(54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Источник сейсмических сигналов | 1989 |
|
SU1755225A1 |
Гидравлический источник сейсмических сигналов | 1985 |
|
SU1383249A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1989 |
|
SU1679437A1 |
Вибрационный источник сейсмических сигналов | 1988 |
|
SU1583902A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1986 |
|
SU1402983A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1984 |
|
SU1221628A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1989 |
|
SU1679438A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1983 |
|
SU1125567A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1986 |
|
SU1408398A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1984 |
|
SU1226380A1 |
1
Изобретение относится к источникам сейсмических сигналов, применяемым для поиска нефтяных, газовых и рудных месторождений.
Известны гидравлические источники сейсмических сигналов, включающие гидравлический исполнительный механизм, содержащий инерционную массу, в которой размещен, как в цилиндре, порщень с двумя щтоками равного диаметра, один из которых связан с опорной плитой, имеющей круглую или прямоугольную форму 1 и 2.
Однако при работе зимой происходит намерзание снизу на опорную плиту снежно-ледяных комьев. Из-за неравномерного по площади прижима плита перекащивается, деформируется и выходит из строя.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является гидравлический источник сейсмических сигналов, включающий транспортное средство, систему гидропитания клапанами, вентилями и насосом, подсоединенным через линию слива рабочей жидкости, в которой установлен маслоохладитель, к гидравлическому исполнительному
механизму, связанному с коробчатой полой опорной плитой, и систему управления 3 . Недостаток этого устройства заключается в том, что при эксплуатации в зимний период из-за отсутствия подогрева рабочей
поверхности опорной плиты происходит налипание снежно-ледяных комьев, что значительно снижает производительность работ и надежность устройства, так как опорная плита подвергается значительным перекосам из-за неравномерного приложения реакции грунта к опорной плите, что приводит к пластческим деформациям и поломке опорной плиты.
Целью изобретения является повышение надежности источника сейсмических сиг налов.
Указанная цель достигается тем, что в гидравлическом источнике сейсмических сигналов, содержащем транспортное средство, систему гидропитания с клапанами,
20 вентилями и насосом, подсоединенным через линию слива рабочей жидкости, в которой установлен маслоохладитель, к гидравлическому исполнительному механизму, связанному с коробчатой полой опорной плитой, и систему управления, коробчатая полая опорная плита выполнена герметичной и снабжена внутренними ребрами жесткости, разделяющими полость на последовательно связанные между собой отсеки, образующие единый канал, вход которого соединен с линией слива рабочей жидкости, а выход - с насосом, причем между насосом и линией слива рабочей жидкости установлены дросселирующие вентили подключения и отключения маслоохладителя. Это позволяет исключить налипание снега и льда на опорную плиту, повысить надежность работы источника. На фиг. 1 изображена схема устройства; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1. Устройство (фиг. 1) состоит из гидравлического исполнительного механизма 1, который через выходной элемент 2 жестко соединен с опорной плитой 3. Опорная плита 3 через пневмоопоры 4 статически прижимается к грунту частью массы транспортного средства 5. На гидравлическом исполнительном механизме 1 установлен электрогидравлический преобразователь-усилиель 6, выходные каналы которого гидравлически связаны с полостями 7 и 8 дополнительного механизма 1. Насос 9 соединен маслопроводами через гидравлический фильтр 10 и обратный клапан 11 с входом усилителя 6. В линии высокого давления установлены аккумулятор 12, манометр 13 и предохранительный клапан 14. Слив рабочей жидкости из усилителя 6 и предохранительного клапана 14 по каналу 15 через опорную плиту 3 при закрытых вентилях 16 и 17 через открытый вентиль 18 или при закрытых вентилях 16 и 18 через открытый вентиль 17 и маслоохладитель 19 подается на всасывающий вход насоса 9. Подпитка утечек в системе осуществляется из гидробака 20 через вентиль 21. Опорная плита 3 (фиг. 2 и 3) выполнена в виде сварной конструкции