трудности связаны с обеспечением требуемых ггостоянных параметров пружин по DE 2356559.
Подобного рода гасители в общем не могут изменяться и их можно применять, например, только дпяопределенного типа автомобиля. Приспособление их к другим автомобилям путем изменения габаритов или увеличения фрикционных устройств йочти невозможно.
Цель изобретения заключается в разработке многоступенчатого гасителя крутильных колебаний, конструкция и монтаж которого относительно просты. Гаситель крутильных колебаний до жен допускать простоту изменения его .исполнения без существенных затрат.
Задача изобретения состоит в устранении недостатков известных исполнений. Конструкция ступицы должна быть простой и следует удалить фрикционные устройства из аксиального пространства вокруг ступицы.
Фрикционные устройства должны быть выполнены таким образом, чтобы можно было изменять габариты и действие гасителя крутильных колебаний изменяя диаметр фрикционных элементов и вводя дополнительные фрикционные устройства.
Согласно изобретению задача решат ется благодаря размещению обоих фрикционных уФтррйств, необходимых для гашения, по обе стороны промежуточного диска.
Передача..вращательного движения осуществляется обычным способом торсионными пружинами с различными характеристиками, которые расположены в соответствующих вырезах отдельных дисков. Промежуточный диск сваривает ся с диском сцепления, несущим фрикционные накладки сцепления и может проворачиваться относительно ступицы
Накладка холостого хода расположена между корпусным диском, соединенным заклепками со суупицей, и промежуточным диском.
Нагрузочное фрикционное устройство, расположенное на другой стороне промежуточного диска, состоит из нагрузочного корпусного диска, нагрузочного фрикционного диска, нагрузочных фрикционных накладок и нагрузочног фрикционного поводка,удерживающихся фрикционным корпусом, соединенным со стпицей с помощью заклепок. нажимное давление, необходимое для обоих фрикционных устройств, создается витой пружиной, расположенной коаксиально относительноступицы сцепления, и опирающейся с одной стороны на проме жуточный диск и с другой стороны на фланец нагрузочного фрикционного поводка. Нагрузочное: фрикционное устройртво размещено во фрикционном корпусе, который по своему внутреннему
радиусу соединен без прокручивания со ступицей сцепления, в то время как на его наружной окружности предусмотрены выступы или цапфы, заходящие в прорези или пазы нагрузочного корпусного диска. Нагрузочный фрикционный поводок посредством ушка соединен с промежуточным диском и торсионными пружинами и захватывается ими в диапазоне нагрузок. Для этого ушко проходит через прорези в промежуточном диске и прилегает к торсионной пружине. Подобным образом соединен и нагрузочный фрикционный диск с нагрузочным фрикционным поводком. Благодаря этому обеспечивается подключение нагрузочного фрикционного устройства в целом в диапазоне нагрузок.
Принцип действия следующий , в диапазоне холостого хода относительно движения происходит только между
корпусным диском и промежуточным диском. При возрастании нагрузки после
. -преодоления определенного расстояния нагрузочный фрикционный поводок захватывается его ушком, при этом одноврменно захватывается и нагрузочный фриц оИный диск. Сэтого момента подключаются и фрикционные накладки для диапазонд нагрузок. Фрикционные накладки расположены между нагрузочным фрикционным поводком и нагрузочным корпусным диском, нагрузочным корпусным диском и нагрузочным фрикционным диском, и нагрузочным фрикционным диско и фрикционным корпусом. Все фрикционные устройства находятся над фланцем ступицы, таким образом, пространство вокруг ступицы остается свободным. Фрикционные устройства могут быть измененьа в любое время изменением диаметра фрикционных накладок Для диапазона холостого хода и нагрузок и нагрузочных фрикционных дисков. В качестве особого варианта для диапазонов холостого хода и диапазона нагрузок могут быть применены и отдельные пружины. Целесообразно, чтобы второй пружиной оказалась тарельчатая или кольцевая пружина. Эта осо- . бая нагрузочная фрикционная пружина размещается между нагрузочным фрикционным диском и. фрикционным корпусом, причем,.благодаря опорному диску, аксиально соединенному с нагрузочным фрикционным поводком, обеспечивается равномерное распределение упругого усилия. Это расположение позволяет более точное регулирование нагрузочного фрикционного устройства, благодаря чему можно уменьшить поле допуска для трения.
