(54) ВАЛ-ШЕСТЕРНЯ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА С УПОРНЫМИ КОЛЬЦАМИ | 2000 |
|
RU2191937C2 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С КОСОЗУБЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ | 2011 |
|
RU2551251C2 |
Стан холодной прокатки труб переменного сечения | 1987 |
|
SU1496849A1 |
ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017033C1 |
Проходной ведущий мост транспортного средства | 1986 |
|
SU1323418A1 |
Привод ведущего колеса транспортного средства | 1990 |
|
SU1749068A1 |
РОТОРНАЯ ОБЪЁМНАЯ МАШИНА | 2018 |
|
RU2701306C1 |
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА НОЖА | 2008 |
|
RU2390120C2 |
БЕСШАТУННЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ С РОТОРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ | 1994 |
|
RU2126890C1 |
Узел ступенчатой коробки передач с жестко связанными одно с другим блокирующим кольцом синхронизатора и зубчатым кольцом и способ его сборки | 1984 |
|
SU1157288A1 |
1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач для транспортных средств.
Известен вал-шестерня конической или гипоидной передачи, содержащий зубчатый венец опорную шейку со стороны внутреннего торца зубчатого венца и опорную шейку со стороны внешнего торца венца 1.
Расстояние между опорами-подшипниками выбирается из расчета уменьшения длины вала, что позволяет уменьшить габариты редуктора.
Недостатком известной конструкции является ее невысокая погрузочная способность, поскольку опорная шейка подшипника со сторойы внутреннего торца выполнена с малым диаметром, так как при нарезании зубьев резцовая головка прорезает на шейке продольные спиральные канавки и при эксплуатации подшипник, сидяший на такой шейке, разбалтывается, разрушается, что ведет к поломкам передачи и редуктора. Малый диаметр этой шейки не позволяет установить подшипник с высокой работоспособностью, что снижает нагрузочную способность редуктора. Это заставляет увеличивать подшипниковые узлы со стороны внешнего торца вал-шестерни, что увеличивает габариты редуктора.
Цель изобретения - уменьшение габаритов и повышение погрузочной способности вала шестерни.
5Эта цель достигается за счет того, что
в вале-шестерне конической или гипоидной передачи, содержащем зубчатый венец, опорную шейку со стороны внешнего торца венца и опорную шейку со стороны внутренне)0 го торца венца, шейка со стороны внутреннего торца выполнена с продольными спиральными канавками с углом конусности впадин, равной углу конусности впадин венца, а шейка вала снабжена установленной на этой шейке пластмассовой втулкой, без15 зазорно сопряженной с поверхностью шейки, при этом диаметр пластмассовой втулки превышает диаметр шейки.
На фиг. 1 представлен вал шестерня гипоидной передачи- на фиг. 2 - разрез А-А
20 на фиг. 1.
Вал-шестерня конической или гипоидной передачи содержит венец 1 с зубьями, имеющими ненулевой yгoл Sf кoнycнocти впадин и вал 2 с двусторонним расположением опорных шеек для подшипников 3 по отношению к венцу. На опорной шейке со стороны внутреннего торца выполнены продольные спиральные канавки 4, длина канавок составляет (0,2-l,5)dn вдоль оси вал-шестерни, где dn- номинальный диаметр опорной шейки. Канавки 4 заполнены пластмассой и имеют тот же конусный угол впадин Ь, что и впадины зубчатого венца, число их равно числу зубьев шестерни.
В каждом сечении опорной шейки диаметр ее превышает мaкcимaJ ьный диаметр металлической части сечения d (фиг. 2, на которой тонкими линиями показано внутреннее кольцо подшипника 3) на 0,1 - 10мм.
Расстояние а между осью вал-шестерни и осью 6 ведомого колеса 7 показано на фиг. 1.
Кольцо 5 напрессовано на основание и шейку вала-шестерни и служит для облегчения заливки полимера и ограничения его рабочих деформаций в сторону зубчатого венца. В случае, когда конструктивно допускается уменьшение диаметра, или I dn, кольцо 5 отсутствует.
При изготовлении вал-шестерни спиральные канавки 4 нарезают заодно с зубьями венца 1 тем же инструментом, т. е. канавки 4 являются продолжением впадин зубчатого венца, зубчатый венец удлинен и удлиненная часть венца по диаметру выступов dn является цилиндрической. Внутреннее кольцо подшипника 4 после запрессовки на вал-шестерню, покрытую слоем пластмассы, заполняюшим и канавки 2, надежно фиксировано на шейке, подшипник не разбалтывается и его внутреннее кольцо не изнашивается. Увеличенный диаметр шейки и применение подшипника повышенной работоспособности способствуют радиальной разгрузке других подшипников узла. Диа.метр опорной шейки превышает максимальный диаметр металлической части сечения на 0,1 -10 мм и выбран из выражения:
.-fcrVr,i,,2S)r,.j:b.jtga,. (0,,0)Цу1
где dji - диаметр опорной шейки; г. ,Г. -внутренний радиус впадин ведущей и ведомой шестерни; 5 - угол конуса впадин; . - межосевое расстояние; Cj -расстояние от опорного торца ведуш,ей шестерни до оси-ведомой;
bi -ширина зубчатого венца вала - шестерни;
L -длина части опорной шейки, где нарезаны спиральные канавки, Е 0,2-1,5 dn
Верхняя граница диапазона dn и нjiжняя - I относится к меньшим значениям Ищ Sf, и большим Ь; нижняя - наоборот.
Верхняя граница превышения диаметра опорной шейки - максимального диаметра металлической части сечения - относится к передачам большего габарита, нижняя - меньшего.
Для обеспечения стабильности работы конструкции в течение срока эксплуатации и при широком диапазоне условий термосилового нагружения пластмасса должна иметь следующие характеристики.
Нагрузочная способность вала-шестерни превышает погрузочную способность известной шестерни примерно на 20%.
Формула изобретения
Вал-шестерня конической или гипоидной передачи, содержащий зубчатый венец, опорную шейку со стороны внутреннего торца зубчатого венца и опорную шейку со стороны внешнего торца венца, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов и повышения нагрузочной способности, щейка со стороны внутреннего торца выполнена с продольными спиральными канавками с углом конусности впадин, равным углу конусности венца, а шейка вала снабжена установленной на этой шейке пластмассовой втулкой, беззазорно сопряженной с поверхностью шейки, при этом диаметр пластмассовой втулки превышает диаметр шейки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1982-12-07—Публикация
1980-10-23—Подача