из двутавровых балок 22 и боковых стенок 23 и 24. Двутавровые балки 22 через одну с каждой продольной стороны опорной плиты 3 имеют проходы 25, которые с балками 22 и стенками 23 и 24 образуют герметичные лабиринтные каналы 26, по которым стрелками показан проток рабочей жидкости. Вход в опорную плиту 3 рабочей жидкости производится через канал 27, а выход - через канал 28. Устройство работает следующим образом. Гидравлический источник сейсмических сигналов при работе на физической точке профиля приводится из транспортного положения в рабочее. Опорная плита 3 вместе с исполнительным механизмом 1 опускается на грунт и прижимается к грунту через пневмоопоры 4 частью массы транспортного средства 5. Рабочая жидкость насосом 9 под давлением подается по маслопроводу через фильтр 10 и обратный клапан 11 на вход в усилитель 6. Рабочее давление в линии нагнетания регулируется предохранительным клапаном 14 и контролируется манометром 13. Для сглаживания пульсаций установлен пневмогидроаккумулятор 12. При подаче управляющего сигнала на электрогидравлический преобразовательусилитель 6 соединяются полости 7 и 8 исполнительного механизма 1 поочередно или с линией нагнетания или с линией слива. Под действием создавшегося перепада давления в полостях 7 и 8 исполнительного механизма 1 выходной элемент 2 вместе с опорной плитой 3 совершает возвратнопоступательное движение в соответствии с управляющим сигналом, посылая в грунт сейсмические волны. Отработанная и нагретая в результате дросселирования рабочая жидкость из полостей 7 или 8 через усилитель 6 поступает в маслопровод 15 слива. В случае превышения давления над заданным предохранительный клапан 14 сбрасывает необходимую часть рабочей жидКОСТИ из линии нагнетания также по каналу 15, поддерживая заданное рабочее давление. Далее нагретая рабочая жидкость поступает через канал 27 в герметичные лабиринтные каналы 26 опорной плиты 3. Опорная плита 3 отбирает значительную часть тепла у рабочей жидкости и нагревается, а рабочая жидкость охлаждается. Далее рабочая жидкость через канал 28 выходит из опорной плиты 3 и при закрытом 17 и открытом 18 вентилях поступает на всасывающий вход насоса 9. В случае недостаточного охлаждения рабочей жидкости в опорной плите 3 дополнительно последовательно или параллельно подключается маслоохладитель 19 путем открытия вентиля 17 и закрытия вентиля 18 или закрытия вентиля 17 и открытия вентилей 16 и 18 соответственно. Подключение маслоохладителя 19 позволяет регулировать температуру рабочей жидкости и нагрев опорной плиты 3. При работе в зимний период маслоохладитель отключается. Охлаждение рабочей жидкости осуществляется только опорной плитой 3. Так как температура рабочей жидкости при выходе из усилителя 6 в процессе работы источника достигает 70-90°С, то опорная плита 3, имея большую поверхность лабиринтных каналов 26, отбирает большое количество тепла у рабочей жидкости, и ее нагрев будет значительным. Рассеивание тепловой энергии от опорной плиты производится через наружную ее поверхность, в том числе и через рабочую поверхность контакта опорной плиты с грунтом. При эксплуатации в зимний период исключается налипание снежно-ледяных комьев к поверхности контакта опорной плиты с грунтом.
Использование предлагаемого изобретения значительно повысит надежность источника сейсмических сигналов, а в зимний период - и производительность работы.
Формула изобретения
Гидравлический источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство, систему гидропитания, с клапанами, вентилями и насосом, подсоединенным через линию слива рабочей жидкости, в которой установлен маслоохладитель, к гидравлическому исполнительному механизму, связанному с коробчатой полой .( ff
Фuг.f
опорной плитой, и систему управления, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности источника, коробчатая полая опорная плита выполнена герметичной и снабжена внутренними ребрами жесткости, разделяющими полость на последовательно связанные между собой отсеки, образующие единый канал, вход которого соединен с линией слива рабочей жидкости, а выход - с насосом, причем между насосом и линией слива рабочей жидкости установлены дросселирующие вентили подключения и отключения маслоохладителя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
2525
2
X
фг/г.J
г
25
.2 .28
ej
Фг/г.2
z/
Авторы
Даты
1982-11-07—Публикация
1981-05-04—Подача