Тренажер водителя транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК G09B9/02 

Описание патента на изобретение SU980120A1

, Изобретение относится к тренажерам для обучения водителей транспортных средств.

Известен тренаже водителя транспортного средства, содержгиций блок имитации органов управления транспортным средством, связанный через блок датчиков сбора информации с блоком обработки информации, включающим узел оценки, соединенный через узел памяти оценки с блоком задания обстановки, связанным с блоком отображения учебной информации, и пульт преподавателя tiH.

Недостатком известного тренажера является невысокая эффективнос ть тренажа.

Цель изобретения - повышение эффективности тренажа.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажере водителя транспортного средства, содержащем блок имитации органов управления транспортным средством, связанный через блок датчиков сбора информации с блоком обработки информации, включакхцим узел оценки, соединенный через узел памяти оценки с блоком задания обстановки, связанным с блоком отображения учебной информации, и пульт преподавателя, блок

Обработки информации имеет генератор импульсов, формирователь меток, счетчик времени, дешифратор, формирователь сигналов индикации, при этом выходы генератора импульсов подключены соответственно к входам формирователей меток и сигналов индикации, выход формирователя меток соединен с входом счетчика времени и первым уп10равляющим входом блока задания обстановки, выход счетчика времени оединен с входом дешифратора, выходы которого соответственно соединены с вторым управляющим входом блрка згшания

15 обстановки, управляющим входом формирователя сигналов индикации и информационным входом узла оценки, причем выход формирователя сигналов индикации подключен к входу пульта пре20подавателя.

Блок отображения учебной информации, включающий узел светового экрана, имеет командное табло, сигнализатор комбайна и указатель потерь зер25на, при этом информационный выход блока задания обстановки связан с входами указателя потерь зерна, сигнгшизатора комбайна и командного табло, выход которого связан с входом

