ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ИНДУКТОРНОГО ТИПА Российский патент 2006 года по МПК H02K23/00 

Описание патента на изобретение RU2286642C2

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов для поддержания устойчивой регулируемой частоты вращения в широком диапазоне скоростей.

Известна одноименнополюсная индукторная электрическая машина с двусторонним возбуждением, в которой две обмотки возбуждения расположены по обе стороны от якоря и пакета ротора с полюсными выступами (Д.А.Бут. Бесконтактные электрические машины. - М.: Высшая школа. 1990, стр.138).

Недостатком известной конструкции является наличие дополнительных технологических зазоров между втулкой ротора и консольной расточкой корпуса, что приводит к увеличению размеров обмотки возбуждения и, соответственно, к увеличению электрических потерь и габаритов машины в целом.

Наиболее близкой является двухпакетная одноименнополюсная индукторная машина, в которой активные зоны с обмотками якоря и зубчатым ротором размещены по обеим сторонам от обмотки возбуждения (Д.А.Бут. Бесконтактные электрические машины. - М.: Высшая школа. 1990, стр.137).

Данная электрическая машина выбрана прототипом.

Прототип имеет следующие общие признаки с заявляемым изобретением:

- общий неподвижный кольцевой корпус, несущий статоры, и расположенную между ними обмотку возбуждения;

- ротор с полюсами.

Недостатками прототипа следует считать:

- наличие уложенных на каждом из статоров двух полноразмерных обмоток якоря, внутренние лобовые части которых значительно увеличивают как расход активных материалов(меди), так и общую длину машины;

- при увеличении мощности машины в значительной мере увеличивается диаметр вала, который одновременно является активной частью магнитной цепи.

В основу изобретения поставлена задача создать электрический двигатель постоянного тока индукторного типа (ЭДПТИТ), в котором за счет дополнительной установки коммутатора-коллектора и полюсов особой конструкции обеспечить упрощение изготовления двигателя и повышение удельных значений его мощности и момента, и, как следствие, уменьшить себестоимость двигателя.

Поставленная задача решается в конструкции электрического двигателя постоянного тока индукторного типа, который содержит кольцевой корпус, в котором установлены два неподвижных статора с обмотками якоря и возбуждения, а также ротор с полюсами, тем, что оба неподвижных статора имеют одну общую обмотку якоря, причем активные проводники каждой секции уложены в пазы одного статора со сдвигом в полюсное деление относительно пазов другого статора, а секции общей обмотки якоря коммутируются коммутатором-коллектором, установленным неподвижно в торцевой части двигателя, при этом щеточный узел коммутатора-коллектора жестко соединен с валом ротора, который снабжен двумя системами добавочных полюсов, каждая из которых содержит обмотку, которая включена последовательно с обмоткой якоря посредством двух вращающихся контактных колец и неподвижных щеток.

Новым в предлагаемом электрическом двигателе постоянного тока индуктивного типа является наличие таких признаков:

- одна общая для обоих статоров обмотка якоря;

- дополнительно установленный неподвижный коммутатор-коллектор;

- ротор снабжен двумя системами добавочных полюсов с обмотками.

В заявляемом ЭДПТИТ, в отличие от прототипа, оба статора имеют только одну общую обмотку якоря, то есть лобовые части обмоток якоря, которые примыкают к обмотке возбуждения, отсутствуют, что приводит к уменьшению затрат активных материалов (меди проводников обмотки якоря) и уменьшению общей длины двигателя.

В предлагаемом ЭДПТИТ вал двигателя выбирается только из условий механической прочности, так как он не является частью магнитной цепи двигателя, что обеспечивает уменьшение массы его вращающейся части и, соответственно, уменьшение динамического момента:

где I=mp2 - момент инерции двигателя (кг·м2),

ω - частота вращения (с-1), p - радиус инерции (м).

