Изобретение относится к станкостроению, непосредственно к передачам винт-гайка в механизмах поступательного перемещения узлов. Известен шариковинтрвой механизм с грязезащитным уплотнением, выполненным в виде охватывающей винт втул ки с внутренней кольцевой канавкой и элемента из антифрикционного материала, входящего в нее 11 Недостатком указаннохО механизма является сложность монтажно-демонтажных работу так как при.износе уплотнения возникает необходимость его полной замены. Цель изобретения - упрощение монтажно- демон тажных работ. Указанная цель достигается тем, ЧТО в шариковинтовом механизме с гря зезащитным уплотнением, выполненным в виде охватывающей винт втулки с внутренней кольцевой канавкой и элемента из антифрикционного материала входящего в нее, элемент из антифри ционного материала выполнен в виде кольцевых секторов с лепестками на концах и упругих пластин, поджимающих лепестки к профилю резьбы винта На фиг. 1 изображен шариковинтовой механизм с грязезащитным уплотн нием; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг, 1 на фиг. 3 --разрез Б-Б на фиг. 2. Шариковинтовой механизм с грязезащитным уплотнением содержит винт 1, взаимодействующую с ним гайку 2, шарики 3, расположенные в канавках винта и гайки. По обе стороны от гайки 2 попарно установлены втулки 4 и 5. В кольцевой канавке 6 втулок 4 и 5 размещены антифрикционные кольцевые секторы 7 с лепестками 8, поджимаемые к профилю резьбы винта 1упругими пластинами 9, которые одновременно ограничивают кольцевые секторы 7 от углового поворота относительно втулок 4 и 5 и соединены с последними при помощи винтов 10 с установленными на них гайками 11. На наружных цилиндрических поверхностях втулок 4 и 5 выполнены продольные сквозные .пазы 12 и 13, поверхности которых взаимодействуют с гладкой цилиндрической поверхностью винтов 14, привернутых к гайке 2и корпусу 15. Для сбора и удгшения загрязняющих частиц на торцах втулок 4 и 5 выполнены паэн 16 и 17.
Шариковинтовой механизм с грязезащитным уплотнением работает следуюищм образом,
В исходном положении механизма меяоду торцами втулок 4 и 5 устанавливается монтажный зазор 0,5-1 мм, а винты 14.располагаются в средней части пазов 12 и 13. При этом из-за разной длины пазов 12 и 13 возможный поворот втулок 4 больше, чем втулок 5, а возможный относительный поворот втулок 4 и 5 в направлении сближения больше величины поворота, необходимого для выборки монтажного зазора.
При вращении, например, винта 1 с правой резьбой в направлении стрелки Г перемещение гайки 2 и, следовательно, подвижного узла происходит в направлении стрелки В. При этом втулки 4 и 5 у обоих торцов гайки 2 увлекаются винтом 1 и поворачиваются совместно с ним.
Втулки 5 после выборки окружного зазора меяоду поверхностью винта 14 и торцами пазов 12 останавливаются, а втулки 4 продолжают совместный поворот с винтом 1. При этом втулки 4, расположенные перед витками винт 1, вступающими во взаимодействие с гайкой 2 (в данном случае у правого торца гайки), будут .поворачиваться до тех пор, пока не выберется монтаный зазор между торцами втулок 4 и 5 и не осуществится замыкание с натягом противоположных винтовых профилей кольцевых секторов 7 на соответствующих противоположных сторонах профиля резьбы винта 1.
Втулки 4, расположенные между витками винта 1, выходящими из взаимодействия с гайкой, т.е. у левого торца гайки 2, будут поворачиваться
до тех пор, пока не выберется окружной зазор между ее пазом 13 и винтом 14. При этом они будут удаляться от втулок 4, поэтому силового замыкания между резьбой втулок и винта не . Втулки у левого торца гайки практически не будут создавать сопротивления враьчения. При изменении направления вращения винта 1 происходит замыкание винтрвых профилей
втулок 4 и 5, расположенных у левого торца гайки 2, и размыкание втулок 4 и 5 у правого торца гайки 2,
Частицы грязи, стираемые кромками кольцевых секторов 7 с обеих сторон
профиля винта 1 будут собираться в пазах 16 и 17 и по мере их накопления удаляться из них.
Шариковинтовой механизм с грязезащитным уплотнением позволяет упростить его сборку при выходе из строя уплотнения.
Формула изобретения
Шариковинтовой механизм с грязезащитным уплотнением, выполненным в виде охватывгиощей винт втулки с внутренней крльцевой канавкой и элеNieHTa из антифрикционного материала, входящего в нее, отличающийся тем, что, с целью, упрощения монтажно-демонтажных работ, элемент из антифрикционного материала выполнен в виде кольцевых секторов с лепест;ками на концах и упругих пластин, поджимающих лепестки к профилю резьбы винта.;
Источники информации, принятые во внимание .при экспертизе
1. Патент ФРГ 2537713, кл. F 16 Н 25/24, 1977.
3 . 15
16
фи.
В ид А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Защитное устройство передачи винт-гайка | 1974 |
|
SU500023A1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ | 1993 |
|
RU2041103C1 |
Шариковинтовая передача | 1980 |
|
SU888638A1 |
Шариковинтовой механизм | 1976 |
|
SU721627A1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ | 1993 |
|
RU2041102C1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ | 2001 |
|
RU2211777C2 |
Винтовой привод | 1990 |
|
SU1717530A1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2179129C2 |
Опорный каток гусеничной машины | 1981 |
|
SU962084A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБ | 1990 |
|
RU2016340C1 |
П /J
Авторы
Даты
1982-11-30—Публикация
1980-08-08—Подача