Принцип действия торсионных пружин в общем известен. Имеются ввиду комплекты пружин с различшлми характеристиками, причем в одном случае имеются ввиду торсионные -пружины и для диапазона нагрузок, а в другом торсионные пружины для холостого хода. Так как ушко нагрузочного фрикционного поводка проникает через прорезь промежуточного диска и торсионная пружина прилегает к этому ушку, то по преодолении пути холостого хода автоматически захватывается нагрузочный фрикционный поводок , и тем самым подключается нагрузочное фрикционное устройство в целом. Кроме известного исполнения, у которого путь холостого хода предусмотрен по обеим сторонам торсионных пружин, возможны еще и другие расположения. Так путь холостого хода может быть переложен и на сторону натяжения торсионных пружин. Прорези на всем их протяжении по касательной заполняются торсионными пружинами холостого хода, в то время как длина торсионных пружин укорачивается на длину пути холостого хода. Это исполнение возможно, потоМУ что при холостом ходе должен быть преодолен тяговый момент коробки передач, в результате чего торсионные пружины холостого хода предварительно натягиваются на величину тягового момента. Благодаря выборку соответствующих торсионных пружин можно достичь такого раскачивания торсионных пружин, чтобы имеющийся путь холостого хода распределялся по обеим сторонам торсионных пружин. Изменением параметров торсионных пружин холостого хода при потребности можно обеспечить другое распределение пути. Следующая форма исполнения состоит в расположении торсионных пружин холостого хода внутри торсионных пружин для диапазона нагрузок. Путь холостого хода рассчитывается.только на одну сторону. Торсионные пружины холостого хода действуют в одном направлении. Благодаря этому расположению не нужны особые прорези для торсионных пружин холостого хода. В тех случаях, когда распределение пути холостого хода на одну сторону невозможно, торсионные пружины холостого хода устанавливают друг против друга с целью фиксирования среднего положения. При работе поочередно одна пружина натягивается , а друая - ослабляется.
В устройствах с коаксиальным расположением торсионных пружин холостого хода и торсионных пружин для диапазона нагрузок при движении по направлению ослабления снимается .предварительное натяжение торсионных пружин холостого хода. В результате возникают нежелательные шумы.С целью устранения этого недостатка на насадках пружин размещены осоЭые толкател
При движении пружин в сторону ослабления толкатель прилегает к выреЗУ и тем самым предотвращает дальнейшее ослабление торсионных пружин, холостого хода. Таким образом устраняются нежелательные шумы.
На фиг. 1 показан гаситель крутильных колебаний, разрез; на фиг.2другой гаситель крутильных колебаний разрез; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1 и 2; на фиг. 4 - то же, вариант; на фиг. 5 - разрез на фиг.4, вариант исполнения.
На фиг. 1 и 2 показаны две формы осуществления изобретения в разрезе.
Накладки 1 сцепления обычным способом закреплены на диске 2 сцепления который приварен к промежуточному диску 3. Упомянутый промежуточный диск 3 может проворачиваться относительно ступицы 15.
