Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора Советский патент 1982 года по МПК H02K3/50 H02K9/19 

Описание патента на изобретение SU978274A1

дами из улитки и входами в стержни, ос тается довольно значительный буферный объем. Вся эта конструкш1Я создает: довольно большие трудности при сборке торцовой зоны турбогенератрра, Цилиндрический корпус для хладагента имеет довольно большие размеры и металлоемкость, а также отличается наличием рез ких изломов и углов на поверхности, что ослабляет конструкцию при больших давлениях хладагента изнутри. Целью изобретения является повышение надежности работы турбогенератора упрощение крепления лобовых частей обмотки статора и экономия материалов Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено пружинными упорам закрепленными на стенках боковой и тор цовой частей корпуса для хладагента, выполненных в виде двух воронок, соединенных между собой с уплотнением, и закрепленными на изоляционных распорках планками, причем изоляционные распорки с закрепленными на них форми ющими планками расположены между лобовыми частями стержней обмотки статора и пружинными упорами, а каналы охлаждения ограничены изоляционными распорками, пружинными упорами, формируюшими планками и воронками. На фиг, I изображено предлагаемое устройство, продольное сечение; на фиго 2 - сечение А-А на фиг. I. Устройство содержит корпус для хла дагента, состоящий из двух воронок 1 и 2, состыкованных между собой стыковочными узлами 3, с уплотняющей прокладкой 4, Воронка 1 опирается на трубу корпуса генератора 5, а воронка 2 - на разделительный цилиндр 6, В местах крепления воронок I и 2 к трубе корпуса турбогенератора 5 к разделительному цилиндру 6 установлены соответствующие уплотнения 7 и 8. Изоляционные распорки 9, например из бакелита, и прикрепленные к ним фор мирующие планки Ю крепятся временным креплением, например лентой, к ко зинке лобовых частей, образованных стержнями 11, На внутренних стенках воронок 1 и 2 крепятся .пружинные упо ры 12. Между стержнями II раскреплены дополнительные распорки 13, увеличивающие прочность корзинки лобовых частей в тангенциальном направлении. При монтаже воронок 1 и 2 стержни II корзинки лобовых частей оказываются закрепленными с помощью распорок 9 И пружинных упоров 12у формирукяцие планки 10 служат для перекрытия зазоров между изоляционными распорками 9 и создания каналов 14 охлаждения. Стержни II обмотки статора ра;креплены по диаметру, сверху и снизу (т.е. снаружи и изнутри) изоляционными распорками 9, сбоку которых укреплены форма рующие планки Ю, в результате чего образуются каналы 14 для хладагента. Конс1рукция работает следукяцим образом. Воронки 1 и 2 и разделительный цилиндр 6 образуют герметичную емкость, в которую под давлением подается хладагент. От точек подачи хладагента по системе каналов 14 охлаждения протекает в аксиальном направлении, подводится к местам ввода в аксиальные каналы в стержнях обмотки статора, по . которым, в свою очередь, хладагент протекает в торцовую зону.низкого давления. Циркуляция хладагента по торцовой зоне обеспечивает охлаждение статора турбогенератора. Емкость для хладагента, вьшолненная в форме двух воронок, и система распреаеленных по всей окружности торцовой зовы изоляционных распорок и формирукших планок позволяют получить оптимальную с точки зрения охлаждения торцовой зоны турбогенератора и минимума турбулентных завихрений при вводе хладагента в статор систему каналов охлаждения, равномерно распределенных по окружности корзинки лобовых частей, что позвволяет значительно повысить эффективность работы системы охлаждения и снизить нагрев торцовых зон, что в значительной мере повышает надежность работы машины. Наличие системы пружинных упоров, изоляционных распорок и формирующих планок, а также фигурная форма емкости для хладагента в вид воронок и повторяющая форму корзинки лобовых частей позволяет обеспечить надежное закрепление лобовых частей снаружи и изнутри, что при большой их длине, характерной для высоковольтных турбогенераторов (1/5-1/4 от активной длины машины), значительно повышает надежность работы турбогенератора. Кроме того,, воронкообразная форма торцового бака является оптимальной с точки зрения реакции на внутреннее давление хладагента на его стенки, что позволяет значительно увеличить межремонгаый период. Значительно упрощается

