(54) ФРИКЦИОННЫЙ КЛИНОВОЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ЭКИПАЖНОЙ ТЕЛЕЖКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к центральному рессорному подвешиванию тележек грузовых вагонов.
Известен фрикционный клиновой гаситель колебаний экипажной тележки,тележки транспортного средства, содержащий клин, установленный на упругом элементе рессорного подвешивания и контактирующий с фрикционной планкой боковой рамы тележки вертикальной поверхностью, а наклоннойк горизонтали поверхностью с поверхностью надрессорной балки 1.
Недостатком известного фрикционного гасителя колебаний является низкая стабильность работы.
Цель изобретения - повышение стабильности работы.
Поставленная цель достигается тем, что наклонная поверхность расположена под углом к горизонтали, при котором точка пересечения линий сил от нормальных давлений, действующих на вертикальную и на наклонную поверхность клина расположена вне клина или на его наклонной поверхности.
на фиг. 1 изображен фрикционный клиновой гаситель; на фиг. 2 -схема приложения сил на клиновой гаситель при прохождении наклонной поверхности клина через точку пересечения нормальных сил; на фиг. 3 схема приложения сил при прохождении наклонной поверхности ниже точки пересечения нормальных сил.
. Клиновой гаситель колебаний устанавливается на пружинах 1 рессорного подвешивания тележки и взаимодействует своей вертикальной поверхностью 2 с фрикционной планкой 3, закрепленной на боковой раме 4 тележки, а наклонной поверхностью 5 с аналогичной поверхностью надрессорной балки 6. Между низом надрессорной-балки 6 и опорной плитой 7 клина предусмотрен зазор а, который выбирается по мере износа 15 трущихся поверхностей клина и сопрягаемых деталей. Фрикционный клин сконструирован так (подобран угол наклона его поверхности 5 и положение этой поверхности), что линии действия нормальных давлений N и NI на его наклонной поверхности 5, вертикальной поверхности 2 (проходящие через середины этих поверхностей) и упругой силы подклиновой пружины Р пересекаются в одной точке О, лежащей на наклонной поверхности 5 клина или в точке О, лежащей выше наклонной поверхности 5 клина. За счет этого клин в статике находится в равновесни. При вертикальных прогибах рессорного подвешивания, когда клин перемещается вверх и вниз, на вертикальной 2 и горизонтальной 5 поверхностях клина возникают силы трения. При движении клина вниз возникают силы трения Рп.рцИ , а при движении глина вверх FITPB ТРВЭти силы трения в процессе перемещений клина создают момент М, стремящийся повернуть клин относительно точки 0. Величина этого момента зависит от величины сил трения на рабочих поверхностях и от расстояния этих сил от точки поворота О. Так как в предложенном 1слине точка О находится на наклонной поверхности 5 клина, то момент от силы трения (РгтрД возникающей на этой поверхности, относительно точки О будет равен нулю. И общий момент, стремящийся повернуть клин, зависит только от силы трения на вертикальной поверхности 2 клина и расстояния этой силы от точки 0. В том случае, если клин спроектирован таким образом; что точка пересечения сил N,NI и Р находится выше наклонной поверхности 5 клина, то суммарный момент М от сил трения, действующих на трущихся поверхностях клина, будет равен разности моментов М| силы трения, на вертикальной поверхности 2 и М2 I ft-ooT силы трения на наклонной поверхности 5. В этом случае за счет подбора расстояний б и в и с учетом действующих на поверхности 2 и 5 клина сил N и N( можно добиться того, что суммарный момент М, стремящийся повернуть клин вокруг горизонтальной оси, будет очень мал или даже равен нулю. Таким образом, за счет изменения конструкции клинового гасителя колебаний и путем размещения наклонной поверхности клина не выше точки пересечения линий действия сил нормальных давлений действующих на вертикальную, наклонную и опорную поверхность, удается улучшить условия работы фрикционного клинового гасителя повысить стабильность работы как клина, так и подвещивания. Формула изобретения Фрикционный клиновой гаситель колебаний экипажной тележки транспортного средства, содержащий клин, устакоаяенный на упругом элементе рессорного подвешивания и контактирующий с фрикцион ной планкой боковой рамы тележки, вертикальной поверхностью, а наклонной к горизонтали поверхностью с поверхнос гыо надрессорной балки, отличающийся тем. что, с целью повышения стабильности работы, наклонная поверхность расположскл под углом к горизонтали, при котором точка пересечения линий сил от нормальных давлений, действующих на вертикальную и нана июнную поверхность клина распаложена вне клина или на его наклонной поверхности. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе I. Тележки железнодорожных вагонов М., ГОСИНТИ, 1953, с. 239 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Центральное рессорное подвешивание тележки грузового вагона | 1977 |
|
SU713737A1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2007 |
|
RU2348556C1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2010 |
|
RU2461480C2 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2004 |
|
RU2259292C1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2010 |
|
RU2428340C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕССОРНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ ТЕЛЕЖЕК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ | 1970 |
|
SU273258A1 |
ЦЕНТРАЛЬНОЕ РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2006 |
|
RU2337845C1 |
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭКИПАЖА | 1991 |
|
RU2047521C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2005 |
|
RU2292281C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2002 |
|
RU2523513C2 |
Авторы
Даты
1982-11-15—Публикация
1980-12-18—Подача