Данное обстоятельство, а также наличие неподвижного коммутатора-коллектора позволяет увеличить быстродействие двигателя, уменьшить потери электроэнергии в переходных режимах

Использование добавочных полюсов позволяет увеличить значение линейной токовой нагрузки, а конструкция ротора с полюсной системой в виде ферромагнитных стержней, расположенных в определенной последовательности вдоль расточки статора, позволяет увеличить (сравнительно с классической машиной постоянного тока) как величину коэффициента полюсного перекрытия αб, так и величину магнитной индукции в рабочем воздушном зазоре Bб, что позволяет повысить удельные значения его мощности и момента при значительном уменьшении трудоемкости изготовления его ротора, уменьшить себестоимость двигателя в целом.

Электрический двигатель постоянного тока индукторного типа представлен на чертежах, где:

Фиг.1 - конструктивная схема двигателя;

Фиг.2 - вид двигателя, сечение А-А;

Фиг.3 - система добавочных полюсов, аксонометрия;

Фиг.4 - система основных полюсов, аксонометрия;

Фиг.5 - схема обмотки якоря двигателя.

Электрический двигатель постоянного тока индукторного типа (фиг.1 - фиг.4) содержит неподвижную часть 1, вращающийся ротор 2 и коммутатор-коллектор 3. Неподвижная часть 1 содержит кольцевой корпус 4, на внутренней поверхности которого расположены два статора 5, 6. В пазах статоров 5, 6 уложены секции общей обмотки якоря 7, а в промежутке между статорами 5, 6 - обмотка возбуждения 8. Неподвижная часть 1 по торцам закрыта немагнитными подшипниковыми щитами 9, 10, которые установлены на подшипниках 11, 12, в которых вращается вал 13 ротора 2. С валом 13 жестко соединены немагнитные диски 14, 15, которые являются крепящими конструкциями для ферромагнитных полюсов 16, расположенных симметрично (без сдвига) относительно статоров 5, 6. Ширина каждого из полюсов 16 (ферромагнитных стержней переменного сечения вдоль длины) равняется αбτ вдоль образующей ротора, где αб - коэффициент полюсного перекрытия, τ - величина полюсного деления (фиг.2). Полюсы 16 отделены от статоров 5, 6 рабочим воздушным зазором б. Магнитный поток Ф0, созданный обмоткой возбуждения 8, замыкается по пути: корпус 4, статор 6, полюс 16, статор 5, корпус 4, проходя при этом два воздушных зазора б. При этом каждый из ферромагнитных полюсов 16 обеспечивает замыкание магнитного потока Ф0, который выходит, например, из статора 6 и входит в статор 5. Число полюсов 16 определяется выбранным значением числа полюсных делений каждого из статоров 5, 6:

где Np - число полюсных делений статора,

Np - число полюсов 16 ротора 2 двигателя.

В предлагаемом ЭДПТИТ конструктивная схема ротора предусматривает специальный способ укладки секций обмотки якоря 7, общих для статоров 5, 6, что обусловлено необходимостью создания однонаправленного электромагнитного момента, создаваемого взаимодействием общего магнитного потока Ф0 и токами соответствующих проводников обмотки якоря 7. В связи с этим проводники каждой из секций обмотки якоря 7 укладываются в пазы одного статора (например, 6) со сдвигом на величину полюсного деления τ в пазы второго статора (например, 5) (фиг.5), используя при этом известные схемы обмоток якоря классических машин постоянного тока. Указанный сдвиг проводников обмотки якоря 7 одного статора относительно второго обеспечивает сохранение однонаправленного электромагнитного момента статоров 5, 6.

Питание обмотки якоря 7 обеспечивается коммутатором-коллектором 3, который посредством крепящей конструкции 17 и подшипников 18, 19 установлен неподвижно и представляет из себя обычный коллектор машины постоянного тока, по обоим концам которого через изоляционные прокладки 20 дополнительно установлены контактные кольца 21, 22. К коллекторным пластинам 23, в соответствии со схемой обмотки, подключены выводы секций обмотки якоря 7, объединенные жгутом 24. Щеткодержатели 25 со щетками 26 (щеточный узел) конструктивно объединены с траверсой 27, жестко соединенной с валом 13. Щетки 26 коммутатора-коллектора 3, одновременно контактируя с токопроводящими кольцами 21, 22 и соответствующими коллекторными пластинами 23, выполняют функции как токопровода, так и токораспределения секций обмотки якоря 7.