30 узла светового экрана. На фиг.1 приведен тренажер, общий вид; на фиг;2 - схема имитатора механизма регулировки, на фиг.З блок-схема тренажера; на фиг.4 - вид блока регулировочных операций. Тренажер содержит (фиг.1) кабину Iкомбайна с органами управления вождением, включаняцими рулевое устройство 2, рычаг 3 переключения передач. Педали 4 основных (.колесных) тормозов, педаль 5 сцепления ходовой части, рычаг б стояночного тормоза, рычаг 7 подачи топлива с органамиуправления регулировочными механизмами рабочих органов комбайна, часть.которых размещена на панели 8, смонтированной на одной из стенок кабины 1. На данной панели расположены жлчаги: рычаг 9 регулирования частоты вращения мотовила или подборщика, рычаг 10 подъема и опускания жатки, рычаг IIподъема и опускания мотовила, рычаг 12 вариатора ходовой части, рычаг 13 регулирования выноса мотовила рычаг 14 включения вибратора бункера f рычаг 15 включения выгрузки зерна, рычаг 16 открытия жалюзи удлинителя, рычаг 17 открытия жалюзи верхнего решета, рычаг 18 открытия жалюзи нижнего решета, рычаг 19 регулировки частоты вращения ве.нтилятора,. рычаг 20 регулировки зазора между пальцами шнека и днищем жатки 22, рычаг 21 регулирования зазоров между барабаном и декой, рычаг 22 включения сцепления двигателя на привод рабочих органов комбайна, рычаг 23 включения привода жатки, рычаг 24 регулирования частоты вращения молотильного барабана, рычаг 25 (педаль) выгрузки соломы, рычаг 26 задатчика подачи хлебной массяы рычаг 27 механизма ручного управления скоростью комбайна. Кроме того, часть рычагов управления регулировочными механизмами выполнена в виде кнопочных переключателей 28, расположенных на панели блока регулировочных операций 29 и соответствуювдих нижеперечисленньлм регулировкам: Отклонить пальцы граблин назад на ЛЗ-ЗО , снять планки 30, Герметизировать транспортирукнцие органы 31, Осмотреть колосовой и эерновой шнеки, элеватор, соломотряс и забившийся орган очистить 32, Зазор между спиралями шнека и днищем жатки уменьшить 33, Зазор между спираляVSX. шнека и днищем жатки увеличить 34, Отрегулировать натяжение пружин уравновешивающего механизма жатки 35, Увеличить наклон удлинителя 36, Опустить башмаки 37, Приблизить башмаки к жатке 38, С помощью гидроцилиндра закрыть клапан копнителя 39. Кабина оснгидена также имитаторами механизмов регулировки технологического процесса рабочих органов (фиг.2 в таком количестве, что каждому рычагу управления соответствует свой механизм. На фиг.1 данные механизмы не показаны во избежание перегрузки чертежа. Однако эти имитаторы .выполнены в виде магнита 40, укрепленного на рычаге 41 и датчиков (герконов) 42, находящихся в диапазоне перемещения магнита 40. Все органы управления - штатные и. дополнительно смонтированные (фиг.1) на панели 8 (рычаги 16-20) и на панели 28 блока регулировочных операций 29 Vкнопочные рычаги 30-39) образуют блок имитации органов 43 управления транспортным средством (фиг.З). Сигналы от датчиков 42 (фиг.2), образующих блок 44 датчиков сбора информации (фиг.З), воспринимаются контрольнозадающей системой 45, включающей блок 46 задания обстановки, блок 47 обработки информации с блоком 48 памяти сигналов управлени.я, генератором 49 импульсов, формирователем 50 сигналов индикации, узлом 51 памяти оценки, формирователем 52 меток времени со счетчиком 53 времени, дешифратором 54, узлом 55 оценки. В контрольно-задающую систему 45 входит также блок 56 отображения учебной информации с проектором и экраном 57 и 58, указателем потерь зерна (УПЗ) 59, сигнализатором 60 комбайна и командным табло 61, задающим название команд (или задач) на световом экране 62 (фиг.1) и информирующим обучаемого световым сигналом на экране 62 о правильности выполнения кгикдой задачи. . К контроль но-3 ад ашхдей системе относится и пульт преобразователя 63 с блоком отобргикения информации для обучакяцего, включакиций панель 64 управлени и панель 65 индикации задач и оценок. Функциональная взаимосвязь блоков контрольно-задающей система 45 (46, 47, 56 и 63) между собой и с другими элементами тренажера показана на примере работы тренажера. Тренажер также имеет кассету 66 с цветными диапозитивами, переключатель 67, кнопку 68 Автомат и рабочие кнопки 69. При этсФ выхдды генератора импульсов 49 подключены соответственно к входам формирователей 52 меток, соединены с входом счетчика 53 времени и первым управляющим входом блока 46 задания обстановки, выход счетчика S3 времени соединен с входом дешифратора 54, выходы которого соответственно соединены с вторым управляющим входом блока 46 задания обстановки, управлякщим входом формирователя 50 сигналов иидикгш1ии и информационным входом узла 55 оценки, причем выход формирователя 50 сигналов индикации подключен к входу пульта 63 преподавателя, а информационный выход блока задания обстановки 46 связан с входами указателя 59 потерь зерна, сигнализатора 60 комбайна и командного .