Статор электрической машины Советский патент 1983 года по МПК H02K1/18 

Описание патента на изобретение SU1035727A1

Изобретение относится к электромшиностроению, в частности к устройству электроизоляцйи сердечника статора мощной электрической машины и его крепления в корпусе.

Известны конструкции статоров. Д1ОЩНЫХ электрических машин, у которых сердечник собран из лакированных сегментов электротехнической тонколистовой стали на распределенных по окружности металлических статорных ребрах с болтовыми концами, по торцам он ограничен металлическими плитами, вместе с которыми стянут гайками ребер. Ребра статорные приварены к внутренним поперечным стенкам ме;таллического корпуса статора. Ребрастаторные, торцовые плиты, коргьус статора с его поперечными стенками образуют замкнутые электропроводяьдае контуры разного по величине электрического сопротивления С 1 .

Однако описанная конструкция обладает недостатками: при работе машины.вращающиеся магнитны поля пересекают эти контуры, наводя в них электрические токи разной величины, последние вызывают неравномерные перегревы этих контуров и соответствующие им тепловые деформации и механические Напряжений. Происходит нарушение прессовки сердечника. Лак участков сегментов сердечника, прилегающих к этим контурам, и соответствующие участки изоляции обмотки статора перегреваются. Снижаются надежность и долговечность статора, особенно в машинах с большим отношением длины сердечника к его диаметру.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достига- емому эффекту является конструкция, в которой .ребра статора изолированы от сердечника путем установки изоляционных прокладок между ребром и сердечником 2.

Это устраняет замыкание ребер со спинкой сердечника, устраняет местные токи между сегментами, но не прерывает электрические токи в ребрах, торцовых плитах и корпусе, не устраняет перегревы ребер и плит не устраняет раслрессовку сердечника. Кроме того, соприкасаясь с перегретыми ребрами, изоляционные прокладки разрушаются. Таким образом, между ребрами и сердечником образуются недопустимо большие зазоры.

Целью изобретения является повышение надёжности, долговечности и КПД, Достигаемые1путем разрыва цепей электрических токов, индуцированных в ребрах магнитными потоками в сердечнике и замыкающихся через корпус и плиты.

Указанная цель достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащем корпус с внутренними поперечными стенками, собранный из стальных сегментов сердечник с изолированными от него продольными ребрами, по концам которых установлены торцовые плиты, продольные ребра, сердечника электрически изолированы от корпуса и торцовых плит посредством прокладок и втулок.

С целью предотвращения появления зазоров в сопряжениях ребер с сердечником корпусом и плитами, прокладки и втулки выполнены из твердого материала, например из стеклотекстолита.

На фиг. 1 показан статор электрической машины, например, турбогенератора с упругой подвеской сердечника в корпусе, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез; на фиг. 3 - ребро и сердечник статора турбогенератора, поперечный разрезJ на фиг. 4 - сопряжение ребра с корпусом, продольный разрезf на фиг. 5 - сопряжение ребра с торцовой плитой, продольный разрез.

В корпусе статора 1 на его внутренних поперечных стенках 2 по окружности параллельно продольной оси установлены ребра статора 3. Сердечник статора 4 собран из лакированных сегментов тонколистовой электротехнической стали на ребрах 3 и спрессован с помощью торцовых плит 5 насаженных свожии отверстиями на болТовые концы ребер 6 через прокладки установочные 7. Ребро 3 для сопряжения с сердечником 4 имеет призму 8 (фиг. 2 и 3). Между призмой и сердечником 4 по всей длине установлен тонкий слой твердой изо.гляции 9, например, в виде пары угольников из твердого материала , например стеклотекстолита, i Призма при этомуширена или сдвоена, что уменьшает нагрузки на поверхности сопряжения. Зазоры в сопряжении полностью выбираются при укладке сегментов и опрессовке сердечника. При сборке сердечника из пакетов, предварительно собранных из сегментов на обоймах и склееных, изоляция 9 установлена между обоймой и сегментами. Возможен вариант выполнения обоймы из твердой изоляции, при этом установка дополнительной изоляции не требуется. Сопряжения ребра с корпусом осуществлено посредством пар планок 10, изолированных от поперечных стенок 2 корпуса изоляционными прокладками 11 и закрепленныхна них болтами 12, изолированных трубками 13. Бологы 12 и гайки 14 застопорены шайбами 15. Ребра 3 приварены к планкам 10 посредством косынок 16. Изолировка ребер от плит (фиг. 5) осуществляет.ся путем обеспечения достаточных зазоров после сборки между ребрами 3 и плитами 5 и путем опрессовки внутренней расточки прокладки установочной 7 твердой изоляцией 17 с последующей проточкой в размер цилиндрической части болтового конца ребра. Поверх прокладки установочной 7 под шайбу стопорную 18 устанавливаются прокладка изоляционная 19 и ее заиштная металлическая прокладка 20. Окончательно установленная гайка застопорена шайбой 18, при этом лапка шайбы заведена в шлиц торца ребра 3 и закреплена болтом 21, после чего прокладка установочная приварена к торцовой плите. .

