Вал-шестерня Советский патент 1982 года по МПК F16C1/10 

Описание патента на изобретение SU979736A1

(54) ВАЛ-ШЕСТЕРНЯ

Похожие патенты SU979736A1

название год авторы номер документа
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА С УПОРНЫМИ КОЛЬЦАМИ 2000
  • Огнев М.Е.
  • Клюев С.И.
RU2191937C2
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С КОСОЗУБЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ 2011
  • Зомшор Бернд
  • Маглер Милош
  • Пановитц Дитер
RU2551251C2
Стан холодной прокатки труб переменного сечения 1987
  • Король Николай Николаевич
  • Пеньков Юрий Георгиевич
  • Кричевский Евгений Маркович
  • Ламин Александр Борисович
  • Поклонов Геннадий Гаврилович
  • Покровский Борис Васильевич
  • Пешат Валентин Федорович
  • Морозов Анатолий Андреевич
  • Богданов Николай Трофимович
SU1496849A1
ПЕРЕДАЧА 1991
  • Недялков А.П.
  • Азаматов Р.А.
  • Туртанов Е.Д.
  • Выборнов В.Г.
  • Качесов А.А.
RU2017033C1
Проходной ведущий мост транспортного средства 1986
  • Чушенков Михаил Егорович
  • Барун Владимир Наумович
  • Урбанович Валентин Викторович
  • Васильев Юрий Алексеевич
  • Русинович Иван Титович
  • Новицкий Казимир Иосифович
  • Альгин Владимир Борисович
SU1323418A1
Привод ведущего колеса транспортного средства 1990
  • Бобровник Александр Иванович
SU1749068A1
РОТОРНАЯ ОБЪЁМНАЯ МАШИНА 2018
  • Иванов Евгений Геннадьевич
RU2701306C1
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА НОЖА 2008
  • Белокопытов Борис Александрович
  • Пекшев Петр Иванович
RU2390120C2
БЕСШАТУННЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ С РОТОРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ 1994
  • Чикин Г.А.
RU2126890C1
Узел ступенчатой коробки передач с жестко связанными одно с другим блокирующим кольцом синхронизатора и зубчатым кольцом и способ его сборки 1984
  • Зеленов Валериан Васильевич
  • Иванин Владимир Яковлевич
  • Индейкин Борис Федорович
SU1157288A1

Иллюстрации к изобретению SU 979 736 A1

Реферат патента 1982 года Вал-шестерня

Формула изобретения SU 979 736 A1

1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач для транспортных средств.

Известен вал-шестерня конической или гипоидной передачи, содержащий зубчатый венец опорную шейку со стороны внутреннего торца зубчатого венца и опорную шейку со стороны внешнего торца венца 1.

Расстояние между опорами-подшипниками выбирается из расчета уменьшения длины вала, что позволяет уменьшить габариты редуктора.

Недостатком известной конструкции является ее невысокая погрузочная способность, поскольку опорная шейка подшипника со сторойы внутреннего торца выполнена с малым диаметром, так как при нарезании зубьев резцовая головка прорезает на шейке продольные спиральные канавки и при эксплуатации подшипник, сидяший на такой шейке, разбалтывается, разрушается, что ведет к поломкам передачи и редуктора. Малый диаметр этой шейки не позволяет установить подшипник с высокой работоспособностью, что снижает нагрузочную способность редуктора. Это заставляет увеличивать подшипниковые узлы со стороны внешнего торца вал-шестерни, что увеличивает габариты редуктора.

Цель изобретения - уменьшение габаритов и повышение погрузочной способности вала шестерни.

5Эта цель достигается за счет того, что

в вале-шестерне конической или гипоидной передачи, содержащем зубчатый венец, опорную шейку со стороны внешнего торца венца и опорную шейку со стороны внутренне)0 го торца венца, шейка со стороны внутреннего торца выполнена с продольными спиральными канавками с углом конусности впадин, равной углу конусности впадин венца, а шейка вала снабжена установленной на этой шейке пластмассовой втулкой, без15 зазорно сопряженной с поверхностью шейки, при этом диаметр пластмассовой втулки превышает диаметр шейки.

На фиг. 1 представлен вал шестерня гипоидной передачи- на фиг. 2 - разрез А-А

20 на фиг. 1.

