Магнитопровод электрической машины Советский патент 1986 года по МПК H02K1/06 

Описание патента на изобретение SU1247986A1

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к электрическим машинам, зуб- цовая зона которых выполнена раздельно от ярма.

Цель изобретения упрощение технологии изготовления.

На фиг. 1 показана конструкция магнитопровода статора электрической машины; на фиг. 2 и 3 - варианты конструкций жесткого соединения зубцов к ярму; на фиг. 4 - изоляционный элемент, выполняющий одновременно функции элемента жесткого соединения листов зубца магнитопровода; на фиг. 5 - нажимное кольцо; на фиг. 6 - зубцы нажимного кольца; на фиг. 7 - крепление зубцов магнитопровода к ярму для случая, когда он имеет значительную длину; на фиг. 8 - силы, действующие на зубец магнитопровода в результате действия силы F , приложенной к зубцу нажим- ной шайбы.

На фиг. 8 Г и RV - нормальная и касательная силы, полученные в результате разложения силы ; F, и Fp - осевая и радиальная силы, полученные в результате разложения силы F ; d - угол наклона среза зубца магнитопровода,

Магнитопровод электрическоймашины содержит ярмо 1 и зубцы 2, выполненные, из набора аксиально расположенных пластин, жестко соединенных между собой известным способом. Жесткое соединение зубцов магнитопровода к ярму производится при помощи нажимных колец 3, выступы 4 которых входя в выемки 5 зубцов магнитопровода и имеют с ним общую поверхность касания, обмотка 6 укладывается в пазы, образованные зубцами 2.

Для уменьшения экранир ющих ло- .терь в стали зубцов магнитопровода между ними и выступами металлического нажимного кольца в месте их контакта устанавливается изоляционная прокладка 7,- которая может быть нанесена на металлические выступы 4 колец 3 до установки его в магнитопро- вод. Однако, если кольцо 3 выполнено из материала, обладающего значительным поверхностным сопротивлением изоляционную прокладку 7 ставить не обязательно.

Для асинхронных двигателей с ко- роткозамкнутым ротором изоляционную прокладку 7 ставить не обязательно, так как вследствие малой частоты тока в роторе потери в стали зубцов будут незначительны. Нажимное коль- цо 3 и к ярму магнитопровода кре- пится известным способом, например к ярму статора при помощи скоб 8, а к ярму ротора - за счет прессовой его посадки на вал ротора 9 (вал ротора на всех фигурах показан пунктиром).

Изоляционная прокладка 7 может быть выполнена в качестве изоляционного упора 10 (фиг. 3) для случая, когда нажимное кольцо 3 изготовлено

из металла. В этом случае изоляционный упор 10 соединяет в торцах отдельные листы зубцов магнитопровода: за счет специальных выступов 11 (фиг. 4), входящих в тело зубца- 2.

Для координации зубцов магнитопровода в тангенциальном направлении изоляционный упор 10 имеет радиальные выступы 12, входящие в выемки 13 выступа 4 (фиг. 5 и 6), нажимного кольца 3..

Выступы 4 кольца 3 образованы путем удаления части ее металла против каждого паза и по его форме, при этом ширина выступа кальца Ь не

должна превьпвать ширину зубца магнитопровода. Это необходимо для того, чтобы не уменьшить размер паза в свету под укладку обмотки.

С -целью уменьшения осевых размеров кольца и повышения его жесткости по меньшей мере одно из колец 3 может быть выполнено из упругого металла, преимущественно стали.

Для магнитопроводов, имеющих значительную осевую длину (фиг. 7), крепление зубцов магнитопровода к ярму может производиться путем установки в среднюю часть ярма двух дополнительных нажимных колец либо одного с двумя выступами. В этом случае зубец магнитопровода состоит из двух частей. Во всех конструктивных - вариантах жесткое прилегание зубца к ярму производится за счет радиальной силы FP (фиг. 8), имеющей место от разложения силы F , которая в свою очередь зависит от величины проложенной силы F и угла зубца Л . При работе машины между зубцом магнитопровода и ярмом возникает дополнительная электромагнитная сила тяже- ния,- создающая основное усилие прижатия зубца к ярму. Сила Fp ялпляет

3

ся дополнительной при работе машины

,t основной в процессе сборки машины Сборка магнитопровода производит ся в следующей последовательности.

Осуществляется навивка ленты ярма статора и ротора на ребро (либо штамповка листов статора и ротора), штамповка листов зубцов магнитопровода с одновременным получением просечек в торцовых частях листов, изготовление нажимных колец известными методами, сборка листов (витко ярма в пакет и закрепление совместно с ними нажимных колец (для статора при помощи, например, скоб, а для ротора - путем посадки их на ва либо специальную втулку) - установка зубцов на ярмо между нажимными кольцами. Если нажимные кольца не обладают пружинистыми свойствами, то установка зубцов между нажимными кольцами может производиться до

крепления их к ярму скобами либо

посадкой на вал.

Зубцы статора от ярма изолируются

для уменьшения контактных потерь, а

затем производится изолировка пазов

и-укладка обмотки в пазы. После .этог

магнитопровод пропитывается.

