта (или его отсутствие) и регистрирует его на устройстве в регистраторе 4. Сигнал с выхода элемента 14 ИЛИ через блок 15 задержки устанавливает счетчик 2 в нуль. Наконец, если сигнал выдан синхрогенератором, а ответного эхо-сигнала не последовало, то сигнал с выхода блока 7 задержки через элемент 13, на второй вход которого подан единичный выход триггера 12 (триггер 12 в данном случае находится в единичном состоянии, так как он не сброшен эхо-сигналом), попадает на вход элемента 14 ИЛИ. Далее процесс протекает, как в предыдущем случае, но выход, элемента 13 сигнализирует о пропадании эхосигнала.

Триггер 12 остается в единичном состоянии, однако это не нарушает правильность работы устройства.

Таким образом, при наличии эхо-сигналов, образовавшихся в результате отражения от внутреннего дефекта или болтового отверстия, идет заполнение счетчика 2 на протяжении длины дефекта.

При отсутствии дефекта, что подтверждается появлением эхо-сигнала с задержкой относительно запускающего, равной задержке блока 7, происходит сравнение содержимого счетчика 2 с кодом задатчика 5, в блоке 3 сравнения. Результат сравнения выводится на табло регистратора 4.

Дефектоскоп повышает достоверность определения размеров дефектов путем исключения ложных срабатываний счетчика и расширяет функциональные возможности, обнаруживая дефекты не только в болтовых отверстиях.

Формула изобретения

1. Дефектоскоп рельсового пути, содержащий последовательно соединенные генератор импульсов, счетчик и блок сравнения, подключенный к его выходу регистратор.

задатчик эталонных сигналов, подключенный к второму входу блока сравнения, последовательно соединенные синхрогенератор, блок задержки и элемент И, приемопередающий преобразователь, входом подключенный к выходу синхрогенератора, а выходом через детектор и формирователь - к второму входу элемента И, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности, снабжен последовательно соединенными триггером, единичный вход которого подключен к выходу синхрогенератора, а нулевой - к выходу формирователя, вторым элементом И, второй вход которого подключен к выходу блока задержки, и элементом ИЛИ, вход которого

подключен к выходу первого. элемента И, а выход - к входу сброса счетчика.

2. Дефектоскоп по п. 1, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, он снабжен вторым блоком задержки, включенным между элементом ИЛИ и входом сброса счетчика, а выход элемента ИЛИ подключен также к входу задатчика эталонных сигналов. Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 551558, кл. G 01 N 29/04, 1975.2.Патент США № 4004.455, кл. G 01 N 29/04, 1977 (прототип).

SU 958 959 A1

Авторы

Лохматый-Будовский Всеволод Хаймович

Даты

1982-09-15Публикация

1981-02-17Подача