В предлагаемом ЭДПТИТ установлены два аналогичных комплекта добавочных полюсов (фиг.1, 2, 3). Каждый из комплектов добавочных полюсов состоит из попарно ориентованных навстречу друг другу когтеобразных полюсных выступов 28, 29 и 30, 31, расположенных на линии геометрической нейтрали каждого из статоров 5, 6, примыкая с обеих сторон к каждому из полюсов 16. Полюсные выступы 28, 29 и 30, 31 закреплены на полых ферромагнитных цилиндрах 33, установленных с промежутком, равным промежутку между статорами 5, 6. Цилиндры 33 жестко соединены с валом 13 посредством немагнитной вставки 34. В промежутке между двумя полюсными выступами 28, 29 и 30, 31 на ферромагнитных цилиндрах 33 расположены обмотки добавочных полюсов 35.

При этом независимо от количества ферромагнитных полюсов 16 и, соответственно, полюсных выступов 28, 29 и 30, 31 каждый из комплектов добавочных полюсов имеет только одну общую обмотку 35. Выводы обмоток 35 соединены последовательно с обмоткой якоря 7 путем дополнительно установленных контактных колец 36, 37, закрепленных на валу 13 через изоляционную прокладку 38, и неподвижных щеток 39, 40.

Магнитный поток Фдп, созданный МДС, обмотки добавочных полюсов 35 замыкается по пути: полюсный выступ 28, сердечник статора 5, полюсный выступ 29, ферромагнитный цилиндр 33, то есть магнитный поток Фдп1 добавочных полюсов, например, статора 5, направлен навстречу потоку реакции якоря Фа1, чем обеспечивается улучшение условий коммутации секций обмотки якоря 7 в зоне геометрической нейтрали. Число встречно ориентированных пар когтеобразных полюсных выступов добавочных полюсов 28, 29 и 30, 31 равно числу ферромагнитных полюсов 16 ротора 2 (для каждого из статоров 5, 6). При этом увеличение числа основных полюсов 16 (соответственно увеличению числа полюсных делений статора) не приводит к увеличению числа обмоток 35 добавочных полюсов.

Предлагаемый ЭДПТИТ работает следующим образом. При подаче напряжения на обмотку возбуждения 8 (фиг.1, 2) взаимодействием основного магнитного потока Фо и токов проводников обмотки якоря 7, находящихся в данный момент в зоне полюсов 16, создается электромагнитный момент Мэм, под действием которого ротор 2 начинает вращаться. Коммутатор-коллектор 3 коммутирует токи в секциях обмотки якоря 7 таким образом, чтобы при вращении в одну сторону токи проводников, находящихся в это время против ферромагнитного полюса 16, сохраняли неизменное направление. Регулирование частоты вращения и реверс двигателя осуществляются известными для классических машин способами.

Простота конструкции ротора 3 двигателя, сравнительно меньшая инерционность, соответственно повышенное быстродействие позволяют использовать предлагаемый электрический двигатель постоянного тока индукторного типа, например, как двигатель для ввода вращения в герметичный объем промышленной установки (технологический лазер, компрессор и др.).

