ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА Российский патент 2002 года по МПК H02K23/02 H02K23/24 

Описание патента на изобретение RU2185018C2

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов для обеспечения устойчивой и регулируемой частоты вращения в широком диапазоне скоростей.

Известна классическая машина постоянного тока вращательного движения, неподвижная часть которой представляет собой индуктор с источником магнитодвижущей силы (МДС), а вращающаяся часть - якорь с обмоткой и коллектор (см. Вольдек А.И., Электрические машины. Л.: Энергия, 1974, с.33-39, 130-132).

Общеизвестным недостатком ее является значительная трудоемкость изготовления якоря.

Наиболее близким к заявляемому является вентильный двигатель постоянного тока (ВДПТ), созданный на базе синхронной машины с когтеобразными полюсами (см. Бут А.А. Бесконтактные электрические машины. М.: Высшая школа, 1990 г., с.240-248, 123-133).

Данный двигатель выбран в качестве прототипа.

Прототип совпадает с заявляемым изобретением в том, что имеет общие признаки:
- неподвижный статор, который содержит обмотку якоря и обмотки возбуждения;
- ротор с ферромагнитными полюсами.

Однако двигатель по прототипу очень сложный. Во-первых, это связано со сложностью полупроводникового коммутатора, а во-вторых, со сложностью датчика положения ротора. Кроме того, двигатель имеет повышенное значение удельных масс, в частности при мощности двигателя 0,5 кВт и собственной массе электродвигателя 2,3 кг, масса полупроводникового коммутатора и блока управления составляет 2 кг.

В основу изобретения поставлена задача создать электрический двигатель постоянного тока, в котором за счет снабжения его дополнительным коммутатором-коллектором и добавочными полюсами, а также особенностями их выполнения и связи деталей и узлов, обеспечить упрощение изготовления двигателя и повышения удельных значений его мощности.

Поставленная задача решена в электрическом двигателе постоянного тока, включающем неподвижный статор, содержащий обмотки якоря и возбуждения и ротор с ферромагнитными полюсами тем, что он дополнительно снабжен коммутатором-коллектором, щеточный узел которого установлен с возможностью вращения, кроме того, двигатель снабжен добавочными полюсами, каждый из которых состоит из двух встречно ориентированных выступов, установленных на ферромагнитном цилиндре, несущем общую обмотку добавочных полюсов, выводы которой включены последовательно с обмоткой якоря посредством двух вращающихся контактных колец и неподвижных щеток.

Новым в заявляемом изобретении является наличие следующих признаков:
- дополнительный коммутатор-коллектор;
- установка щеточного узла с возможностью вращения;
- добавочные полюса;
- особенности выполнения добавочных полюсов;
- принцип (схема) соединения обмотки добавочных полюсов с обмоткой якоря.

Причинно-следственную связь между совокупностью заявляемых признаков и достигаемым результатом можно объяснить следующим.

В заявляемом электрическом двигателе постоянного тока коммутация секций обмотки якоря обеспечивается не полупроводниковым коммутатором по сигналам датчика положения ротора (как у прототипа), а щеточным узлом, вращающимся синхронно с ротором относительно неподвижно установленного коммутатора-коллектора. Отсутствие, по сравнению с прототипом, сложного как в изготовлении, так и в обслуживании полупроводникового коммутатора, обладающего, как известно, массой, соизмеримой с массой собственно электрической машины, позволяет упростить технологию изготовления предлагаемого двигателя постоянного тока и уменьшить значения удельных масс m*=m/p, где m - масса двигателя, кг; р - мощность двигателя, кВт,
т.к. для ВДПТ полная масса mΣ = mЭМ+mПК, где
mЭМ - масса электрической машины,
mПК - масса полупроводникового коммутатора и схемы управления.

Для предлагаемого двигателя mΣ = mЭМ+mК, где
mК - масса щеточно-коммутаторно-коллекторного узла.

Применение добавочных полюсов позволяет увеличить линейную нагрузку машины постоянного тока и тем самым уменьшить ее размеры и стоимость, обеспечивая повышение ее удельных значений момента и мощности mm=Mэт/Sa; mp= P/Sa, где
Sa - площадь активной поверхности якоря.

Таким образом, в предлагаемом электрическом двигателе постоянного тока основной магнитный поток Ф0 является внешнезамкнутым, а поток добавочных полюсов Фд - внутризамкнутым.

На чертежах изображен заявляемый электрический двигатель постоянного тока:
фиг.1 - конструктивная схема предлагаемого двигателя;
фиг.2 - двигатель, сечение А-А;
фиг.3 - вращающиеся элементы двигателя;
фиг.4 - конструктивная схема коммутатора-коллектора;
фиг.5 - конструктивная схема вращающейся части с добавочными полюсами;
фиг.6 - сечение А-А двигателя с добавочными полюсами.

