Способ переключения скоростей многоступенчатых зубчатых передач Советский патент 1982 года по МПК F16H5/80 

Описание патента на изобретение SU977880A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах металлорежущих станков.

. Известен способ переключения скоростей многоступенчатых зубчатых передач посредством фрикционных муфт, заключающийся в том, чтокоманды управления на муфты подают раздельно с относительными задержками времени. Величины задержек времени постоянны и устанавливаются в зависимости от максимально допустимоП нагрузки на ведомом элементе 1.

Недостатком известного способа является то, что во время переключения ступеней при нагрузке, меньшей максимально допустимой , на ведомом элементе происходит увеличение продолжительности переходного процесса и при этом нагрев муфт из-за потерь на трение, а также возникают дополнительные динамические нагрузки в элементах привода.

Цель изобретения - повышение долговечности зубчатых передач, снижение энергетических потерь и нагрева муфт, а также повышение точности обработки.

Указанная цель достигается тем, JTO согласно способу переключения

скоростей многоступенчатых зубчатых передач посредством фрикционных муфт, заключающемуся в том, что команды управления на муфты подают раздельно с .относительными задержками времени, регулируют величины задержек времени подачи команд управления по крайней мере одной из каждой пары муфт в функции момен.та на10грузки на ведомом элементе.

Для этого при уменьшении нагрузки задержку команды на включаемые муфты увеличивают, одновременно, уменьшая задержку команды на откпю15 муфты, а при увеличении нагрузки задержку команды на включаемые муфты уменьшают, одновременно увеличивая задержку команды на отключаемые муфты. Кроме того, в каж20дой из переключаемых пар муфт задержку на переключение одной из муфт выбирают постоянной, а задержку на переключение другой муфты регулируют в зависимости от момента нагрузки

25 н-а ведомом элементе.

Регулирование задержек в зависимости от момента нагрузки можно осуществлять по линейному закону.

На фиг. 1 изображена блок-схема 30 .системы управления многоступенчатой зубчатой передачи; на фиг. 2 - CHv-тема регулирования времени задержек для одной .пары переключенных муфт. Система управления () содер жит датчик 1 момента нагрузки на ипинделе 2, блок 3 задержек времени коммутирующее устройство 4. Зубчатая передача 5 имеет задатчик 6 ско рости. Блок 3 задержек (фиг.2) включает в себя ключевую схему 7, управляемы Делитель 8, усилитель 9, схему 10 сравнения, генератор 11 пилообразно го напряжения и схему 12 постоянной нерегулируемой задержки. Система управления (фиг.1) работ ет следующим образом. Датчик 1 момента нагрузки вырабатывает электрический сигнал, пропорционсшьный моменту нагрузки на шпинделе 2. Блок 3 задержек устанавливает интервалы времени задержк между командами на переключение муфт. Величины задержек определяются сигналом, поступакядим от датчика 1. Коммутирующее устройство 4 производит переключение муфт зубчатой передачи 5 по командам блока 3. Задатчик .6 скорости определяет набор муфт, пepeключae /lыx для получения желаемой скорости. По команде от задатчика 6 скорос ти подготавливается набор муфт, которые должны включаться или отключаться. Одновременно подается команда на блок 3 для начала переключения. В блоке 3 команда разбивается на необходимое число канЕшов. В каждом канале задержка сигнала задается функционально зависимой от напряженйя с датчика 1. Таким образом сигналы в каждом канале, поступают на коммутирующее устройство 4 с отно сительной задержкой времени. Количество каналов задержек зависит от наибольшего числа муфт, участвующих в одном переключении передач. Регулирование времени задержек осуществляется следующим образом. Задатчик б скорости задает необходимую скорость вращения выходного вала передачи. Ключевая схема 7 коммутирует управляемый делитель 8. Управляемый делитель 8 изменяет сигнал от датчика 1 в соответствии с. заданной скоростью вращения. Сигнал с датчика 1 Усиливается усилителем 9. Схема 10 сравнения вьщает сигнал на переключение муфты при совпадении сигналов с делителя 8 и генератора 11 пилообразного напряжения. Генератор 11 выдает опорный сигнал, осуществляющ1Цй управление схемой 10 сравнения. По сигналу от задатчика 6 скорости, поданног/iy на коммутирующее устройство 4, цепи питания муфт соединяются с соответствующими каналами задержек. В цепь одной из муфт для упрощения схемы включена схема 12 постоянной нерегулируемой задержки. С увеличением мo /Ieнтa нагрузки время задержки уменьшается. Закон регулирования времени задержки выбирается из условия обеспечения переходного процесса при переключении муфт практически без провала скорости с минимальными потерями на трение в муфтах и с минимальным временем переходного процесса. Так как величина времени задержки может быть положительной и отрицательной, то система подачи команд обеспечивает, например, разрыв цепи питания отключаемой муфты с постоянной задержкой, а подачу напряжения на включаемую муфту - с регулируемой задержкой. Отсчет времени от момента подачи команды на изменение скорости вращения. Изобретение позволяет уменьшить выделение тепла во фрикционных муфтах при переключениях, динамические нагрузки в элементах привода, нагрузки на приводные двигатели при переключении ступеней, что приводит к увеличению надежности приводов с фрикционными муфтами и увеличению точности деталей обработанных на станках с муфтовыми приводами. Формула изобретения Способ переключения скоростей многое ту пенчат1лх зубчатых передач посредством фрикционных муфт, заключакяцийся в том, что команды управления на муфты подают раздельно с относительными задержками времени, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности зубчатых передач, снижения энергетических потерь и нагрева муфт, а также повышения точности обработки, регулируют величины задержек времени пот дачи команд управления по крайней мере одной из каждой пары муфт в функции момента нагрузки на ведомом элементе. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Роозимёльдер Л.П. и др. Расчет пауз между сигналами у1:1равления при переключении на высшую ступень коробок передач с фрикционными электромагнитными муфтс1ми. Труды Таллинского политехнического института. Таллин, 1975, вып. 391, с, 67-81 (прототип).