Похожие патенты RU2286642C2

название год авторы номер документа
ТОРЦОВЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ИНДУКТОРНОГО ТИПА 2003
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Водичев Владимир Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2286643C2
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ДИСКОВЫМ РОТОРОМ 2004
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2319279C2
НИЗКОСКОРОСТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С КОЛЬЦЕВЫМ СТАТОРОМ 2009
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2417506C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2000
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Рымша Виктор Иванович
  • Рымша Виталий Викторович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
RU2185018C2
Линейный двигатель постоянного тока 1987
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
  • Леонидов Владимир Иванович
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
SU1580498A1
Магнитоэлектрический линейный двигатель 1987
  • Абильсиитов Галым Абильсиитович
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Грезев Анатолий Николаевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
  • Кашин Валерий Евгеньевич
  • Леонидов Владимир Иванович
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Семенов Олег Олегович
SU1582295A1
Линейный электрический двигатель 1986
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Леонидов Владимир Иванович
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Рымша Виталий Викторович
SU1396214A1
Электрический двигатель 1981
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Челак Виктор Григорьевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Косенков Владимир Данилович
  • Скубий Леонид Вячеславович
SU983928A1
Двухкоординатный электродвигатель постоянного тока 1980
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Сахаров Юрий Анатольевич
SU1037384A1
Линейный электрический двигатель постоянного тока "Подэлин 1979
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Королев Анатолий Владимирович
SU1001347A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 286 642 C2

Реферат патента 2006 года ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ИНДУКТОРНОГО ТИПА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов для поддержания устойчивой регулируемой частоты вращения в широком диапазоне скоростей. Двигатель содержит кольцевой корпус, в котором установлены два неподвижных статора, содержащих одну общую обмотку якоря и обмотку возбуждения. Активные проводники каждой секции обмотки якоря уложены в пазы одного статора со сдвигом в полюсное деление относительно пазов другого статора. Секции общей обмотки якоря коммутируются коммутатором-коллектором, установленным неподвижно в торцевой части двигателя. Щеточный узел коммутатора-коллектора жестко соединен с валом ротора, содержащего две системы добавочных полюсов, каждая из которых имеет обмотку, включенную последовательно с обмоткой якоря посредством двух вращающихся контактных колец и неподвижных щеток. Технический результат состоит в упрощении изготовления, уменьшении себестоимости, повышении удельных значений мощности и момента. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 286 642 C2

Электрический двигатель постоянного тока индукторного типа, содержащий кольцевой корпус, в котором установлены два неподвижных статора с обмотками якоря и возбуждения, а также ротор с полюсами, отличающийся тем, что неподвижные статоры выполнены с одной общей обмоткой якоря, активные проводники секций которой уложены в пазы одного статора со сдвигом на полюсное деление относительно пазов другого статора и коммутируются коммутатором-коллектором, установленным неподвижно в торцевой части двигателя, щеточный узел которого жестко соединен с валом ротора, а ротор снабжен двумя системами добавочных полюсов, каждый из которых состоит из попарно ориентированных навстречу друг другу когтеобразных полюсных выступов, примыкающих с обеих сторон к каждому из полюсов и закрепленных на ферромагнитных цилиндрах, которые жестко соединены с валом и установлены с промежутком, равным промежутку между статорами, в промежутке между когтеобразными полюсными выступами каждого дополнительно полюса на ферромагнитном цилиндре установлена его обмотка, включенная последовательно с обмоткой якоря посредством вращающихся контактных колец и неподвижных щеток.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2286642C2

БУТ Д.А
Бесконтактные электрические машины, Москва, Высшая школа, 1990, с.137
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2000
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Рымша Виктор Иванович
  • Рымша Виталий Викторович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
RU2185018C2
Электродвигатель постоянного тока 1986
  • Олешкевич Марк Михайлович
  • Шафранский Валентин Иванович
SU1494153A1
Вентильный индукторный двигатель 1987
  • Демагин Александр Васильевич
  • Зверев Владимир Александрович
  • Коник Борис Ефимович
  • Мищенко Василий Филипович
  • Синдаловский Борис Евгеньевич
SU1501222A1
US 4564778 A, 14.01.1986
US 4278907 A, 14.07.1981
DE 4302143 A1, 28.07.1994.

RU 2 286 642 C2

Авторы

Булгар Виктор Васильевич

Гололобов Владимир Васильевич

Ивлев Анатолий Дмитриевич

Ивлев Дмитрий Анатольевич

Яковлев Александр Владимирович

Даты

2006-10-27Публикация

2003-12-16Подача