табло 61, выход которого связан с входом узла светового экрана 62. Блок регулировочных операций 29 содержит десять кнопочных переключателей 28, смонтированных на панели блока 29 (фиг. 4). кнопочный переключатель 30-39 связан с соответствующей по номеру светящейся ячейкой 30-39 блока 29. В каждую ячейку вставлен письменный текст той технологической регулировки, выполнение которой осуществляется не из кабины комбайна, а при его остановке, непосредственно у рабочего органа (фиг.4). Блок регулировочных операций введен для непрерыв ности процесса обучения, так. как все десять вышеперечисленных регулировок выполняются при выходе из кабины комбайна. При выполнении какой-то конкретной задачи обучаемый смотрит на светящиеся ячейки 30-39 блока 29, веди необходимо выполнять в данной задаче некоторые регулировки, указанные в ячейках 30-39, то обучаемый нажимает на панелиблока 29 ту кнопку, номер которой соответствует номеру нужной регулировки. При правильном выполнении задачи сигнал от кнопочного переключателя 30-39 передается в блок датчиков 44 сбора информации (фиг.З) Следует отметить, что блок 56 отображения учебной информации содержит автематический диапроектор 57, экран 58, командное табло 61, а также штатные рабочие органы комбайна УПЗ-59 и сигнализатор. 60 комбайна. На блоке 6 задействованы контрольные лампы, сигнализирующие о заполнении бункера зерном, о незакрытии, заднего клапана копнителя, о забивании транспортирующих органов или соломотряса. Командное табло 61 (фиг.1) информирует обу чаемого световь м сигналом, загорающимся в правом верхнем углу светового экрана 26, о правильности выполнения задач. При неправильно решенной зада че световой сигнал отсутствует. Также на световом экране 62 последовательно загораются ячейки, соответственно высвечивая название технологического нарушения, т.е. название некоторых предлагаемых задач. Этот блок 61 может быть использован в дал нейшем резервным блоком дополнительных задач при более широкой програм.ме обучения (как продолжение бло,ка 29). Следует также отметить, что датчини 42 (фиг.2), образующие блок датчиков 44 сбора информации, (фиг.З), представляют собой магнитоуправляемые герметизированные контакты 42 (герконы) , залыкание которых происходит при совмещении рычага с магнитом 40 и геркона 42. Такая система позволяет резко повысить надежность датчиков. . Блок 46 задания обстановки представляет собой релейно-логическое исполнительное устройство, формирующее по командам с дешифратора 54 задач в реальном масштабе времени, задаваеьюм блоком 52 формирования меток времени, сигналы 56 управления блоком отображения информации, блоком 48 памяти сигнгшов управления, узлом 51 памяти оценки. Блок 46 задания обстановки содержит также релейно-транзисторные согласующие устройства управления проектором 57,указателем 59 потерь зерна, сигнализа.тором 60 комбайна и комашдным табло 61. Блок 48 памяти сигнгшов управления и узел 51 памяти оценки емкостью 64 и 40 бит соответственно выполнены на D-триггерах. Генератор 49 импульсов, формирователь 50 сигналов индикации, формирователь 52 меток времени со счетчиком 53 времени и дешифратором 54 выполнены таким образом, что формируют распределенную во времени последовательность импульсов (сигналов) управления всеми устройствами тренажера по заранее заданной программе. Узел 55 оценки выполнен таким образом; что представляет собой конечный автомат с памятью и содержит дешифраторы правильного выполнения каждой задачи, по сигналам с которых оценивается правильность выполнения задач. Программирование осуществляется соединением входов дешифратора 54 с датчиками положения рычагов (через блок 48 памяти сигналов управления), соответствующИ5 правильному выполнению задачи. Тренажер работает следующим образом. Обучаемый и преподаватель занимают свое рабочее положение, обучаемый в кресле тренажера, преподаватель у пульта 63 (фиг.1). Преподаватель вводит кассету 66 с цветньнии диапозитивами, размещенными в определенной последовательности, согласно программе обучения, в автоматический диапроектор 57, устанавливает на панели 64 управления с помощью переключателя 67 желаемый интервал времени и включает автоматический режим работы тренажера .с помощью кнопки Автомат 68 аа панели 64 управления. При этом генератор 49 (фиг.З) блока 47 вырабатывает импульсы с периодом повторения 1 с. Секундные импульсы с генератора 49 поступают в формирователь 52 меток времени и в формирователь 50 сигналов индикации. Блок 52 формирует временные интервалы, заданные преподавателем, которые определяют время, необходимое для решения задачи и, следовательно, период смены задач. Так, если преподаватель ставит переключатель 67 (фиг.1) на панели 64 управления против отметки 16 с, то смена задач для обучаемого происходит через 16 с. Если обучаемый не успевает справляться с задачами в этот временной интервал, то его можно увеличить С помощью счетчика 53 времени .(фиг.З и соединенного с ним дешифратора 54 осуществляется формирование сигналов выбора задач, которые поступают на блок 46 и 55 задания обстановки и в формирователь 50 сигналов индикации.. Ло сигналам выбора задач осуществляеся управление с помощью блока 46 блоком 56 отображения информации.