Предлагаемое изобретение позволяет сократить расход меди на 5-7% и упростить технологию жесткого крепления зубцов к ярму за счет ликвидации операции по опрессовке пластмассовыми кольцами зубцой совместно с магни топроводом.

Уменьшение расхода меди происходи за счет сокращения вылета части зуб

ца с выемкой в нем под расположение крепящего кольца, что приводит к уменьшению вылета лобовой части обмотки магнитопровода в среднем на 5-7%.

г

Формула изобретен и. я

1.Магнитопровод электрической машины, содержащий ярмо, зубцы из аксиально расположенных пластин, имею- щих выемки и соединенных с ярмом при помощи колец с выступами, входящими

в выемки зубцов, отличающийся тем, что, с целью упро- щения технологии изготовления, выступы колец и выемки зубцов со стороны их сочленения имеют клинообразную форму, а кольца соединены с ярмом.

2.Магнитопровод по n.t, о т - личающийся тем, что по

меньшей мере одно из колец выполнено из упругого металла, преимущественно стали.

3.Магнитопровод по пп.1 и 2, тличающийся тем, что

между выступом кольца и,зубцом установлены изоляционный элемент.

4.Магнитопровод по п.З, о т - личающийся тем, что изоля ционный элемент имеет выступы, один из которых входит в просечки в торцовой части зубца, а противоположный выступ - в выемку кольца.

5.Магнитопровод по пп.1-4, отличающийся тем, что при магнитопроводе, выполненном в осевом направлении из нескольких частей, кольца установлены по торцам каждой из них.

Похожие патенты SU1247986A1

название год авторы номер документа
Магнитопровод электрической машины с обмоткой 1983
  • Морщаков Николай Александрович
SU1295481A1
Магнитопровод электрической машины 1981
  • Морщаков Николай Александрович
  • Петров Виктор Михайлович
SU1022260A1
Магнитопровод электрической машины 1985
  • Морщаков Николай Александрович
SU1767617A1
Асинхронный двигатель и способ его изготовления 1984
  • Каримский Игорь Анюрович
  • Левин Николай Николаевич
  • Сидаш Иван Сергеевич
  • Якушков Александр Владимирович
SU1356121A1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ИНТЕНСИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2023
  • Каримов Руслан Динарович
  • Бекузин Владимир Игоревич
RU2798501C1
Магнитопровод электрической машины 1985
  • Морщаков Николай Александрович
  • Петрищев Павел Николаевич
SU1379871A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2001
  • Масленников В.С.
RU2210161C2
Устройство для управления вращающимся выпрямителем 1982
  • Веселова Ольга Владимировна
  • Ковальков Гелий Алексеевич
  • Опара Борис Васильевич
  • Савельев Юрий Ефимович
  • Филипенко Иван Терентьевич
SU1056384A1
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2023340C1
Магнитопровод электрической машины 1984
  • Морщаков Николай Александрович
SU1262628A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 247 986 A1

Реферат патента 1986 года Магнитопровод электрической машины

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к электрическим маиганам, зуб- цовая зона которых выполнена раздельно от ярма. Цель изобретения - упрощение технологии изготовления. Маг- нитопровод электрической машины содержит ярмо 1 и зубцы 2, выполненные из набора аксиально расположенных пластин. Жесткое соединение зубцов к ярму производится при помощи iнажимных колец 3, клинообразные выступы которых входят в выемки 5 зубцов аналогичной формы. Нажимные кольца . креп ятся к ярму магнитопрово- да известным способом, например к ярму статора при помощи скоб, а к ярму ротора - за счет прессовой его посадки на вал ротора 9. По крайней мере одно из колец 3 может быть выполнено из упругого металла. С целью уменьшения э кранирукнцих потерь в стали зубцов 2 между ними и выступами металлического кольца 3 в месте их контакта установлена изоляционная прокладка 7. Для магнитопроводов, имеющих значительную осевую длину, крепление зубцов 2 к ярму 1 производится путем установки в среднюю часть ярма двух дополнительных нажимных колец либо одного с двумя выступами. Это позволяет уменьшить вылет лобовой части обмотки ,за счет сокращения вылета части зубЦа с выемкой в нем под расположение крепящего кольца. 4 з.п. ф-лы, 8 ил. / с (Л с to 4; QD СХ5 О фиг. 2

Формула изобретения SU 1 247 986 A1

.

Гь

фуг. Г

2Z

Ю /

1

г

фиг. J

фи9, 5

фил. if

(puz.S

fgjjj4 i: -- - --.:.:tr:yjjjHi /

L.

Фиг. 7

Редактор М. Петрова

Составитель Ф. Подольская

Техред М Ходанич Корректор В. Синицкая

Заказ 4134/54Тираж 631Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

,«и-.. - - - -

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1247986A1

Магнитопровод электрической машины 1981
  • Морщаков Николай Александрович
  • Петров Виктор Михайлович
SU1022260A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 247 986 A1

Авторы

Морщаков Николай Александрович

Даты

1986-07-30Публикация

1983-05-12Подача