Передача вращательного движения осуществляется обычным способом с помощью торсионных пружин 13 с различными характеристиками, которые размещаются в прорезях 19 промежуточного диска 3, корпусного диска 4, нагрузочного корпусного диска 8 и нагрузочного фрикционного поводка 9. Для создания трения фрикционная накладка 5 холостого хода размещена между промежуточными диском 3 и корпусным диском 4, соединенным заклепками со ступицей 15. Нагрузочное фрикционное устройств состоящее из нагрузочного корпусного диска 8, нагрузочного фрикционного дика 10, нагрузочных фрикционных накладок 6 и нагрузочного фрикционного поводка 9, находится напротив фрикционного устройства холостого хода по оси на другой стороне промежуточного диска 3 и удерживается фрикционным корпусом 7 который с помощью заклепок жесТгго соединен со ступицей 15.Витая пружина 11 обеспечивает необходимое нажимное давление и опирается на фланец нагрузочного фрикционного поводка 9 и на промежуточный диск 3.
Нагрузочный фрикционный поводок 9 через ушко 21 соединен с промежуточным диском 3 и торсионными пружинами 13 и захватывается в диапазоне нагрузок. Для этого ушко 21 через прорезь 19, имеющуюся в промежуточном диске 3, выступает наружу и прилегает к торсионной пружине 13. Нагрузочный фрикционный поводок 9, кроме того, имеет соответствующие шлицы или канавки, в которые заходят выступы нагрузочного фрикционного диска 10.Таким же способом нагрузочный корпусной диск 8 соединен с фрикционным корпусом 7, так что в диапазоне нагрузок обеспечивается захватывание всего нагрузочного фрикционного устройства.
На фиг. 2 показан пример осуществления гасителя крутю1ьных колебаний С целью достижения более точной регулировки нагрузочного фрикционного
устройства предусмотрена особая нагрузочная фрикционная пружина 12. Нагрузочная фрикционная пружина 12 устанавливается между нагрузочным фрикционным диском 10 и опорным диском 14. Упомянутый опорный диск 14 помощью отбортовки или другим подобным методом соединен с фланцем 20 нагрузочного фрикционного поводка 9. Опорный диск не прилегает непО средственно к фрикционному корпусу Он обеспечивает равномерное распределение нажимного усилия. В качеств нагрузочной фрикционной пружины 12 предусмотрена тарельчатая или. кольцевая пружина.
Что касается торсионных пружин 13, то здесь имеются ввиду торсионные пружины для диапазона нагрузок . Для холостого хода предусмотрены особые торсионные пружины 16. В соответствии с их назначением пружины имеют различные характеристики Они размещаются обычным способом в прорезях 19 промежуточного диска 3. Подключение нагрузочного фрикционного устройства происходит как уже описано, автоматически с помощью ушек 21 нагрузочного фрикционного поводка 9, прилегающих к торсионным пружинам 13. На фиг. 3-5 показаны разные размещения торсионных пружин 13 и торсионных пружин 16 холостого хода. На фиг. 3 показано известное размещение, при котором, торсионные пружины 13 и торсионные пружины 16 холостого хо.жа размещены в прорезях 19 парами и поодиночке. Количество их не ограничивается четырьмя пружинами. Например, могут использоваться и три пары пружин с различными характеристиками. Торсионные пружины 13 размещены в среднем поло жении, при котором путь холостого хода А распределен по обеим сторонам торсионных пружин ГЗ как А/2. Имеется возможность перенести путь. холостого хода А на одну сторону торсионных пружин 13, причем тангенциальное растяжение торсионных пружин холостого хода 16 соответствует длине прорезей 19, и торсионная пружина 13 с учетом длины холостого хода А, отнесенным к одной стороне, достигает длины Прорезей 19. Так как при холостом ходе за счет преодоления тягового момента коробки передач, торсионные пружины 13 могут -автоматически раскачиваться и распределять ;путь холостого хода А.
На фиг. 4 показано размещение тосионных пружин 16 холостого хода внутри торсио нных пружин 13. Путь холостого хода А отнесен к одной стороне. Внутри торсионных пружин 13 торсионные .пружины 16 холостого хода опираются на особые насадки 17
пружин. Если отнесение пути холостого хода невозможно к одной стороне торсионные пружины 16 холостого хода могут размещаться друг против друга (не показано). Так как при
работе только одна пружина натягивается и одна ослабляется то таким способом устанавливается среднее по.ложение торсионных пружин 13.