Получив определенную задачу с помощью блока 56, обучаемый выполняет соответствующие управляющие действия с помощью блока 43, включающего систему рычагов {фиг.1) (9-27) и (30-39

Блок 46 (фйг.З) осуществляет также управление блоком 48 памяти сигналов управления и узлом 51 памяти оценки, входящими также в блок 47. По сигналу выбора задачи включается узел 55 оценки, на который поступают сигналы .с блока 48, запоминающего в пределах заданного интервала времени сигналы, поступающие с блока 44 датчиков сбора информации и с блока 29 регулировочных операций (фиг.1).

При правильном выполнении задачи блок 55 выдает сигнал, эaпoминae ий узлом 51 памяти оценки. С помощью панели 65 индикации задач и оценок формирователя 50 сигналов индикации (фиг.З) осуществляется индикация выбранной задачи и оценка . На панели . 65 индикации (фиг.1) имеются лампочки, сигнализирующие преподавателю о правильности выполнения каждой предлагаемой обучаемому задачи, отсутствие светового сигнала показывает преподавателю номер задачи,,неправильно выполненной обучаемым (номер лампочки на панели индикации соответствует номеру предлагаемой задали).

С помощью блока 46 (фиг.З) осуществляется автоматическое, .старт-стопное (с выдержкой времени) и ручное управление тренажером. В автоматическом режиме осуществляется автоматическая смена Задач и управление в соответствии с заранее заданной программой диапроектором 57, УПЭ 59, сигнализатором 60 комбайна и командным табл о 61. В старт-стопном режиме задается выдержка времени на выбранную задачу. При этом переход к следукхцей задаче осуществляется нажатием кнопки 69 (фиг.1) на панели 64 управления. При ручном управлении осуществляется произвольный выбор задачи и выдержки времени.

Пример использования тренажера.

Для обучения управлению технологическим процессом зерноуборочного комбайна была составлена рабочая программа, включающая 38 задач, информу1рующих об изменении условий уборки, о качественных показателях его работы .

Каждая эсщача задается цветным слайдом с помощью автоматического диапроектора 57 (фиг.1) на экран 58. Название задачи высвечивается на свеjTOBOM экране 62. командного табло 61, Предположим, задана задача: Полеглые рслеба (слайд 16). Обучаемый должен рыполнить следующие регулировки.

Увеличить частоту вращения мотовила - переместить вперед рычаг 9.

Опустить мотовило к режущему аппарату - переместить вперед рычаг 11

Вынести мотовило вперед - переместить, рычаг 13.

Отклонить пальцы граблин назад на 15-30, снять планки - нажать кнопку-рычаг 30.

Жатку установить на низкий срез переместить вперед рллчаг 10.

Приблизить башмаки к жатке - нажать кнопку-рычаг 38.

Правильность выполнения предлагаемой задачи ( 16) фиксируется лампочкой 16 на п&нели 65 индикации. В результате верно решенной задачи лампочка 16 загорается, отсутствие светового сигнала говорит о наличии ошибки, допущенной при выполнении данной задачи. После прогона всей программы Dжнo сделать возврат (э ручном режиме) к неправильно решенной задаче

Тренажер позволяет сократить сроки обучения комбайна и не только поучить в сжатые сроки необходимые знания, но и приобрести умения и навыки оперативного управления технологическим процессом комбайна. Полученные знания и навыки, особенно непоседственно перед началом уборки, в значительной степени позволяют сократить так называемый срок врабатываемости, т.е. с первых дней уборки работать с максимальной выработкой и высоким качеством.

Использование тренажера позволяет повысить эффективность тренажа при подготовке водителей транспортных средств.

