Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1982 года по МПК F02B37/00 

Описание патента на изобретение SU973890A1

Изобретение относитя к двигател строению. Известны устройства для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащие по меньшей мере один трубокомпрессор, у которого газоприемный патрубок подключен к выхлопному коллектору двигателя, воздухонапорный к воздушному ресиверу двигателя, а воздуховпускной сообщен с атмосферой, и по меньшей мере один предохра нительный клапан с впускной и выпускной полостями, из которых впускная полость сообщена с воздушным ресивером, а выпускная - с турбиной турбокомпрессора 1 . Известные устройства служат для регулирования давления наддува путем перепуска сжатого воздуха из воздушного ресивера в сопла или в выхлопной патрубок турбины турбокомпрессора. На предотвращение помпажа клапаны этих устройств не рассчитаны Однако в процессе эксплуатации двигателей внутреннего сгорания с наддувом из заноса и закоксовывания проточных частей компрессора и турбины турбокомпрессора часто возникает помпаж. Для исключения помпажа смещают рабочую точку от границы устойчивой работы, но это сопровождается снижением КПД компрессора, и надежность такого приема не велика, так как устранить возможность возникновения помпажа полностью не удается. Целью изобретения является повышение надежности путем предотвращения помпажа. Для достижения поставленной цели клапан выполнен с управляющей полостью и последняя снабжена каналом для сообщения с атмосферой. Канал управляющей полости может быть сообщен с атмосферой через еоздуховпускной патрубок турбокомпрессора. На фиг. 1 показана схема устройст ва для двигателя с комбинированным поддувом: первая ступень - турбокомпрессор, вторая - приводной нагне татель, вариант; на фиг. 2 - схема наддува двигателя при помощи турбокомпрессора, вариант; на фиг. 3 клапан, разрез. Двигатель 1 внутреннего сгорания снабжен воздушным ресивером 2 и выхлопным коллектором 3. Турбокомпрессор k с турбиной 5 и компрессором 6 подключен газоприемным патрубком 7 к выхлопному коллектору 3 через Трубопровод 8. Воздухонапорный патрубок 9 турбокомпрессора подключен к воздушному ресиверу 2 через воздухонапорную магис.траль 10. В случае ком бинированного наддува в эту магистраль включен приводной нагнетатель 11 (фиг. 1), Воздуховпускной патрубок 12 турбокомпрессора сообщен с атмосферой. Предохранительный клапан 13 выполнен с впускной полостью k, выпускной полостью 15 и управляющей по лостью 16. Впускная полость Ц клапана сообщена с воздушным ресивером двигателя через магистраль 10, а выпускная 15 - турбиной 5 либо через трубу 17, связанную с газоприемным narpyiGKOM 7 турбокомпрессора (фиг.1) либо через трубу 18, связанную с выхлопным патрубком турбокомпрессора (фиг. 2). Управляющая полость снабжена каналом 19 для сообщения с атмосферой и отделена от впускной k и выпускной 15 полостей клапана при помощи поршня 20, уравновешенного пружиной 21, затяжка которой регулируется винтом 22. Канал 19 клапана сообщен с атмосферой через воздуховод 23 в котором установлен электр магнитный вентиль 24. Воздуховод 23 может быть подключен к воздуховпускн му патрубку 12 турбокомпрессора. При работе двигателя выхлопные газы из коллектора 3 поступают в ту бину 5, которая приводит во вращение турбокомпрессор 4, подающий сжатый воздух либо в приводной нагнетатель 11J механически связанный с валом двигателя, либо непосредственно в ресивер 2. НагнетаТель 11, получая энергию от вала двигателя, дожимает воздух и подает его в ресивер 2. Часть сжатого воздуха из ресивера 2 поступает во впускную полость 14 кл пана 13 и по.зазору между корпусом поршнем 20 проходит в управляющую олость 16, при этом давление воздуха в полости 14 равно давлению воздуха в полости 16. Так как площадь поршня 20, обращенная к полости 16, значительно больше площади, обращенной к полости 14, на поршень 20 действует сила, прижимающая его к корпусу полости 15. Таким образом, в нормальном положении поршень 20 перекрывает поступление воздуха из полости 14в полость 15. При попадании компрессора 6 в помпаж по сигналу от электронного блока (не показан), производящего сравнение разности давления на.нагнетании компрессора и перепада давлений на тарированном сопротивлении на всасывании компрессора с заданной разностью этих же величин, автоматически открывается электромагнитный вен тиль 24, сообщающий полость 16 с атмосферой или с всасыванием компрессора. Давление в полости 16 клапана падает, и поршень 20 поднимается под действием силы давления в полости 14, сообщая полость 14 с полостью 15. Часть сжатого воздуха в этот момент из ресивера 2, минуя двигатель, поступает в турбину 5, что позволяет вывести компрессор 6 из помпажа за счет некоторого уменьшения количества воздуха, поступающего в двигатель с одновременной подкруткой турбины 5. Для защиты от помпажа компрессора 6 при резкой аварийной остановке двигателя 1 часть сжатого воздуха из полости 15 клапана направляют в атмосферу через электромагнитный вентиль 24, который открывают одновременно с остановкой двигателя. Количество сжатого воздуха, пере пускаемого иЭ ресивера 2 в турбину 5 (или в атмосферу), устанавливается экспериментально и регулируется величиной подъема поршня 20, изменяемой перемещением винта 22, При выходе компрессора 6 из зоны помпажа электронное устройство закрывает электромагнитный вентиль 24 и давление в полостях 14 и 16 начинает выравниваться. В этот момент под действием пружины 21 пйршень 20 перекрывает полости 14 и 15, и перепуск воздуха прекращается. Таким образом, предлагаемое конструктивное выполнение двигателя позволяет предотвратить попадание центробежного или осевого компрессора в системе наддува двигателя внутреннег сгорания в помпаже и повысить надежность работы всей силовой установки Одновременно появляется возможность выбирать рабочую точку совмест ной работы поршневого двигателя и компрессора ближе к границе помпажа, в зоне более высоких КПД турбокомпрессора, что позволяет повысить эксплуатационную экономичность двигателя. Формула изобретения 1. Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащее по меньшей мере один турбокомпрессор, у которого газоприемный патрубок подключен к вйхлопному коллектору двигателя, воздухонапорный к воздушному ресиверу двигателя, а воздуховпускной сообщен с атмосферой, и по меньшей мере один предохранительный клапан с впускной.,и выпускной полостями, из которых впускная полость сообщена с воздушным ресивером, а выпускная - с турбиной турбокомпрессора, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения помпажа, клапан выполнен с управляющей полостью и последняя снабжена каналом для сообщения с атмосферой. 2. Устройство по п. 1, о т л и чающееся тем, что канал управляющей полости сообщен с атмосферой через воздуховпускной патрубок турбокомпрессора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № кл. 417-28, опублик. 1965.

