Датчик положения и скорости Советский патент 1982 года по МПК G01P3/46 

Описание патента на изобретение SU964535A2

(54.) ДАТЧИК ПОЛОХЕНИЯ И СКОРОСТИ

Похожие патенты SU964535A2

название год авторы номер документа
Датчик положения 1979
  • Зубков Анатолий Степанович
SU859797A1
Датчик положения 1980
  • Горкин Валерий Павлович
  • Зубков Анатолий Степанович
SU976479A1
Вентильный электродвигатель 1990
  • Шафранский Валентин Иванович
  • Олешкевич Марк Михайлович
  • Романов Владимир Викторович
SU1791924A1
Преобразователь линейных ускорений 1990
  • Шердаков Петр Михайлович
  • Михайлов Александр Николаевич
  • Рудый Анатолий Сергеевич
SU1774268A1
Бесконтактный датчик расстояния до объекта из ферромагнитного материала 1988
  • Василец Иван Антонович
  • Узунова Ирина Ивановна
SU1580153A1
Трансформаторный датчик угловых перемещений 1981
  • Абрамцев Евгений Петрович
  • Каминский Юрий Владимирович
  • Акчурин Ростамь Хасанович
  • Хворов Валерий Сергеевич
  • Андрущак Валерий Лукьянович
SU974110A1
МАГНИТОИНДУКЦИОННЫЙ ДАТЧИК ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ 1994
  • Габидуллин З.Г.
RU2122742C1
Магнитная головка 1978
  • Болотов Борис Васильевич
  • Казарь Иван Иванович
  • Логойда Борис Федорович
  • Филиппов Валерий Евгеньевич
SU771713A1
Датчик контроля разделения объектов 1988
  • Яльцев Анатолий Васильевич
  • Чугункин Виктор Николаевич
SU1610517A1
Устройство для контроля качества короткозамкнутой обмотки ротора 1988
  • Ткаченко Анатолий Ильич
SU1499281A1

Иллюстрации к изобретению SU 964 535 A2

Реферат патента 1982 года Датчик положения и скорости

Формула изобретения SU 964 535 A2

Изобретениеотносится к технике автоматического контроля и регулирования и может быть использовано для одновременного измерения углового положения и скорости вращения различного рода валов и механизмов.

Известно, что для измерения скоростей вращения используются индукционные и магнитоиндукционные датчики скорости 1 и 2.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является датчик положения, содержащий магнитопровод, магнитострикционный элемент, включенный в магнитопроёод, пьезоэлектрический чувствительный элемент, источники МДС, ферромагнитный коммутатор. Наводимый на обкладках пьезоэлектрических элементов датчика .электрический сигнал практически не зависит от скорости перемещения ферромагнитного коммутатора, что обуславливает .целесообразность его применения в качестве датчика положения З.

В некоторых случаях целесообразно иметь один датчик, дающий инфррмадню о положении и скорости перемещения движущегося объекта, например, в цифровых системах зажигания двига телей внутреннего сгорания. Однако

ни одна из описанных систем датчиков не может обеспечить выполнение этой задачи.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей датчика путем получения информации о скорости.

Поставленная цель достигается тем, что полюсные наконечники маг10нитопровода снабжены обмотками, включенными последовательно согласно, в которьис наводится сигнал, характе-. ризующий скорость перемещения управляющего элемента ферромагнитного

15 коммутатора.

Модулированный коммутатором магнитный поток вызывает изменение размеров магнитострикциоиного элемента магнитопровода, деформацию пьезоэле20ментов, на обкладках которых при этом генерируются электрические заряде. Полученный таким образом электрический сигнсш не зависит от скорости перемещения управляющего элемента