Формула изобретения

1. Тренажер водителя транспортного средства, содержащий блок имитации органов управления транспортным средством, связанный через блок датчиков сбора информации с блоком обработки информации, включающим узел оценки, соединенный через узел памяти (оценки

с блоком задания обстановки, связанным с блоком отображения учебной информации, и пульт преподавателя, Гтличающийся тем, что, с целью повышения эффективности тренажа, блок обработки информации имеет генератор импульсов, формирователь меток, счетчик времени, дешифратор, формирователь сигналов индикации,при этом выходы генератора импульсов подключены соответственно к Г, кирователей меток и сигналов индика ции, выход формирователя меток соеди нен с входом счетчика времени и первым управляющим входом блока задания Ъбстановки, выход счетчика времени соединен с входом дешифратора, выхода которого соответственно соединены с вторым управлянвдим входом блока задания Обстановки, управляющим входом

формирователя сигналов индикации и информационным входом узла оценки, причем выход формирователя сигналов индикации подключен к входу пульта

по пЛ, о,т л и ч а юш и и с я тем, что блок отображения учебной информации, включающий узел светового экрана, имеет командное табло, сигнализатор комбайна и указатель потерь зерна, при этом информа- ционный выход блока задания обстанов ки связан с входами указателя потерь зерна, сигнализатора комбайна и командного табло, выход 7 зан с входом узла светового экрана.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 601740, кл. G 09 В 9/02, 1976.

Л S7 f8 69

0tft. /

а

z

Похожие патенты SU980120A1

название год авторы номер документа
Комбайновый тренажер 1985
  • Кутепов Борис Прокопьевич
  • Иванова Валентина Николаевна
  • Фриденталь Михаил Саулович
SU1310880A2
Тренажер оператора автоматизированных систем управления 1982
  • Галактионов Валентин Тихонович
  • Герценштейн Витольд Семенович
  • Динкелис Владимир Рувимович
  • Киктенко Александр Евгеньевич
  • Мелентьев Владимир Юльевич
  • Мальцев Иван Сергеевич
SU1132302A1
Тренажер операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Лискин Владимир Михайлович
  • Путятин Евгений Петрович
  • Даев Евгений Александрович
  • Рогачев Владимир Иванович
  • Савенков Вячеслав Александрович
SU991482A1
ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПОИСКА И ОБЛОВА РЫБЫ И МОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ, ПОЛОЖИТЕЛЬНО РЕАГИРУЮЩИХ НА СВЕТ 2009
  • Еремин Юрий Викторович
  • Балло Алексей Владимирович
  • Бурлаков Дмитрий Борисович
  • Филатов Виктор Николаевич
  • Бойцов Анатолий Николаевич
  • Баринов Василий Владимирович
  • Карпушин Иван Сергеевич
  • Лисиенко Светлана Владимировна
  • Осипов Евгений Валерьевич
  • Пак Афанасий
  • Чернецов Виктор Владимирович
RU2436168C2
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры 1988
  • Забелин Владимир Александрович
  • Козлов Петр Николаевич
  • Филимонов Анатолий Алексеевич
  • Багрецов Сергей Алексеевич
SU1524084A1
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ РАЗДЕЛЕНИЯ ИЗОТОПОВ УРАНА ЦЕНТРОБЕЖНЫМ МЕТОДОМ В ШТАТНЫХ И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 2003
  • Власов В.А.
  • Орлов А.А.
  • Шубин А.Н.
  • Филимонов С.В.
  • Колпаков Г.А.
RU2250509C2
Тренажер операторов систем управления 1981
  • Фарбер Борис Славинович
  • Малютин Борис Иванович
SU953652A1
ТРЕНАЖЕР МНЕМОСХЕМ 1994
  • Скворцов И.В.
  • Петров С.В.
  • Глинкин Е.И.
RU2116674C1
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ 1990
  • Сульман Л.А.
  • Авдеев В.П.
  • Евтушенко В.Ф.
  • Юсфин Ю.С.
  • Коровин С.К.
  • Мышляев Л.П.
  • Королева В.Л.
RU2047909C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ КОРАБЕЛЬНЫХ ПАССИВНЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СИСТЕМ 1989
  • Гриценко Нина Алексеевна
  • Зубрицкая Татьяна Петровна
  • Липинский Анатолий Михайлович
  • Машталер Ирина Ярославовна
SU1841103A1

Иллюстрации к изобретению SU 980 120 A1

Реферат патента 1982 года Тренажер водителя транспортного средства

Формула изобретения SU 980 120 A1

Фиг, J.

SU 980 120 A1

Авторы

Кутепов Борис Прокопьевич

Иванова Валентина Николаевна

Фриденталь Михаил Саулович

Даты

1982-12-07Публикация

1981-04-30Подача