При работе машины магнитные поля сердечника и лобовых частей обмотки, статора наводят ЭДС в ребрах и плитах. Ребра изолированы от сердечника, корпуса и плит и не замкнуты между собой и другими частями машины, поэтому представляют незамкнутые проводники, следовательно, возникновение в них электрических токов исключено, исключен и их нагрев, ЭДС, наведенные в плитах, не создают токов, которые замыкались бы по ребрам и противоположной плите.. В самих же плитах ЭДС создают большие токи, но суммарный нагрев плит

значительно снижен, что позволяет .увеличить мощность машины. Изолировка ребер от сердечника и устранение их нагрева исключает выгорание лака сегментов и замыкание сегментов, что, в свою очередь, исключает выгорание сердечников. Исключена подгорание гаек и плит, атакже отворачивание гаек и распресбовка сердечника.

Предлагаемая конструкция статора

0 повьанает надежность машины за счет исключения аварийных простоев, вызываемых электрическими токами и шитах статора и повышает КПД машины за счет ликвидации потерь, вызы5ваемых этими токами. Надежность и технологичность предпагаслюго устройства проверены расчетшта,. а также ;. опытом эксплуатации ряда машин иэ- j вестных конструкций.

Изобретение целесообразно испсшь зовать во всех мощсшх электрических машинах, в том числе в экстшуатируелшх при проведении капитальных ре-i монтов в заводских условиях. В турбогенераторах мощностью менее 100 MB целесообразно ограничиться изолированием ребер от плит и корпуса 1или только от плит. Изолировка ребер от сердечника без изолировки i их от корпуса и плит недопустима.

Похожие патенты SU1035727A1

название год авторы номер документа
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Кузьмин В.В.
  • Ракогон В.Г.
  • Черемисов И.Я.
  • Новиков Я.М.
  • Пенской В.Ф.
RU2011266C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1994
  • Виноградов Е.Н.
  • Дегусаров Ю.А.
  • Новожилов В.Ю.
  • Авроров А.Б.
  • Тилес С.А.
  • Косенко А.А.
RU2088025C1
Способ сборки сердечника статора электрической машины с корпусом 1980
  • Судариков Василий Лукич
  • Сотсков Владимир Юрьевич
SU904114A1
Способ запресовки сердечника в корпусе статора электрической машины 1980
  • Пенской Виталий Федорович
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Новиков Яков Михайлович
  • Старчеус Михаил Борисович
SU884045A1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2000
  • Андреев А.В.
  • Герасимов В.Е.
  • Загородная Г.А.
  • Игнатьев А.Д.
  • Хуторецкий Г.М.
RU2229192C2
Способ изготовления статора электрической машины 2016
  • Михайлов Валерий Михайлович
RU2652088C1
Статор электрической машины 1974
  • Черноусов Анатолий Михайлович
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Разумов Олег Иванович
SU546999A1
СТАТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА 2002
  • Хуторецкий Г.М.
  • Андреев А.В.
  • Журавский Д.В.
  • Загородная Г.А.
RU2237337C2
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1973
  • Авторы Изобретени Витель В. Ф. Пенской, А. Г. Шаповалов, А. К. Левицкий, А. П. Кощий, А. И. Кращенко, А. В. Сергеев, Е. М. Клейман В. Г. Кешишев
SU387483A1
Статор электричекой машины 1976
  • Судариков Василий Лукич
  • Сипполь Николай Карлович
  • Семенова Вера Петровна
SU636743A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 035 727 A1

Реферат патента 1983 года Статор электрической машины

1, СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий- корпус с внутренними поперечными стенками, собранный из стальных сегментов сердечник с изолированными от него продольными ребрами, по концам которых установлены торцовые плиты, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью повьииения надежности и КПД, продольные ребра сердечника электрически изолированы от корпуса и торцовых плит посредством прокладок и втулок. 2. Статор по п. 1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что прокладки и втулки выполнены из твердого материала, -например из стеклотекстолита. liL. Фиг.1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1035727A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 0
SU288111A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США 2846603, кл
Приспособление для съемки жилетно-карманным фотографическим аппаратом со штатива 1921
  • Машкович А.Г.
SU310A1

SU 1 035 727 A1

Авторы

Судариков Василий Лукич

Карымов Анатолий Анатольевич

Даты

1983-08-15Публикация

1981-07-20Подача