1
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, предназначенным для создания микроклимата в пассажирских помещениях транспортных средств, в частности в салонах легковых автомобилей.
Известно отопительно-вентиляционное устройство для транспортного средства, содержащее вентилятор, сообщенный с каналами холодного и теплого воздуха, радиатор отопителя, установленный в канале теплого воздуха, смесительную камеру, подводящие каналы вентиляционных сопл и сопл для обогрева ног, расположенный между каналами указанных сопл подводящий канал антиобледенительных сопл, первую пару взаимосвязанных поворотных заслонок, регулирующих поток воздуха, проходящий через каналы теплого и холодного воздуха, одна из которых установлена перед радиатором, а другая - за ним, и вторую пару. взаимосвязанных поворотных заслонок для распределения воздуха по подводящим каналам, одна из которых установлена рядом с каналом вентиляционных сопл, а другая- между подводящими каналами антиобледенительных сопл и выпускных сопл для обогрева ног 1.
Недостатком указанного отопительновентиляционного устройства является низкая эффективность, обусловленная невоз5 можностью раздельной подачи горячего воздуха для обогрева ног пассажиров и одновременно холодного на ветровое стекло или в сопла панели приборов, а также значительным увеличением аэродинамического сопро,Q тивления, а следовательно, затрудненной подачей воздуха в ноги пассажиров из-за поворота воздушного потока на 180° внутри устройства.
Цель изобретения - повыщение эффективности работы отопительно-вентиляцион15 ного устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в отопительно-вентиляционном устройстве для транспортного средства, содержащем вентилятор, сообщенный с каналами холодного и теплого воздуха, радиатор отопителя, установленный в канале теплого воздуха, смесительную камеру, подводящие каналы вентиляционных сопл и сопл для обогрева ног, расположенный между каналами указанных сопл подводящий канал антиобледенительных сопл, первую пару взаимосвязанных поворотных заслонок, регулирующих поток воздуха, проходящий через каналы теплого и холодного воздуха, одна из которых установлена перед радиатором, а другая - за ним, и вторую пару взаимосвязанных поворотных заслонок для распределения воздуха по подводящим каналам, одна из которых установлена рядом с каналом вентиляционных сопл, а другая- между подводящими каналами антиобледенительных сопл и выпускных сопл для обогрева ног, смесительная камера расположена в зоне подводящего канала антиобледенительных сопл, а подводящие каналы вентиляционных сопл и выпускных сопл для обогрева ног соединены за пределами упомянутой камеры, соответственно первый - с каналом холодного воздуха, и второй - с каналом теплового воздуха, при этом оси вторых заслонок указанных первой и второй пар расположены параллельно друг другу вПЛОСКОСТИ, проходящей вдоль канала теплового воздуха и разделяющей в нем две полости, сообщающиеся соответственно при совмещенных свободных концах упомянутых вторых заслонок с каналом антиобледенительных .-сопл и с каналом сопл для обогрева ног.
На фиг. 1 изображено положение заслонрк, соответствующее режиму летней вентиляции; на фиг. 2 - то же, соответ ствующее режиму прогрева салона; на фиг. 3то же, соответствующее режиму полного разделения потоков холодного и теплого воздуха.
Отопительно-вентиляционное устройство содержит корпус 1, в котором выполнены канал 2 холодного воздуха, канал 3 теплого воздуха, подводящий канал 4 вентиляционных сопел, являющийся продолжением канала 2 холодного воздуха, подводящий канал 5 выпускных сопл для обогрева ног пассажиров, разветвляющийся на два канала 6 и 7 для подвода теплого воздуха в переднюю и заднюю зоны салона и являющийся продолжением канала 3 теплого воздуха, а также подводящий канал 8 антиобледенительных сопл, расположенный между каналами 4 и 5. Смесительная камера 9 расположена между каналом 2 холодного и каналом 3 теплого воздуха и примыкает к подводящему каналу 9 антиобледенительных сопл.
В корпусе 1 установлены центробежный вентилятор 10, сообщенный с каналом 2 холодного и каналом 3 теплого воздуха заслонка 11, регулирующая количество поступающего в вентилятор воздуха, радиатор 12 отопителя, размещенный в канале 3 теплого воздуха, и две пары взаимосвязанных заслонок 13, 14 и 15, 16. Заслонка 13, установленная перед радиаторм 12 и заслонка 14, установленная за радиатором 12, обеспечивают регулирование доли проходящего через него воздуха. Заслонка 15, установленная между подводящим каналом 4 вентиляционных сопл и смесительной камерой 9, и заслонка 16, установленная между подводящим каналом 8 антиобледенительных сопл и подводящим каналом 5 выпускных сопл для обогрева ног пассажиров, обеспечивают распределение воздуха по указанным подводящим каналам. В крайних положениях заслонка 15 упирается в стенку 17 корпуса 1, а заслонка 16 в выступ 18 корпуса 1. Оси заслонок 14 и 16 расположены параллельно друг другу в плоскости, проходящей вдоль канала теплого воздуха. При совмещенных свободных концах заслонок 14 и 16 канал 3 теплого воздуха разделяется на две полости, сообщающиеся соответственно с каналом 8 антиобледенительных сопл и с каналом 5 сопл для обогрева ног.
Устройство работает следующим образом.
