1
Изобретение относится к одноколейным транспортным средствам, преимущественно мотоциклам, снабженным прицепом.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для сцепления одноколейного транспортного средства с прицепом, содержащее размещенные друг над другом шарнирно связанные между собой вертикальной осью рамки, одна из которых прикреплена к одноколейному транспортному средству, а другая - к прицепу 1.
Недостатком известного устройства для сцепления является то, что оно не обеспечивает достаточной устойчивости прицепа при использовании его совместно с одноколейным транспортным средством, например мотоциклом.
Цель изобретения - повышение безопасности путем увеличения устойчивости при движении.
Указанная цель достигается тем; что устройство снабжено двумя упругими элементами, расположенными по обе стороны от продольных элементов рамки, прикрепленной к одноколейному транспортному средству, и связанными своими концами с последними с возможностью их ограниченного
возвратно-поступательного перемещения вдоль этих элементов, причем противоположные концы упругих элементов связаны с рамкой, прикрепленной к прицепу, с возможностью их поворота во взаимно перпендику5 лярных плоскостях.
Кроме того, каждый упругий элемент выполнен в виде пружины растяжения, соединенной с рамкой, прикрепленной к прицепу посредством двойного щарнира, а с рамкой,
,Q прикрепленной к одноколейному транспортному средству, - посредством скользуна незамкнутого контура, снабженного ограничителем, при этом продольные элементы последней рамки жестко связаны между собой поперечиной, взаимодействующей с указан15 ным ограничителем.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - то же, вид сбоку; на фиг. 4 - вид по стрелке А на фиг. 2;
j,, на фиг. 5 - один из упругих элементов устройства; на фиг. 6 - сечение Б-Б на фиг. 5; на фиг. 7 - сечение В-В на фиг. 5. Прицеп, присоединяемый к мотоциклу, содержит раму с колесами 2, кузовом 3 и сиденьем 4 и рамку 5, жестко присоединенную к кузову 3 прицепа. Мотоцикл снабжен рамкой 6.
Обе рамки 5 и 6 установлены друг над другом с уклоном в сторону мотоцикла. Рамка 5 связана с рамкой 6 с помощью вертикальной оси 7, один конец которой размещен в подпятнике 8, закрепленном на поперечном элементе рамки 6, а второй конец жестко связан с поперечным валиком 9, закрепленным на рамке 5, например, с помощью болтов 10. Валик 9 выполнен трубчатым и заполнен смазкой, которая через отверстия в валике попадает на опорные латунные прокладки 11, закрепленные на корпусе 12 подпятника 8 с обеих сторон. На прокладки 11 опирается трубчатый валик 9 закрепленными на нем пластинами 13. Таким образом, обе рамки 5 и 6 выполнены с возможностью разворота в горизонтальной плоскости друг относительно друга. Ограничителями этого разворота являются пружины 14 и 15, один конец которых связан с рамкой 5, присоединенной к прицепу, а второй конец - с рамкой 6, присоединенной к мотоциклу. Каждая пружина связана с рамкой 5 с помощью двойного шарнира, обеспечивающего поворот пружины во взаимно перпендикулярных плоскостях. Указанное щарнирное соединение образовано вилкой 16, между проушинами 17 которой закренлена пружина с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. В головке 18 вилки 16 выполнено отверстие, ось которого распеложена перпендикулярно оси отверстий проушин 17, сквозь отверстие головки 18 вилки 16 пропущен валик 19, концы которого размещены в проушинах 20 и 21, закрепленных на переднем уголке рамки 6. На валике 19 с каждой стороны головки 18 вилки 16 одеты латунные втулки 22.
Крепление пружин 14 и 15 к рамке 6 осуществлено следующим образом. Конец каждой пружины прикреплен к разъемному держателю 23, который,в свою очередь, закреплен на латунном скользуне 24. В сечении скользун (фиг. 6) имеет незамкнутый контур, что позволяет охватить место соединения продольных элементов 25 рамки 6 и ее поперечины 26. Незамкнутая часть скользуна 24 со стороны свободного конца снабжена ограничителем в виде штыревого элемента 27. Противоположной стороной скользун 24 входитв прорезь разъемного держателя 23, в котором продольный элемент 25 рамки 6 охватывается скользуном 24, а со стороны незамкнутой части - латунным вкладышем 28, удерживаемым в держателе 23 вставкой 29. Держатель 23 со стороны вставки 29 и сама вставка имеют на своей поверхности резьбу, на которую навинчивается гайка 30 после фиксации обеих частей разъемного держателя шайбой 31. Такая конструкция позволяет обеспечить пружине 14 (а следовательно, и пружине 15), закрепленной на свободном конце разъемного держателя 23, перемещение вдоль продольного элемента 25 рамки 6 в пределах расстояния, ограниченного штыревым элементом 27, взаимодействующим с поперечиной 26.
