1.
Изобретение относится к станкостроению в частности к зашитным устройствам в передачах, винт-гайка механизмов поступаТйпьного перемещения узлов или деталей машин.
Известны защитные устройства передачи винт-гайка, включающие втулки из антифрикционного материала с винтовьгм профилем на внутренней поверхности и пазами на торце для сбора и удаления загрязняющих частии, В известных устройствах втулки установлены по одной на винте по обе стороны от гайки, при этом каждая втулка постоянно поджата одной стороной винтового профиля к соответствующей стороне профиля резьбы ёИНта, что обеспечивает очистку этой etOpoны профиля резьбы от загрязняющих частиц.
Недостатком таких устройств является . то, что между второй стороной профиля резьб винта и соответствующей стороной винтового профиля втулки постоянно имеется зазор, в связи с чем эта сторона профиля резьбы винта не : чишается и загрязняющие частицы, находящиеся на ней, могут попасть в ;
3
.передачу. Кроме того, постоянный поджим обеих втулок к соответствующим сторонам профиля резьбы винта, как вступающей во взаимодействие с гайкой (что является не™ обходимым для ее гочистки), так и выходящей из взаимодействия с гайкой (что является излишним), приводит к их интенсивному износу к дополнительным потерям на трение в приводе передачи.
Цель изобретения - обеспечение эффективной очистки резьбы винта, взаимодействующей с гайкой, и уменьщение потерь на трение.
Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве втулки из антифрикционного материала установлены на винте по обе стороны от гайки попарно с зазором друг относительно друга и связаны с гай кой посредством промежуточных элементов, выполненных в виде пазов разной длины и взаимодействующих с ними штифтов, обеспечивающих относительный угловой поворот одной пары втулок для зак.ыкания их винтовых профилей на противоположных сторонах профилей резьбы винта, вступаю-щей во взаимодействие с гайкой, а другой пары втулок - для предотвращения замыкания на части резьбы винта, выхо дящей из взаимодействия с гайкой. На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в продольном разрезе (в применении к передаче винт-гайка качения); на фиг, 2 - разрез по А-А на фиг. 1. У торцов гайки 1 установлены попарно охватывающие винт 2 втулки 3 и 4, выполненные из антифрикционного материала, например фторопласта. Втулки | имеют на внутренних поверхностях винтовой профиль, а на ториах - пазы 5 и ё для сбора и удале|ния зйгрязняюших частиц. На наружных цилиндрических поверхностях втулок 3 и 4 выполнены пазы 7 и 8 различной длины, в которых располагаются с зазором, штифты 9 установленные в прикрепленных к гайке 1 кронштейнах 10 .и 11. В исходном положении передачи между торцами втулок 3 и 4 устанавливается мон тажный зазор 0,5-1 мм, а штифты 9 рас полагаются в средней части пазов 7 и 8. При этом благодаря разной длине пазов 7 и 8 возможный поворот втулок 3 больше чем втулок 4, а возможный относительный поворот втулок 3 и 4 в направлении сближения больше величины поворота, необходимого для выборки монтажного зазора. Защитное устройство работает следующим образом. При вращении, например, винта 2 с правой резьбой в направлении стрелки Б перемещение гайки 1 и, следовательно, подвижного узла происходит в направлении стрелки В. При этом втулки 3 и 4 у обоих торцов гайки 1 увлекаются винтом 2 и поворачиваются совместно с ним. Втулки 4 пос ле выборки окружного зазора между штифтами 9 и торцами пазов 8 останавливаются а втулки 3 продолжают совместный поворот с винтом 2. Яри этом втулка 3, расположенная перед витками винта, вступающими во взаимодействие с гайкой (в данном случае у правого торца гайки), будет повора- чиваться до тех пор,, пока не выберется монтажны зазор между торцами втулок 3 и 4 и не осуществится с натягом их ПрО1ИВОПОЛОЖНЫХ ВИНТОВЫ rtJDTXJJHrteflr, на соответствующих противоположных ст оронах профиля реаьбы винта .тулкаЗ, расположенная перед витками винта7 выходяцшми из взаи-Г модействия с гайкой, т. е. у левого торца гайки, будет поворачиваться до тех пор, пока не выберется ; окружной зазор между ее пазом 7 и щтифтом 9. При этом она будет удаляться от втулки 4, поэтому силового замыкания между резьбой втулок и винта не будет. Втулки у левого торна гай- . ки практически не будут создавать сопротивление вращению. При изменении направления вращения винта 2 происходит замыкание винтовых профилей втулок 3 и 4, расположенных у левого торца гайки 1, и размыкание втулок 3 и 4 у правого торца гайки. Частицы грязи, стираемые кромками пазов 5 и 6 с обеих сторон профиля винта, будут собираться в этих пазах и по мере их накопления удаляться из них. Формула изобретения Защитное устройство передачи винт-гайка, включакядее втулки из антифрикционного материала с винтовым профилем на вн;тренней поверхности и пазами на торце для сбора и удаления загрязняющих частиц, охватывающие винт ; по обе стороны от гайки, отличающееся тем, что, с целью эффективной очистки резьбы винта, взаимодействующей с гайкой, и уменьшения потерь на трение, втулки установлйны на винте попарно с зазором друг относитель- . но друга и связаны с гайкой посредством промежуточных элементов, вьшолненных в виде пазов разной длины и взаимодействую. щих с ними щтифтов, обеспечивающих относительный угловсй Поворот одной пары втулок для замьпсания их винтовых профилей на противоположных сторонах профиля резьбы винта, вступающей во взаимодействие с гайкой, а другой пары втулок - для пре- . дотвращения замыкания на части резьбы винта, выходящей из взаимодействия с. гайкой.
Фиг2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шариковинтовой механизм с грязезащитным уплотнением | 1980 |
|
SU977883A1 |
Шариковинтовая передача | 1980 |
|
SU888638A1 |
Монтажно-стыковочный агрегат | 1989 |
|
SU1713881A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2005 |
|
RU2298714C2 |
Рулевой механизм транспортного средства | 1980 |
|
SU975483A2 |
Станок для холодного накатывания зубчатых профилей | 1988 |
|
SU1780910A1 |
Коляска для инвалидов | 1978 |
|
SU862947A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ РОЛИКО-ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 2001 |
|
RU2194202C2 |
Устройство для отделочно-упрочняющей обработки винтовых поверхностей | 1990 |
|
SU1750934A1 |
Винтовой домкрат | 1974 |
|
SU522129A1 |
Авторы
Даты
1976-01-25—Публикация
1974-08-26—Подача