(5) УСТРОЙСТВО ДЛЯ. ЗАТЯЖКИ И ОСВОБОЖДЕНИЯ
КОНТАКТНЫХ ЗАЖМОВ АНОДНЫХ ШТЫРЕЙ АЛЮМИНИЕВЫХ Изобретение относится к цветной металлургии, а более конкретно - к оборудованию, применяемому для обслуживания алюминиевых электролизеров. ч Известно устройство для затяжки .и освобождения контактных зажимов анодных штырей алюминиевых элек ролизеров с механическими ключа D3. ,/ Ограничение крутящего момента пр затяжке контактных зажимов осуществляется муфтой предельного момента, включенной в кинематическую це привода механизма затяжки. Крутящего момента, передаваемого му(|)той предельного момента прив.ода механиз ма затяжки контактных зажимов, для освобождения зажима бывает недостаточно. Это происходит из-за срав- / нительно редкого его освобождения (приблизительно один раз за 20 сут) При Длительном контактировании возможно взаимное проникновение атомов ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ материалов в контактирующих деталях зажима, что приводит к увеличению сил. сцепления, между ними. Указанный недостаток ведет к снижению надежности рабо.ты устройства и к применению ручного труда. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для затяжки и освобождения контактных зажимов анодных штырей алюминиевых электролизеров, включающее раму, на которой установлен привод вращения телескопических штанг с механическими ключами, закрепленную к тележке мостового фана, и привод для вертикального перемещения механических ключей, установленный на тележке, мостового крана 2J. В описании этого устройства конкретно не указаны конструктивные эле-ч менты, дающие возможностьограничить крутящий момент привода вращения механи.ческих ключей при ватяжке контактных зажимов и получить крутя 39 щий момент значительно большей величины при их освобождении. При проектировании устройства по этой схеме и его изготовлении возможно применение известных решений, что снижает надежность данного устройства в работе. Цель изобретения - повышение надежности работы устройства. Указанная цель достигается тем, что в устройстве для затяжки и осво бождения контактных зажимов анодных штырей алюминиевых электролизеров, включающем раму, на которой ус тановлен привод вращения телескопических штанг с механическими ключам закрепленную к тележке мостового кр на, и привод для вертикального пере мещения механических ключей, устан вленный на тележке мостового крана, в кинематическую цепь привода враще ния механических 1слючей включен вал торсион, сопряженный с датчиком отключения электродвигателя от привода. Включение 5 кинематическую цепь привода вращения механических .ключей вала-торсиона, сопряженного с датчиком отключения электродвигателя этого привода, пoзвoляet при вращении ключей в одном направлении путем отключени-Я электродвигателя ограничить крутящий момент величиной, необходимой для надежного затягивания контактных зажимов анодных штырей алюминиевых электролизёров. При вращении ключей в обратном направлении датчик ограничения крутящего момента не срабатывает и на клнэче создается момент значительно больше момента, пояуча емого при отключении электродвигателя датчиком ограничения. При необходимости этот момент может приб лижаться к величине, кратной максимальному моменту, электродвигателя. Это позволяет освободить зажим без .применения ручного труда.Отсутствие- трущихся элементов в дета лях устройства, ограничивающих крутящий момент, обеспечивает увеличение срока служ.бы устройства в целом надежность его в рабоповышаетте. На фиг. 1 показана схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - раз рез А-А.на фиг. .1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2. . . Устройство для затяжки и освобождения контактных зажимов анодных штырей алюминиевых йЛектролизеров включает раму 1, на которой установлен привод 2 вращения телескопических штанг 3 с механическими ключами k, закрепленную к тележке мостового крана 5, и привод 6 для вертикального перемещения механических ключей, установленный на тележке мостового крана 5Ведомый вал мотор-редуктора 7 (или вал электродвигателя) соединен с ведущим валом 8 редуктора привода 2 вращения телескопических штанг 3 с механическими ключами- посредством вала-торсиона 9На ведомом валу мотор-редуктора 7 закреплен стержень 10, а на ведущем валу 8 редуктора привода 2 вращения закреплен (например, контактный) датчик 11 отключения электродвигателя привода 2 вращения телескопических штанг 3 с механическими клю-. чами t. . Устройство работает следующим образом. При освобождении зажима один из механических ключей t (в зависимости от ряда переставляемых штырей) опускается на хвостовик контактного зажима электролизера и входит с ним в зацепление.