Вал-шестерня конической или гипоидной передачи содержит венец 1 с зубьями, имеющими ненулевой yгoл Sf кoнycнocти впадин и вал 2 с двусторонним расположением опорных шеек для подшипников 3 по отношению к венцу. На опорной шейке со стороны внутреннего торца выполнены продольные спиральные канавки 4, длина канавок составляет (0,2-l,5)dn вдоль оси вал-шестерни, где dn- номинальный диаметр опорной шейки. Канавки 4 заполнены пластмассой и имеют тот же конусный угол впадин Ь, что и впадины зубчатого венца, число их равно числу зубьев шестерни.

В каждом сечении опорной шейки диаметр ее превышает мaкcимaJ ьный диаметр металлической части сечения d (фиг. 2, на которой тонкими линиями показано внутреннее кольцо подшипника 3) на 0,1 - 10мм.

Расстояние а между осью вал-шестерни и осью 6 ведомого колеса 7 показано на фиг. 1.

Кольцо 5 напрессовано на основание и шейку вала-шестерни и служит для облегчения заливки полимера и ограничения его рабочих деформаций в сторону зубчатого венца. В случае, когда конструктивно допускается уменьшение диаметра, или I dn, кольцо 5 отсутствует.

При изготовлении вал-шестерни спиральные канавки 4 нарезают заодно с зубьями венца 1 тем же инструментом, т. е. канавки 4 являются продолжением впадин зубчатого венца, зубчатый венец удлинен и удлиненная часть венца по диаметру выступов dn является цилиндрической. Внутреннее кольцо подшипника 4 после запрессовки на вал-шестерню, покрытую слоем пластмассы, заполняюшим и канавки 2, надежно фиксировано на шейке, подшипник не разбалтывается и его внутреннее кольцо не изнашивается. Увеличенный диаметр шейки и применение подшипника повышенной работоспособности способствуют радиальной разгрузке других подшипников узла. Диа.метр опорной шейки превышает максимальный диаметр металлической части сечения на 0,1 -10 мм и выбран из выражения:

.-fcrVr,i,,2S)r,.j:b.jtga,. (0,,0)Цу1

где dji - диаметр опорной шейки; г. ,Г. -внутренний радиус впадин ведущей и ведомой шестерни; 5 - угол конуса впадин; . - межосевое расстояние; Cj -расстояние от опорного торца ведуш,ей шестерни до оси-ведомой;

bi -ширина зубчатого венца вала - шестерни;

L -длина части опорной шейки, где нарезаны спиральные канавки, Е 0,2-1,5 dn

Верхняя граница диапазона dn и нjiжняя - I относится к меньшим значениям Ищ Sf, и большим Ь; нижняя - наоборот.

Верхняя граница превышения диаметра опорной шейки - максимального диаметра металлической части сечения - относится к передачам большего габарита, нижняя - меньшего.

Для обеспечения стабильности работы конструкции в течение срока эксплуатации и при широком диапазоне условий термосилового нагружения пластмасса должна иметь следующие характеристики.

1.При диапазонах температуры -50- 100°С и частоты 1 -100 Гц динамический модуль сдвига - не менее 510 кгс/см, тангенс угла лмеханических потерь - не более 0,1; объемный динамический модуль- не менее 20000 кгс/см ; тангенс угла гиеханических потерь при объемном деформировании не более 0,01; относительное изменение плотности (в режиме свободного расширения) не более 0,03.2.Термостабилизация, ограничиваюшая относительное изменение плотности при 100°С величиной 0,01 в течение 10 ч.3.Поглощение масла в диапазоне температуры -50-100°С не более 0,01 по весу в течение 10 ч.

Нагрузочная способность вала-шестерни превышает погрузочную способность известной шестерни примерно на 20%.

Формула изобретения

Вал-шестерня конической или гипоидной передачи, содержащий зубчатый венец, опорную шейку со стороны внутреннего торца зубчатого венца и опорную шейку со стороны внешнего торца венца, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов и повышения нагрузочной способности, щейка со стороны внутреннего торца выполнена с продольными спиральными канавками с углом конусности впадин, равным углу конусности венца, а шейка вала снабжена установленной на этой шейке пластмассовой втулкой, беззазорно сопряженной с поверхностью шейки, при этом диаметр пластмассовой втулки превышает диаметр шейки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Проектирование конических и гипоидных передач. Инструкционные материалы фирмы Гинесон (США), М., 1963, с. 94 (прототип).

SU 979 736 A1

Авторы

Иофис Рафаил Борисович

Степаненко Юрий Петрович

Федотов Алексей Валентинович

Хрустальков Юрий Александрович

Чудайкин Виктор Леонтьевич

Даты

1982-12-07Публикация

1980-10-23Подача