Предлагаемый электрический двигатель состоит из неподвижного статора 1, подвижного ротора 2 и коммутатора-коллектора 3. На статоре 1 расположены две обмотки возбуждения 4, 5 и обмотка якоря 6, секции которой размещены в пазах шихтованного стального сердечника якоря 7. Ярмо 8 выполнено из магнитомягкой стали. Два ферромагнитных кольца 9 и 10 отделены от ротора 2 технологическими зазорами δm1 и δm2. Торцевые щиты 11 и 12 соединены с ярмом 8 рядом болтовых соединений 13.

Ротор 2 состоит из вала 14, который вращается в подшипниках 15, установленных в торцевых щитах 11, 12. С валом 14 жестко сочленены два ферромагнитных кольца 16 и 17, несущие когтеобразные полюсы 18, 19, которые установлены со сдвигом друг относительно друга на 180o. Число таких полюсов определяет число 2р, соответствующее числу реальных полюсов классической машины постоянного тока. Полюсы 18, 19 отделены от сердечника якоря 7 рабочим воздушным зазором δp, являющимся рассчетной величиной. Для устранения возможности шунтирования магнитного потока вал 14 содержит вставку 20 из немагнитного материала.

Магнитный поток Ф01, созданный обмоткой возбуждения 5, можно рассматривать как сумму потоков Ф'01 и Ф''01, каждый из которых создастся магнитодвижимой силой проводников обмотки, находящихся в данный момент в зоне полюса 18 и в зоне, отстоящей от полюса 18 на 180o. Поток Ф'01 замыкается по пути: полюс 18 - воздушный зазор δp - сердечник якоря 7 - ярмо 8 - торцевой щит 12 - кольцо 10 - технологический зазор δT2 - кольцо 17 - полюс 18. Поток Ф''01 замыкается по пути: полюс 18 - воздушный зазор δp - сердечник якоря 7 - ярмо 8 (в плоскости, перпендикулярной валу 14) - торцевой щит 12 - кольцо 10 - технологический зазор δT2 - кольцо 17 - полюс 19. Подобным образом образуется и поток Ф02, проходящий через полюс 19.

Питание обмотки якоря осуществляется посредством электромеханического коммутатора-коллектора 3, который может быть изготовлен из обычного цилиндрического коллектора вращающихся машин постоянного тока путем следующих доработок. С обеих сторон коллектора выполняются два паза, в которые изолированно от медных пластин посредством изоляционных (текстолитовых) прокладок 21 и 22 устанавливаются контактные кольца 23 и 24, к которым подводится напряжение сети. Эта часть коммутатора закрепляется крепящей конструкцией 25 к торцевому щиту 12 (фиг.1). Секции обмотки якоря 6 (фиг.1), в соответствии со схемой якорной обмотки, подключаются к коллекторным пластинам 26 посредством жгута 27. На вал двигателя коллектор насаживается с помощью подшипников 28, 29. Щеткодержатели 30, 31 из изоляционного материала со щетками 32, 33 конструктивно объединяются траверсой 34, которая жестко, без проскальзывания, сочленяется с торцом вала винтом 35.

Такой коммутатор легко выполняется защищенным, закрытым или погруженным в масло, что позволяет изолировать его от вредных воздействий внешней среды.

Щетки 32 и 33 коммутатора-коллектора 3, одновременно контактируя с токоподводящими кольцами 23, 24 и соответствующими коллекторными пластинами 26, осуществляют функции как токопровода, так и токораспределения секций якорной обмотки 6.

В предлагаемом электродвигателе добавочные полюсы (фиг.5, 6) расположены на линии геометрической нейтрали в промежутке между когтеобразными выступами основных полюсов 18 и 19 (фиг.1). Добавочный полюс состоит из двух встречно ориентированных когтеобразных выступов 36, 37, укрепленных на общем ферромагнитном полом цилиндре 38, который жестко соединен с немагнитной вставкой 20 общего вала 14 (фиг.1). На ферромагнитном цилиндре 38 размещена обмотка 39 добавочного полюса, число витков которой определяется исходя из величины магнитодвижущей силы реакции якоря. Обмотка 39 соединяется последовательно с электрической цепью якоря посредством дополнительно устанавливаемых контактных колец 40, закрепленных на валу 14 через изоляционные прокладки 41 контактных зажимов 42 и неподвижных щеток 43.

Магнитный поток Фд, созданный МДС обмотки 39 добавочных полюсов, замыкается по пути (фиг.6): полюс 36 (Nд) - сердечник якоря 7 - полюс 37 (Sд) - ферромагнитный цилиндр 38, т.е. поток Фд направлен встречно потоку реакции якоря Фа, чем обеспечивается улучшение условий коммутации секций в зоне геометрической нейтрали. Число добавочных полюсов определяется числом пар основных полюсов 18, 19 при неизменном значении числа витков обмотки 39. При необходимости, например в случае использования предлагаемого двигателя в качестве тягового двигателя, в стали основных полюсов 18, 19 может быть уложена компенсационная обмотка, включаемая в якорную цепь двигателя последовательно с обмоткой добавочных полюсов посредством одних и тех же контактных колец 40.

