(54) ДЕРЖАТЕЛЬ ЗОНДА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТРУБ Изобретение относится к контрольно Измерительной технике и может использо ваться для вихретокового контроля водяных труб вертикальных парогенераторов, используемых на ядерных электростанш ях. Известно устройство для вихретоковог контроля труб парогенератора, содержащее держатель зонда, вьшолненный в виде двух соединенных между собой частей одна из которых, обращенная к датчику, тоньше трубы и охвачена центрирующим элементом в форме кольца, а вторая часть - в виде толкающего рукава Cl . Однако известное устройство не обеспечивает необходимой производительности контроля из-за необходимости при контро каждой трубы ориентировать держатель снаружи парогенератора. Наиболее близким к предлагаемому является держатель зонда для контроля труб парогенератора вихретоковым методом, содержащий рычаг и шарнирно закре ленную на одном конце каретку 2 . ПАРОГЕНЕРАТОРА Недостатком такого устройства явпя.ется длительность и сложность процесса извлечения зонда нз одной трубы и помещения его в сфугую. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей. Указанная цель достигается тем, что держатель снабжен опорой, предназначенной для фиксирования ее на корпусе парогенератсфа, на которой посредством шарового шарнира закреплен второй конец рычага, направлякяцей втулкой дня зонда, закрепленной на каретке, охватываклцим колеса каретки траком со штырями на наружной поверхности, расстояние между которыми равно или кратно расстоянию между трубами парогенератора, и приводом каретки, установленным на ней, а рычаг вьшолнен телескопическим со средствами, обеспечивающими приведение его Б положение максимального удлинения. На фиг. 1 изображена нижняя часть парогенератора с установленным в рабочем положении держателем зонда, разрез; на фиг. 2 - держатель зонда, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 сечшше А-А на фиг, 3. Держатель зонда содержит, рычаг 1, выполненный телескопическим, со средств ми, обеспечиваюлгими приведемте его в положение максимального удшшеиия (не показано), закрепленную на одном его конце 2 посредством шарнира 3 каретку 4, опору 5, предназначенную для фиксирования еена корпусе б парогенератора. На опоре 5 посредством шарового шарнира 7 закреплен второй конец 8 рычага 1. Держатель содержит также закрепленную на каретке 4 направляющую втулку 9 для зонда 1О. Колеса 11 каретки 4 охвачены траком 12 со штырями 13 на наружной поверхности, расстояние-между которыми равно или кратно расстоянию между трубами 14 парогенератора. Каретка приводится в движение шаговым двигателем 15, связанным с осью 16 колес каретки 4. Коммуникащш. зонда расположены в направляющей оболочке 17. Контроль труб парогенератора с по- мощью держателя осуществляется следующим образом. Устанавливают держатель посредством опоры 5 в отверстии 18 корпуса 6 парогенератора. Выдвигают телескопический рычаг 1 в направлении труб 14, подлежа ших контролю до сблнжешя каретки 4 с днищем 19 парогенератора, и перемещают рычаг 1 до введения штырей 13 в трубы 14. Это позволяет ввести зонд Ю с помощью направляющей втулки 9 и направляющей оболочки 17 в одну из труб 14. По завершении контроля извлекают из трубы зонд 10, включают шаговый двигатель 15, оставляя рычаг 1 в выдвинутом состоянии. Каретка 4 перемещается по днищу 19 и направляющая втулка 9 перемещается в положение против новой трубы 14, находящейся на нагфавлении перемещения каретки 4. При необходимое ти изменения направления перемещения карет1Ш 4 блокируют с помошью фиксатора (на чертеже) шаровой щарнир 3, несколько втягивают рычаг 1, освобождая штыри 13 из отверстий труб 14, поворачивают рычаг 1 вокруг ее оси на необходимый угол, вновь выдвигают рычаг 1, чтобы каретка 4 пришла в соприкосновение с днтцем 19, и освобождают шаровой шарнир 3. Штыри 13 входят в отверстия труб 14. При изменении расстояния между контролируемыми трубами 14 изменяют расстояние между штырями 13 или .меняют трак 12. Предлагаемое изобретение позволяет повысить производительность контроля и его безопасность, так как сокращается непроизводительное время работы оборудования. Формула изобретения Держатель зонда для контроля труб парогенератора вихревым методом, содержащий рычаг и шарнирно закрепленную на одном его конце каретку, о т чающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, он снабжен опорой, предназначенной для фиксирования ее на корпусе парогенератора. которой посредством шарового шарнира закреплен второй конец рычага, направляющей втулкой для зонда, закрепленной на каретке, охватывающим колеса каретки траком со штырями на наружной поверхности, расстояние между которыми равно или кратно расстоянию между трубами парогенератора, и приводом каретки, установленным на ней, а рычаг выполнен телескопическим, со средствами, обеспечивающими приведение его в положение максимального удлинения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе j, 1.Заявка ФРГ № 2837488, кл. G, 01 N 27/86, 1979. 2.Патент США № 4О66949, кл. G О1 R 33/12, 1978 (прототип).
Фиг. 3
/
.-.;
,-VV. гА-А
/9
Авторы
Даты
1982-10-30—Публикация
1980-11-25—Подача