На фиг. 5 показан пример осуществления изобретения с улучщенным устройством, в насадке 17 пружины размещен особый толкатель 18, выступающий через отверстие в насадке 17 пружины и таким образом продолжает ее.
Толкатель 18 с помощью торсионных пружин 16 холостого хода удерживается в постоянном соприкосновении с насадкой 17 пружины. Если происходит движение в сторону ослабления, толкатель 18 прилегает к краю прорези
19. Продолжающееся движение приводит к обратному сдвигу толкателя 18, что предотвращает ослабление торсионной пружины 16 холостого хода. Формула изобретения
1.Гаситель крутильных колебаний, в частности для автомобильных сцеплений с фрикционными устройствами, отдельными для диапазона холостого
хода и для диапазона нагрузок, рас-. . положенными по обе стороны промежуточного диска, и витой пружиной в качестве нажимной детали, размещенной коаксиально со ступицей сцепления, отличающийся тем, что для обоих фрикционных устройств предусмотрена совместная нажимная деталь, размещенная между промежуточным диском 3 и фланцем 20 нагрузочного фрикционного поводка 9 на радиальном расстоянии от ступицы 15 сцепления, причем нагрузочное фрикционное устройство размещено во фрикционном корпусе 7, который по
своему внутреннему радиусу жестко соединен со ступицей 15 сцепления, причем на отогнутом по оси наружном краю предусмотрены цапфы или выступы, расположенные в шлицах или канавках нагрузочного фрикционного диска 8.
2.Гаситель по п. 1, отличающийся тем, что внутри нагрузочного фрикционного устройства между нагрузочным фрикционным диском
10 и опорным диском 14 установле.на нагрузочная фрикционная пружина 12, предпочтительно тарельчатая или кольцевая пружина, причем опорный диск 14 по оси соединен с нагрузочным фрикционным поводком 9, витая пружина 11 размещена между промежуточным диском 3 и фрикционным корпусом 7.
3.Гаситель по пп. 1 и. 2, о т ли чающийся тем, что. предусмотрены торсионные пружины 13 и торсионные пружины 16 холостого хода, расположенные в прорезях 19 оди наковой тангенциальной протяженности, и размещение происходит таким образом, что тангенциальное растяжение торсионных пружин 16 холостого хода соответствует тангенциальной протяженности прорезей 19 и тан генциальное растяжение торсионных пружин 13 вместе с .длиной холостого хода составляет такую же тангенциальную протяженность, что и торсионные пружины 16 холостого хода и прорези 19.
Vr W 4. Гаситель по пп. 1 и 2, О т личающийся тем,, что торсионные пружины 13 и торсионные пружины 16 холостого хода расположены коаксиально, причем торсионные пружины 16 холостого хода размещены в насадках 17 пружин, расположенных внутри торсионных пружин 13, и эти насадки 17 пружин имеют проем, в котором размещен толкатель 18. Признано изобретением по результатам экспертизы, осуществленной ведомством по изобретательству Германской Демократической Республики. ///////A
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА | 2000 |
|
RU2246059C2 |
Гаситель крутильных колебаний трансмиссии транспортного средства | 1988 |
|
SU1673488A1 |
Диск сцепления | 1975 |
|
SU843782A3 |
ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 1999 |
|
RU2230954C2 |
ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 1994 |
|
RU2140024C1 |
Демпфер сцепления | 1985 |
|
SU1346870A1 |
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ С ГАСИТЕЛЕМ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ И ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ДЛЯ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2232909C2 |
ДВОЙНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ С ГАСИТЕЛЕМ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 2018 |
|
RU2690118C1 |
СТУПИЦА ГАСИТЕЛЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ДЛЯ СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2422692C2 |
ДВОЙНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ | 2018 |
|
RU2689670C1 |
hr
Фиг. г
Авторы
Даты
1982-10-30—Публикация
1978-03-09—Подача