В режиме летней вентиляции (фиг. 1) при перекрытии радиатора 12 отопителя взаимосвязанными заслонками 13 и 14, Отопительно-вентиляционноеустройство
осуществляет подачу наружного воздуха в салон автомобиля по канала.м 2 и 4 к вентиляционным соплам. В положении, когда заслонка 15 упирается в стенку 17 корпуса 1, а заслонка 16 упирается в выступ 18, наружный воздух поступает в канал 8 антиобледенительных сопл.
В холодный, период в режиме прогрева салона (фиг. 2) радиатор 12 отопителя полностью открыт, и весь поток наружного воздуха, проходя через него, подогревается и направляется по каналу 5 и да.тее по каналам 6 и 7 в переднюю и заднюю зоны салона, а через смесительную камеру 9 и канал 8 к антиобледенительным соплам, и, обогнув заслонку 15, по каналу 4 к вентиляционным соплам. Оптимальные условия прогрева салона обеспечиваются при совмещенных свободных концах заслонок 14 и 16. Когда заслонка 15 перекрывает канал 2, а заслонка 16 каналы 6 и 7, весь поток подогретого воздуха направляется по каналу 8 к антиобледенительным соплам. В другом режиме заслонка 16, касаясь выступа 18, перекрывает доступ теплого воздуха в смесительную камеру 9,и весь подогретый в радиаторе 12 воздух направляется только по каналам 5- 7 в переднюю и заднюю зоны салона.
В режиме полного разделения потоков холодного и теплого воздуха (фиг. 3). заслонка 13 открывает доступ наружному воздуХу в каналы 2 и 3 холодного и теплого воздуха, заслонка 15 перекрывает канал 4, а заслонка 16 упирается в выступ 18. Подогретый воздух направляется по каналам 5-7 в переднюю и заднюю зоны салона, а холодный воздух через смесительную камеру 9 по каналу 8 поступает к антиобледенительным соплам. Подача теплого воздуха к ногам водителя и пассажиров и одновременно создание «завесы прохладного воздуха в верхней части автомобиля устраняет возможность появления сонливости у водителя, а также повышает комфортабельность поездки при неблагоприятных климатических условиях, например в мороз, сочетающийся со снегом вперемежку с дождем, или в солнечный морозный день, когда на водителей и пассажиров воздействует избыточная солнечная радиация. При приоткрытых заслонках 15 и 16 (обозначено пунктиром), происходит смешение наружного и подогретого воздуха в смесительной камере 9. Часть подогретого воздуха проходит под заслонкой 14 по каналам 5-7. Другая часть подогретого воздуха, проходя поверх заслонки 14, поступает в смесительную камеру 9, и, смешиваясь с холодным воздухом, проходящим по каналу 2, поступает по каналу 8 к антиобледенительным соплам. Некоторая часть хо.тодного воздуха поступает по каналу 4 к вентиляционным соплам. Таким образом, эффективность работы устройства повышается за счет увеличения частоты сменяемости воздуха внутри автомобиля и обеспечения подачи воздуха требуемой температуры в достаточном количестве на соответствующий уровень - в ноги Га уровень груди и головы. В положенл:и,, когда свободный конец заслонки, радиатором, устанавливается напротив свободного конца заслонки, ст;р|ов. leiiHofi между подводящими кана.-ми актиобледенительных сопел и выпускных сопл для обогрева ног, обеспечиваются oiiTHNia ibHbie условия прогрева салона в зимний период за счет количественного разделения теплого воздуха, проходящего через . Использование предлагаемого изобретении позволит улучшить микроклимат и условия труда в кабине. Формула изобретения Отопительно-вентиляционное устройство для транспортного средства, содержащее вентилятор, сообщенный с каналами холодного и теплого воздуха, радиатор отопителя, установленный в канале теплого воздуха, смесительную камеру, подводящие каналы вентиляционных сопл и сопл для обогрева ног, расположенный межу каналами указанных сопл подводящий канал антиобледенительных сопл, первую пару взаимосвязанных поворотных заслонок, регулирующих поток воздуха, проходящий через каналы теплого и холодного воздуха, одна из которых установлена перед радиатором, а другая - за ним, и вторую пару взаимосвязанных поворотных заслонок для распределения воздуха по подводящим каналам, одна из которых установлена рядом с каналом вентиляционных сопл, а другая - между подводящими каналами антиобледенительных сопл и выпускных сопл для обогрева ног, отличающееся тем, что, с целью повыщения эффективности работы устройства, смесительная камера расположена в зоне подводящего канала антиобледенительных сопл, а подводящие каналы вентиляционных сопл и выпускных сопл для обогрева ног соединены за пределами упомянутой камеры, соответственно первый - с каналом холодного воздуха, и второй - с каналом теплого воздуха, при этом оси вторых заслонок указанных первой и второй пар расположены параллельно друг к друГУ в плоскости, проходящей вдоль канала теплого воздуха и разделяющей в нем две полости, сообщающиеся соответственно при совмещенных свободных концах упомянутых вторых заслонок с каналом антиобледенительных сопл и с каналом сопл для обогрева ног. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ФРГ № 2655554, кл. В 60 Н 1/00, 1960 (прототип).
,
Авторы
Даты
1982-09-30—Публикация
1980-07-21—Подача