Предлагаемый электрический двигатель постоянного тока работает следующим образом.

При подаче напряжения на обмотки возбуждения 4, 5 и обмотку якоря 6 (фиг. 1, 2) взаимодействием основного магнитного потока Ф0 и токов проводников обмотки якоря 6, находящихся в зоне полюсов 18, 19 создается электромагнитная сила Fэм, действующая (при принятых на фиг.2 направлениях токов и потоков) по часовой стрелке на статор 1 и, соответственно, против часовой стрелки на полюсы 18, 19. Под действием пары сил, определяющих величину и направление электромагнитного момента Мэм, ротор 2 приводится во вращение. Коммутатор-коллектор 3 переключает токи в секциях обмотки якоря 6 таким образом, чтобы при вращении в одну сторону токи проводников, находящихся в данный момент против полюсов 18, 19 сохраняли неизменное направление. Регулирование скорости и реверс осуществляются известными для классических машин постоянного тока способами.

Похожие патенты RU2185018C2

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ИНДУКТОРНОГО ТИПА 2003
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2286642C2
ТОРЦОВЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ИНДУКТОРНОГО ТИПА 2003
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Водичев Владимир Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2286643C2
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ДИСКОВЫМ РОТОРОМ 2004
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2319279C2
НИЗКОСКОРОСТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С КОЛЬЦЕВЫМ СТАТОРОМ 2009
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2417506C2
Линейный электрический двигатель 1986
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Леонидов Владимир Иванович
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Рымша Виталий Викторович
SU1396214A1
Линейный двигатель постоянного тока 1979
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Мамзелев Виктор Александрович
  • Саввушкина Валентина Федоровна
SU1037387A1
Линейный электрический двигатель постоянного тока 1984
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Рымша Виталий Викторович
  • Челак Виктор Григорьевич
  • Гольдрайх Генрих Максович
  • Савилов Юрий Васильевич
  • Погодин Александр Борисович
SU1261061A1
ОДНОМАШИННАЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ 2011
  • Шарутин Федор Валентинович
RU2466036C1
Двухпакетная индукторная электрическая машина с комбинированным возбуждением (варианты) 2018
  • Ковалев Константин Львович
  • Ильясов Роман Ильдусович
  • Кован Юрий Игоревич
  • Дежин Дмитрий Сергеевич
  • Егошкина Людмила Александровна
RU2696273C1
Электропривод 1990
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Сахаров Юрий Анатольевич
  • Топузанов Александр Александрович
  • Хуторной Анатолий Григорьевич
SU1823095A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 185 018 C2

Реферат патента 2002 года ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к области электромашиностроения. Технический результат, заключающийся в упрощении изготовления двигателя и повышении удельных значений мощности и момента, достигается путем того, что электрический двигатель постоянного тока, содержащий неподвижный статор, обмотки якоря и возбуждения и ротор с ферромагнитными полюсами, дополнительно снабжен коммутатором-коллектором, щеточный узел которого установлен с возможностью вращения, кроме того, двигатель снабжен добавочными полюсами, каждый из которых состоит из двух встречно ориентированных когтеобразных выступов, установленных на ферромагнитном цилиндре, несущем общую обмотку добавочных полюсов, выводы которых включены последовательно с обмоткой якоря посредством двух вращающихся контактных колец и неподвижных щеток. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 185 018 C2

Электрический двигатель постоянного тока, включающий неподвижный статор, содержащий обмотки якоря и возбуждения, и ротор с ферромагнитными полюсами, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен коммутатором - коллектором, щеточный узел которого установлен с возможностью вращения, кроме того, двигатель снабжен добавочными полюсами, каждый из которых состоит из двух встречно ориентированных когтеобразных выступов, установленных на ферромагнитном цилиндре, несущем общую обмотку добавочных полюсов, выводы которых включены последовательно с обмоткой якоря посредством двух вращающихся контактных колец и неподвижных щеток.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2185018C2

Электродвигатель постоянного тока 1986
  • Олешкевич Марк Михайлович
  • Шафранский Валентин Иванович
SU1494153A1
US 4564778 А, 14.04.1986
US 4278907 А, 14.07.1981
DE 4302143 A1, 28.07.1994.

RU 2 185 018 C2

Авторы

Гололобов Владимир Васильевич

Рымша Виктор Иванович

Рымша Виталий Викторович

Ивлев Анатолий Дмитриевич

Ивлев Дмитрий Анатольевич

Даты

2002-07-10Публикация

2000-10-02Подача