25 коммутатора. Одновременно в дополнительной обмотке наводится сигнал, величина которого пропорционгшьна скорости перемещения комг/ утатора. Сигнал с пьезоэлементов можно непос30 редствеино использовать для определения положения, а сигнал с дополнительной обмотки - для определения скорости перемещения управляющего элемента ферромагнитного коммутато. На фиг. 1 изображен датчик положения и скорости, разрез (с возбужде нием от постоянных магнитов) ,на . фиг. 2 - осциллограммы выходного нап ряжения с выходов датчика; на фиг.Зграфики зависимости выходного напряжения сигнала положения и сигнала скорости от частоты. Датчик перемещения и скорости сос тоит из двух пьезркерамических элементов 1 цилиндрической формы, соединенных торцами через прокладку 2 механически последовательно, а элект рически паргшлельно. Другими торцами пьезоэлементы 1 упираются через наконечники 3 в магнитострикционный стержень 4, выполненныйиз материала с отрицательной магнитострикцией. Пьезоэлементы 1, прокладка 2 с выходом 5 и наконечники 3 размещены в за щитном электроизоляционном корпусе 6 образуя единый элемент, называемый пьезоэлектрическим генератором с маг нитострикционным приводом. По концам стержня 4 закреплены полюсные бешмаки 7 датчика с дополнительной обмокой 8, в которой наводится сигнал, характеризующий скорость перемещения объекта. Полюсные башмаки 7 и стержень 4 являются неподвижной частью 9 магнитопровода датчика. Подвижная часть датчика образована ферромагнит ным коммутатором Юс источником 11 магнитодвижущей силы (постоянным маг нитом) . Датчик работает следующим образом При вращении ферромагнитного коммутора 10, за счет источника 11 МДС в магнитострикционном стержне 4 наводится знакопеременное магнитное поле. Стержень 4 деформируется, пьез элементы сжимаются, а на их обкладках появляется электрический сигнал, .который используется для определения положения движущегося объекта. Одновременно в обмотке 8 наводится сигнал, величина которого пропорциональ на скорости /перемещения коммутатора 10. Этот сигнал снимается с выходов 12. Датчик положения и скорости отно:;ится к многофункциональным автономным датчикам генераторного типа. В нем объединены два генератора - магнитоэлектрический и пьезоэлектрический с магнитострикционным приводом. В связи с этим он обладает следующими особенностями: на выходе 5 сигнал (практически без изменения) может сохраняться в течение нескольких секунд при неподвижном комьлутаторе 10; величина, сигнала на выходе 5 в диапазоне частот от 0,1 Гц до 1,5 кГц не зависит от скорости перемещения коммутатора и определяется напряженностью -магнитного поля и сердечника 4,сигнал с выхода 12 практически линейно зависит от частоты врацения коммутатора 10. Экспериментальные исследования датчика показали его высокую чувствительность, надежность и стабильность в работе. Экспериментальные кривые выходного напряжения датчика с выходов 5 и 12 приведены на фиг.2. На фиг. 2а показаны осциллограммы, снятые на низких .частотах, а на фиг. 2б - на высоких. По данным эксперимента построены графики зависимости величины сигнала с выходов 5 и 12 датчика от частоты. Предлагаемый датчик особенно эффективно использовать в бесконтактных двигателях постоянного тока, исаользуемых в регулируемом электроприводе, в цифровых системах зажигания двигателей внутреннего сгорания и других случаях, когда необходимо иметь информацию о положении и скорости движущегося объекта одновременно.; Формула изобретения Датчик.положения и скорости по авт.св. № 859797, отличающийс я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем получения информации о скорости, полюсные наконечники магнитопровода датчика снабжены обмотками, включенными последовательно согласно. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Юферов Л.А. и Потапов Ф.М. Измерение вращающих моментов и скоростей вращения микроэле тродвигателей. М. , 1974, с. 95-96. 2.Проектирование датчиков-для измерения механических величин.Под ред. Е.П.Осадчего. М., 1979. с. 130. 3.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2850746, кл. G 01 Р 5/46, 06.12.79 (прототип).

3612

6шА

V

S

J

/jr.f

Фиг.1

npuf-fj

f

L

J

.Z

Фиг.г

npuff

Im

Umi

Фиг,$

SU 964 535 A2

Авторы

Зубков Анатолий Степанович

Старостин Анатолий Константинович

Горкин Валерий Павлович

Коробченко Виктор Петрович

Лохнин Вячеслав Васильевич

Даты

1982-10-07Публикация

1980-03-31Подача