Таким образом, обе пружины 14 и 15 имеют возможность поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях и перемещ.аться вдоль рамки 6, прикрепленной к мотоциклу. Обе пружины имеют значительную жесткость для создания эффекта жесткости конструкции прицепа и мотоцикла при прямолинейном движении. При необходимости поворота, например, влево левая пружина 14 растягивается, а правая скользит вдоль продольного элемента 25 рамки 6 на скользуне 24 до упора элемента 27 в поперечину 26. Как только на руль мотоцикла перестает действовать нагрузка(т.е. поворот осуществлен), пружины стремятся занять первоначальное положение, обеспечивающее соосность тележки прицепа и мотоцикла. Рамка 6 выполнена пространственной для обеспечения жесткого крепления к мотоциклу. На продольные элементы 25 рамки надеты съемные наконечники 32, которые отверстием 33 надеваются на верхнюю ось заднего вертикального амортизатора мотоцикла и крепятся гайками. Распорки 34 рамки также имеют съемные наконечники 35, которые своими отверстиями 36 с помощью гаек крепятся на осях подножек мотоцикла. Съемные наконечники 32 и 35 рамки 6 выполнены легкосъемными. Таким образом, если прицеп мотоцикла используют часто, то при необходимости его можно отсоединять частично, т.е. на мотоцикле оставлять наконечники 32 и 35. Если же нужно полностью демонтировать прицеп со сцепным устройством, то отсоединяют от мотоцикла и съемные наконечники 32 и 35.
Мотоцикл с прицепной тележкой устойчив и удобен в эксплуатации, обладает хорошей проходимостью. Прицеп также можно оборудовать фургоном. Простое и удобное отсоединение прицепа от мотоцикла позволяет использовать мотоцикл как без прицепа, так и с прицепом. Предлагаемое устройство обеспечивает жесткость соединенной конструкции при хорошей управляемости во время разворотов мотоцикла.
Формула изобретения
1 . Устройство для сцепления одноколейного транспортного средства с прицепо.м, содержащее размещенные друг над другом шарнирно связанные между собой вертикальной осью рамки, одна из которых прикреплена к одноколейному транспортному средству, а другая - к прицепу, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности путем увеличения устойчивости при движении, оно снабжено двумя упругими элементами, расположенными по обе стороны от продольных элементов рамки, прикрепленной к одноколейному транспортному средству, и связанными своими концами с последними с возможностью их ограниченного возвратно-поступательного перемещения вдоль этих элементов, причем противоположные концы упругих элементов связаны с рамкой, прикрепленной к прицепу, с возможностью их поворота во взаимно перпендикулярных плоскостях. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждый упругий элемент выполнен в
- S XxSNXfA vx v/Av/ /
/5
27
23
/ виде пружины растяжения, соединенной с рамкой, прикрепленной к прицепу посредством двойного шарнира, а с рамкой, прикрепленной к одноколейному транспортному средству, - посредством скользуна незамкнутого контура, снабженного ограничителем, при этом продольные элементы последней рамки жестко связаны между собой поперечиной, взаимодействующей с указанным ограничителем. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3937489, кл. 280-204, 1976 (прототип). 3 го 5 18
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2005 |
|
RU2433935C2 |
СКЛАДНАЯ ТАРА ДЛЯ УПАКОВКИ ОДНОКОЛЕЙНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2068803C1 |
Транспортное средство | 1968 |
|
SU1066877A1 |
КВАДРОЦИКЛ С ПЛАТФОРМОЙ (ВАРИАНТЫ) | 2020 |
|
RU2749206C1 |
МОДУЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2031041C1 |
ТЕЛЕЖКА-ПРИЦЕП ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДА | 1992 |
|
RU2041113C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2020 |
|
RU2740826C1 |
ВЕЛОМОБИЛЬ | 2009 |
|
RU2434777C2 |
Рама мотоцикла | 1985 |
|
SU1261833A1 |
ОДНОКОЛЕЙНЫЙ РАЗГРУЗЧИК ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ | 1990 |
|
RU2048402C1 |
Авторы
Даты
1982-09-30—Публикация
1980-11-14—Подача