Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в промышленности, научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, занимающихся электрическими измерениями незлектрических величин.
Известен теизометрический динамометр осевых усилий, содержаний измерительный элемент, выполненный в виде цилиндрического т.орсиона с фланца. ми и тензорезисторами, установленныг-ш на шарикоподшипниковые опоры, а также элементы нагружения в виде рычаtxDB, связанные с фланцами t З
Недостаткрм этого тензометрического динамометра является невысокая точность измерения за счет наличия трения в шарикоподшипниковых опорах.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является тензометрический динамо1 тр, содержащий торсион, связанный концами с элементами нагружения и силовые скобы с тягами 2.
Недостатком этого тензометрического динамометра является наличие дополнительных сменных тяг со скобами, используемлх переналадке динамометра для измерения диапазона изме- рения усилий. .
Целью изобретения является расширение диапазона измерения и повышение удобства эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что в тензометрическом динамометре осевых усилий, содержащем чувствительный, элемент в виде торсиона, связан10ного с элементами нагружения, и силопередающий элемент в виде скоб с тягами , элементы нагружения выполнены в виде двух полуколец симметричных одно другому относительно центра тор15сиона в плоскости его продольной оси, с выполненными по их дуге профилированными пазами, тяги выполнены с соответствукяцими профилю пазов основаниями, при этом основания распо20ложены диаметрально в пазах полуколец.
Кроме того, тяги снабжены фиксаторами положения, а пазы и основания тяг имеют Т-образный профиль.
25
На чертеже представлена конструкция тензометрического динамометра.
Динамометр содержит измерительный элемент 1, связанный концами с элементами 2 нагружения, выполненными
30 в виде полуколец, в полукольцах еде- ,
ланы Т-образные профилированные пазы 3 по ду.ге полуколец. В профилированные пазы установлены тяги 4 .с основа) ниями 5, эквидйстант.ными профилю пазов. Тяги соединены между собой c koбами б с помощью болтовых соединений 7. На тягах 4 установлены фиксаторы 8 положения, а на полукольцах сделаны радиальные канавки 9 для уставовки фиксатора.
Для создания -чистого кручения.торсиона к его торцам необходимо прилбжить моменты Мкр, равные по величина ;и противоположные по направлению Это осуществляется тем, что основания .разных тяг расположены диаметрально {противоположно в пазах разных полу|колец и усилия, действующие на тензометрический динамометр, разлагаютая .на четыре силы, равные по величине и образующие пары сил. Крутящие моменты Мкр, возникающие от пар сил через полукольца 2, передаются на торсион. Так как эти пары сил равны между собой и равноудалены от центра торсиона, то они не вызывают изгибающего момента на торсионе и не вносят погрешность в,измерение осе;вых усилий. Переналадка динамометра для измерения другого осевого усилия осуществляется путем снятия фиксации тяг 4 с помощью фиксаторов 8 прложения, поворота их по дуге полуколец на определенный угол и повторной фиксации в радиальной.канавке 9.
Таким образом, конструкция предлагаемого динамометра позволяет раснаирить диапазон измерения осевых усилий, повысить удобство его эксплуатации, сократить время переналадки, а также сократить количество сменных скоЬ с тягами, используя для измерения различных усилий одни и те же скобы с тягами.
Формула изобретения
1,Тензометрический динамометр осевых усилий, содержащий чувствительный элемент в виде торсиона, связанного с элементами нагружения, и силопередающий элемент в, виде скоб с тягами, отличающийся тем что, с целью расширения диапазона измерения и повышения удобства эксплуатации, элементы нагружения вы полнены в виде двух полуколец, симметричных одно другому относительно центра торсиона в плоскости его продольной оси, с выполненнь 4и по их лугв профилированными пазами, выполнены с соответствующими профилю пазов основаниями, при этом основани расположены диаметрально в пазах полуколец .
2.Динамометр поп.1, отличающийся тем, что тяги снабжены фиксаторами положения, а пазы и основания тяг имеют Т-образный профиль .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.. Патент США 3707076, кл. 73-141, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2974137/18-10 (прототип) .
Авторы
Даты
1983-01-07—Публикация
1981-07-17—Подача