- Включается привод 2 вращения телескопической штанги 3, при этом вал-торСИОН 9 вращается по часовой стрелке. Закручивание валаторсиона 9 способствует увеличению зазора а между стержнем 10 и датчиком 11 отключения электродвигателя привода 2 вращения (фиг. 3). Датчи.к не срабатывает и зажим освобождается при достижении на механическом ключе k необходимого крутящего момента. При затяжке зажима один из механических ключей 4 опускается на хвое- . товик контактного зажима электролизера и входит с ним в зацепление. Включается привод 2 вращения телескопической штанги 3, при этом вал-торсион 9 вращается против часовой стрелки. Известно, что угол углом закручивания цилиндрического стержня и крутящим моментом, приложенным к нему, существует прямая зависимость, т.е. 4- (Мкр) Зазор а в приводе 2 вращения (фиг. З) в исходном положении отре59гулирован таким образом, что при его выборе в результате закручивания вала-торсиона на механический ключ i передается расчетный крутящий момент, необходимый длянадежной затяжки, контактного зажима, при этом электродвигатель привода механизма 2 вращения отключается. Затем механический .ключ снимается с хвостовика контактного зажима электролизёра. Включение в кинематическую цепь привода вращения механических ключей вала-торсиона, сопряжённого с дат чиком отключения электродвигателя этого привода, позволяет упростить конструкцию узла для ограничения крутящего момента, получить расчетную величину крутящего момента для затяжки контактных зажимов и е.еличину крутящего момента значительно большую расчетной при освобождении зажима. Все это позволяет повысить надежность устройства в работе, а при использовании его на штыревых кранах - значительно повысить производительность при перестанбвке штырей. 6 Формула изобретения Устройство для затяжки и освобождения контактных зажимов анодных штырей алюминиевых электролизеров, включающее раму, на которой установлен привод вращения телескопических штанг с механическими ключами, закрепленную к тележке мостового крана, и привод для вертикального перемещения механических ключей, установленный на тележке мостового крана, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, в кинематическую цепь привода вращения механических ключей включен вал-торсион, сопряжённый с датчиком отключения электродвигателя от привода. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № , кл. С 25 С 3/16, 1980. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2630213/02, л кл. С 25 С 3/16, 25.05.79.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для затяжки и освобождения контактных зажимов анодных штырей алюминиевых электролизеров | 1983 |
|
SU1145060A1 |
Устройство для затяжки и освобождения контактных зажимов анодных штырей алюминиевых электролизеров | 1980 |
|
SU954523A1 |
УСТРОЙСТВО для ЗАТЯЖКИ и ОСВОБОЖДЕНИЯ КОНТАКТНЫХ ЗАЖИМОВ | 1973 |
|
SU390186A1 |
Устройство для затяжки и освобождения контактных зажимов алюминиевых электролизеров | 1978 |
|
SU749938A1 |
Устройство для затяжки и освобождения контактных зажимов анодных штырей алюминиевых электролизеров | 1978 |
|
SU771194A1 |
ПАПНТНО- ^,, | 1969 |
|
SU254105A1 |
УСТРОЙСТВО для ЗАТЯЖКИ и ОСВОБОЖДЕНИЯ | 1966 |
|
SU185080A1 |
МАШИНА ДЛЯ СМЕНЫ ОБОЖЖЕННЫХ АНОДОВ АЛЮМИНИЕВЫХ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ | 1973 |
|
SU407973A1 |
Устройство для затяжки и открытия контактных зажимов алюминиевых электролизеров | 1978 |
|
SU751841A1 |
Устройство для затяжки и открывания контактных зажимов алюминиевых электролизеров | 1984 |
|
SU1188223A1 |
Авторы
Даты
1982-12-30—Публикация
1981-05-08—Подача