Похожие патенты SU973890A1

название год авторы номер документа
Устройство для наддува тепловозного двигателя внутреннего сгорания 1983
  • Егунов Павел Михайлович
  • Безбородов Анатолий Иванович
  • Ивакин Валерий Викторович
SU1255725A1
Система турбонаддува двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Никитин Евгений Александрович
  • Дехович Дмитрий Александрович
  • Перов Константин Юрьевич
  • Поперенко Виктор Павлович
SU1661465A1
Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания 1988
  • Косяк Анатолий Федорович
  • Бордуков Владимир Валентинович
  • Васильев Валентин Иванович
SU1544999A1
Силовая установка 1985
  • Егунов Павел Михайлович
  • Безбородов Анатолий Иванович
  • Ивакин Валерий Викторович
SU1244360A1
ДВУХТОПЛИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ 1992
  • Жабин В.М.
  • Фурманов Н.Н.
RU2031220C1
Силовая установка 1986
  • Васильев Глеб Лукьянович
  • Евенко Владимир Иосифович
  • Боровицкий Владимир Викторович
  • Васильева Виолетта Григорьевна
SU1353910A1
Двигатель внутреннего сгорания с наддувом 1987
  • Кутенев Вадим Федорович
  • Гусаров Александр Павлович
  • Семенихин Алексей Николаевич
  • Тартаковский Леонид Михайлович
  • Тюльнев Виктор Алексеевич
SU1518559A1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Мосин Иван Иванович
  • Воронин Виктор Николаевич
  • Шестаков Александр Анатольевич
SU1749507A1
Двигатель внутреннего сгорания 1980
  • Винокуров Василий Иванович
  • Винокуров Владислав Васильевич
SU918466A1
ДВУХТОПЛИВНЫЙ ГАЗОБЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ 1991
  • Жабин В.М.
  • Фурманов Н.Н.
  • Дацюк Р.Е.
RU2044898C1

Иллюстрации к изобретению SU 973 890 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 973 890 A1

SU 973 890 A1

Авторы

Егунов Павел Михайлович

Безбородов Анатолий Иванович

Ивакин Валерий Викторович

Шестаков Лев Осипович

Даты

1982-11-15Публикация

1981-05-22Подача