РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2002 года по МПК B62D3/02 

Описание патента на изобретение RU2179129C2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам транспортных средств.

Известен рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок. На наружной поверхности каждой втулки выполнено углубление под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма (а.с. 975483, 1982).

Конструкция известного рулевого механизма не обеспечивает получение оптимального зазора в зубчатом зацеплении рейка-сектор, так как весь диапазон регулирования разделен на отрезки, кратные угловому расстоянию между отверстиями для фиксирующих штифтов, выполненными на торцах втулок.

Задача данного изобретения - упрощение конструкции и обеспечение оптимального зазора в зубчатом зацеплении рейка-сектор.

Это достигается тем, что в рулевом механизме транспортного средства, содержащем корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок, на наружной поверхности каждой из которых выполнено углубление под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма, это углубление выполнено в виде кольцевой канавки прямоугольного профиля, образующей две острые кромки, а на конце резьбового пальца, расположенном со стороны кольцевой канавки, выполнен конус, диаметр основания которого больше ширины, а длина меньше глубины кольцевой канавки, при этом ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки в сторону ограничителя осевого перемещения зубчатого сектора и эксцентриковых втулок, а твердость конуса резьбового пальца больше твердости острых кромок кольцевой канавки.

На чертеже изображен поперечный разрез рулевого механизма.

Рулевой механизм транспортного средства содержит корпус 1, в котором расположена зубчатая рейка 2, связанная шариковинтовым соединением 3 с рулевым валом 4, зафиксированным в упорных подшипниках корпуса 1. Находящийся в зацеплении с рейкой 2 зубчатый сектор 5 установлен в подшипниках 6 эксцентриковых втулок 7. На наружной поверхности каждой втулки 7 выполнена кольцевая канавка 8 прямоугольного профиля, образующая две острые кромки 9, на которые опирается конус 10 резьбового пальца 11, установленного в корпусе 1. Диаметр основания конуса выполнен большим ширины канавки, чем обеспечивается опора пальца на две острые кромки, а длина конуса - меньше глубины канавки, что обеспечивает обязательное смятие острых кромок при завинчивании резьбового пальца, твердость конуса которого больше твердости острых кромок канавки. При этом ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки 8 на величину "а" в сторону ограничителя 12, что исключает прижатие эксцентриковой втулки 7 к торцу зубчатого сектора 5. На втулках 7 выполнены места 13 под ключ.

При повороте рулевого вала 4 в шариковидном соединении 3 рейка 2 перемещается в осевом направлении, поворачивая сектор 5 в подшипниках 6. Зазор в зубчатом зацеплении рейка-сектор регулируется поворотом эксценриковых втулок 7 с последующей фиксацией их резьбовыми пальцами 11 путем ввинчивания и одновременного смятия конусом 10 острых кромок 9, что удерживает эксцентриковую втулку от проворачивания. Твердость конуса резьбового пальца больше твердости острых кромок 9.

Предлагаемая конструкция обеспечивает получение требуемой величины зазора в зубчатом зацеплении во всем диапазоне его регулирования и упрощает конструкцию.

Похожие патенты RU2179129C2

название год авторы номер документа
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Щербунов Виктор Николаевич
  • Фенько Анатолий Иванович
  • Пуховой Александр Алексеевич
  • Шпак Юрий Федорович
RU2179130C2
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ 1993
  • Яфаров Ш.Н.
  • Прошанов Е.Н.
RU2041102C1
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ 1993
  • Яфаров Ш.Н.
  • Прошанов Е.Н.
RU2041103C1
Рулевой механизм транспортного средства 1980
  • Барай Владислав Калистратович
SU921924A1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА РУЛЕВОГО ПРИВОДА 2000
  • Богославцев Владимир Иванович
RU2248900C2
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ РУЛЕВОГО ПРИВОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Гинцбург Л.Л.
  • Каплин В.И.
  • Гнипович В.И.
  • Гурфинкель Е.А.
  • Усов Л.А.
RU2091263C1
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ 2000
  • Богославцев Владимир Иванович
  • Дулов Юрий Васильевич
  • Думик Николай Александрович
RU2248901C2
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ 2001
  • Подгаецкий Михаил Матвеевич
  • Поветкин Сергей Михайлович
  • Беляковский Роман Павлович
RU2211777C2
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С КЛАПАНОМ ВЫКЛЮЧЕНИЯ УСИЛИТЕЛЯ В КРАЙНИХ ПОЛОЖЕНИЯХ 1997
  • Жагальский Владимир Дмитриевич
  • Пуховой Александр Алексеевич
  • Фенько Анатолий Иванович
  • Савицкий Александр Дмитриевич
  • Шпак Юрий Федорович
  • Полушкин Дмитрий Александрович
  • Каипов Кирилл Серафимович
  • Максимов Игорь Геннадьевич
  • Василюк Борис Павлович
  • Косовец Владимир Николаевич
  • Лукашеня Анатолий Ильич
  • Альшевский Анатолий Васильевич
  • Кундо Григорий Захарович
  • Голиков Александр Васильевич
RU2116924C1
Рулевой механизм транспортного средства 1980
  • Добринец Владимир Константинович
  • Лугин Анатолий Филиппович
  • Гинцбург Леонид Леонидович
  • Червяк Геннадий Петрович
  • Козел Викентий Андреевич
SU921925A1

Реферат патента 2002 года РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам транспортных средств. Рулевой механизм транспортного средства содержит корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения секторов и эксцентриковых втулок. На наружной поверхности каждой из втулок выполнено углубление под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма. Это углубление выполнено в виде кольцевой канавки прямоугольного профиля, образующей две острые кромки, а на конце резьбового пальца, расположенном со стороны кольцевой канавки, выполнен конус, диаметр основания которого больше ширины, а длина меньше глубины кольцевой канавки. Ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки в сторону ограничителя осевого перемещения зубчатого сектора и эксцентриковых втулок, а твердость конуса резьбового пальца больше твердости острых кромок кольцевой канавки. Технический результат заключается в упрощении конструкции и обеспечении оптимального зазора в зубчатом зацеплении рейка-сектор. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 179 129 C2

1. Рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок, причем на наружной поверхности каждой втулки выполнены углубления под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма, отличающийся тем, что углубление выполнено в виде кольцевой канавки прямоугольного профиля, а на конце резьбового пальца, расположенном со стороны кольцевой канавки, выполнен конус, диаметр основания которого больше ширины, а длина меньше глубины кольцевой канавки, при этом ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки в сторону ограничителя осевого перемещения зубчатого сектора и эксцентриковых втулок. 2. Рулевой механизм по п. 1, отличающийся тем, что твердость конуса резьбового пальца больше твердости кромок кольцевой канавки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2179129C2

Рулевой механизм транспортного средства 1980
  • Барай Владислав Калистратович
SU975483A2
Рулевой механизм транспортного средства 1976
  • Шаповалов Александр Захарович
  • Гилелес Лев Хацкелевич
  • Высоцкий Михаил Степанович
  • Горелик Зиновий Маркович
  • Добринец Владимир Константинович
  • Гинцбург Леонид Леонидович
  • Кокин Станислав Георгиевич
  • Козел Викентий Андреевич
  • Червяк Геннадий Петрович
  • Минчук Евгений Юльянович
SU931560A1
DE 3628886 А, 05.03.1987.

RU 2 179 129 C2

Авторы

Щербунов Виктор Николаевич

Фенько Анатолий Иванович

Пуховой Александр Алексеевич

Шпак Юрий Федорович

Даты

2002-02-10Публикация

1997-05-27Подача