Ф иг.1

Похожие патенты SU977880A1

название год авторы номер документа
Способ переключения скоростей многоступенчатых коробок передач с фрикционными муфтами 1981
  • Герасимов Владимир Анатольевич
  • Тугенгольд Андрей Кирилович
  • Юденков Николай Петрович
SU981740A1
Способ управления под нагрузкой многоступенчатыми зубчатыми передачами 1981
  • Кушнарев Владимир Игоревич
  • Череватенко Виктор Алексеевич
SU1032257A1
Способ управления под нагрузкой многоступенчатыми зубчатыми передачами 1980
  • Кушнарев Владимир Игоревич
  • Шипилов Владимир Михайлович
SU1032256A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
RU2077997C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Румянцев Л.А.
RU2226160C2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1984
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1284856A1
Способ переключения скоростей многоступенчатых зубчатых передач 1977
  • Кавера Валерий Аркадьевич
  • Шпак Петр Петрович
SU670759A1
Гидромеханическая многоконтурная передача прямого хода транспортного средства 1982
  • Левин Владимир Александрович
SU1036581A1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ НА ОСНОВЕ СТУПЕНЧАТОГО ПЛАНЕТАРНОГО БЛОКА 2007
  • Остапенко Владимир Сергеевич
RU2348542C1
Способ переключения скоростей многоступенчатых зубчатых передач 1978
  • Кушнарев Владимир Игоревич
  • Тугенгольд Андрей Кириллович
SU697769A1

Иллюстрации к изобретению SU 977 880 A1

Реферат патента 1982 года Способ переключения скоростей многоступенчатых зубчатых передач

Формула изобретения SU 977 880 A1

SU 977 880 A1

Авторы

Герасимов Владимир Анатольевич

Гранков Михаил Васильевич

Тугенгольд Андрей Кириллович

Юденков Николай Петрович

Даты

1982-11-30Публикация

1981-02-02Подача