(по сравнегапо с существуиляими консгрукциями) и монтаж крепежных деталей, k и процесс эакреплегая лобовых частей с их помощью. Первой усганавливаегся ворокка 2, на которой заранее раскрепляется система крепежных изоляционных деталей Ю и пружинных упоров 12, Поскольку все крепежйые детали заранее раскрепляются частично на стенках воронок и частично на корзинке Лобовой части обмотки, то весь монтаж по существу заключается в наложении и скреплении между собой воронок I и 2. В обычных же конструкциях торцовых зон турбюгенераторов монтаж крепенсных

деталей производится поэлементно на стержне в отдельности (с установкой упоров, планок и вязкой стержней), что отнимает у рабочих-сборщиков много времени и требует довольно высо- кой квалификации.

. Предварительный расчет экономической эффективности от применения предлагаемой конструкции торцовой зоны высоковольтного турбогенератора показал, что экономия составит гфимерно 20О тыс. руб. на один турбогенератор мощностью ЗОО МВт, что дает около 1,5 млн. руб. для одной ТЭС средйей мстаности.

Формула и 30 бретения

Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора высоковольтного турбогенератора, имеющее корпус для хладагента с боковой и торцовой частями, изоляционные распорки, закрепляющие лобовые части, и каналы охлаждения, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности при упрощении крепления и экономии материалов, оно снабжено пружинными упорами, закрепленными на боковой и торцовой частях корпуса, и закрепленными на изоляционных распорках планками, боковая и торцовая части корпуса вьшоянены в виде воронок, соединенных с уплотне:нием, изоляционные распорки с закрепленными на tratx планками расположены между лобовьми частями обмотки и пружиннь1ми упорами, а каналы охлаждени ограничены изоляционными распорками, пружинными упорами, формирукяцими планками и воронками.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Титов В. В, и др. Турбогенераторы, Расчет и конструкция. Энергия , 1967, с. 7О, 188.

2.Авторское свидетельство СХЗСР № 2153О5, кл. Н 02 К 3/5О, 1964.

п.

Фиг.

А-А

г.2

Похожие патенты SU978274A1

название год авторы номер документа
Устройство для крепления лобовой части обмотки ротора 1981
  • Кузьмин Николай Федорович
  • Суханов Лев Александрович
SU1065970A1
Статор электрической машины 1981
  • Судариков Василий Лукич
  • Карымов Анатолий Анатольевич
SU1035727A1
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины 1984
  • Иванов Валерий Константинович
  • Масленников Константин Николаевич
  • Чириков Валентин Федорович
SU1312684A1
Способ изготовления стержня обмотки статора 1990
  • Хаймович Лев Львович
SU1787306A3
Электрическая машина 1982
  • Бобков Юрий Александрович
  • Суханов Лев Александрович
  • Федоров Владимир Феодосьевич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахметович
SU1056377A1
Статор электрической машины 1983
  • Яковлев Валерий Иванович
SU1119125A1
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора 1991
  • Гавриш Виктор Григорьевич
  • Козлов Юрий Константинович
  • Шумовский Виктор Валентинович
  • Юрьев Алексей Семенович
  • Поникаровский Михаил Георгиевич
  • Гоцкало Георгий Григорьевич
SU1831749A3
Двухмашинный агрегат транспортного средства 1990
  • Осичев Василий Петрович
  • Сысоев Валентин Сергеевич
  • Вовк Владимир Иванович
  • Осичев Александр Васильевич
SU1823081A1
Статор высоковольтной электрической машины 1989
  • Хаймович Лев Львович
  • Черемисов Иван Яковлевич
SU1781779A1
Магнитопровод электрической машины 1983
  • Морщаков Николай Александрович
SU1247986A1

Иллюстрации к изобретению SU 978 274 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора

Формула изобретения SU 978 274 A1

SU 978 274 A1

Авторы

Никитин Павел Захарович

Данилевич Януш Брониславович

Масленников Константин Николаевич

Потехин Константин Федорович

Золотов Лев Алексеевич

Турутин Веньямин Семенович

Нэмени Тибор Матвеевич

Никольский Александр Игоревич

Кабанов Павел Сафронович

Бесчастнов Геннадий Арсеньевич

Шарашкин Андрей Михайлович

Даты

1982-11-30Публикация

1979-10-25Подача