Изобретение относится к машиностроению, а именно к многоскоростным зубчатым передачам, которые могут быть использованы, в частности, в станкостроении.
По основному авт. св. 729399 известна планетарная передача, содержащая взаимодействующие между со бой конические зубчатые колеса, одно из которых выполнено в виде блока колес, а другие установлены подвижно в осевом направлении, и устрой- . ство для поочередного включения последних в зацеплении с блоком колес, выполненное в виде диска с кулачками, взаимодействующими со ступицами .включаемых подвижных зубчатых колес. При этом подвижные Губчатые колеса снабжены упорами, ограничивающими их смещение в осевом направлении во включенном положении, расположенными в ступицах подвижных колес и снабженных пружинами, удерживающими колеса в выключенном положении(11.
Данной передаче свойственны большие габариты в поперечном сечении, при заполнении ее с большим числом скоростей. Кроме того, имеются затруднения в размещении упоров подвижных зубчатых колес, вследствие чего
кулачки диска выполняются с больши ми углами скоса боковых граней, что приводит к затруднениям при переключении скоростей и снижению надежности планетарной передачи.
Целью изобретения является расширение кинематических возможностей передачи без увеличения ее поперечных габаритов и повьниение ее надеж10ности .
Поставленная цель достигается тем, что планетарная передача снабжена дополнительными зубчатыми колесами и устройством для поочередного
15 включения последних в зацепление с блоком колес, расположенными противоположно основным в осевом направлении.
Кроме того, планетарная передача снабжена блокирующим устройством,
20 выполненным в виде тяги и взаимодействующим с основным и дополнительным устройствами для поочередного включения зубчатых колес в зацепление.
На фиг. 1 изображена планетарная
25 передача, продопьный разрез; на фиг. 2 - поперечные разрезы А-А и Б-Б на фиг. i; на фиг. 3 - вид В на фиг. 2 (вид на ступицу зубчатого колеса и кулачок диска устройства
30 переключения при включенном положе--, НИИ) / на фиг. 4 - то же, в выклю-. ченном положении на фиг. 5 - вид Г на фиг. 1. Планетарная передача содержит колесо 1, выполненное в виде блока колес с зубчатыми венцами 2, уставовленное с возможностью вращения на ве дущем кривошипном валу 3 и соединенное с ведомым валом 4 -посредством универсального шарнира 5. Зубчатые колеса б, установленные подвижно в осевом направлении в корпусе 7 передачи , содержат ступицы 8 со скошенными боковыми гранями, в которые запрессованы упоры 9 с пружинами 10. Устройство для поочередного включения зубчатых колес в зацепление выполнено в виде диска 11, содержаще го несколько торцовых кулачков 12 со скошенными боковыми гранями и рукоятку 13, подпружиненную пружиной 14. Углы скоса боковых граней выступов ступицы 8 и кулачков 12 равны и выбираются такими, чтобы обес ечить пр одоление осевой составляющей силы, возникающих в зацеплении при включении колеса б, и из возможности разме щения кулачков 12 между ступицами 8 смежных колес б. Дополнительное устройство для поочередного включения зубчатых колес в зацепление также выполнено в виде диска 15, содержащего кулачки 16 и рукоятку 17, подпружиненную в на.правлении фиксирующих 18 и глубоких 19 пазов корпуса 7, и расположено противоположно в осевом направлении основному устройству, с этой же стороны расположены дополнительные конические зубчатые колеса 20. С OCHOB ным и дополнительным устройствами дл поочередного включения колес взаимодействует блокирующее устройство., выполненное в виде тяги 21, имеющей прорезь 22 и установленной на,осях 23 и 24 в рукоятках 13 и 17 соответственно. Передача работает следующим образом. Вращение ведущего вала 3 передает ся колесу 1, которое при включенном колесе б обкатывается соответствующим венцом 2 по включенному колесу совершая прецессионное движение, и, благодаря разности зубьев в зацеплении , поворачивается в направлении вращения ведущего вала на угол, соответствующий разности зубьев, и через универсальный шарнир 5 передает вращение на ведомый вал 4. При этом включенное колесо б жестко связано с корпусом 7 благодаря наличию в направляющих ступицах 8 упоров 9, которые прижимаются к корпусу, а кон цы выступов упираются в кулачки 12, расположенные против ступиц 8. Изменение скорости вращения ведомого вала 4 Достигается поворотом основного 11 или дополнительного 15 j, дисков в окружном направлении, которые посредством кулачков 12 смещают те или иные зубчатые колеса б и 20 в зацелпение с колесом 1. Исключение одновременного включения двух противоположных зубчатых кс9лес обеспечивается соотношением размеров блокирующего устройства. Так, рукоятка 13, с помощью которой включена одна из скоростей с правой стороны, может быть выведена из паза 18 и смещена вниз (фиг. 5) в соседний паз 19, вследствие чего на правой стороне все скорости выключены, и только в этом случае можно путем поворота рукоятки 17 и ввода ее в соседний паз 18 включить скорость на левой стороне. При включенной скорости на левой стороне, т.е. при расположении рукоятки 17 в мелком пазу 18, рукоятка 13 не может быть выведена за пределы глубокого паза 19, а следовательно, не может быть повернут диск 11, а также не может быть включена какая-либо скорость на правой стороне передачи. Переключение передачи можно производить как при остановленном ведущем вале, так и при вращающемся, что позволяет сократить время на переключение, при этом включение скоростей производится поочередно, то с левой, то с правой стороны передачи. Технико-экономическая эффективность данного предложения заключается в том, что увеличение количества скоростей обеспечивается за счет дополнительного устройства для поочередного включения зубчатых колес, установленного; с другой стороны передачи, а поэтому практически габариты передачи в поперечном сечении остаются неизменными. Формула изобретения 1.Планетарная передача по авт. св. № 729399, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей без увеличения габаритов, она снабжена дополнительными зубчатыми колесами и устройством для поочередного включения последних в зацепление с блоком колес, расположeнныlvм противоположно -основным в осевом направлении. 2.Передача по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена блокирующим устройством, выполненным в
виде и взаимодействующим с осHQBHtiM и дополнительным устройствами для поочередного включения зубчатых колес в зацепление.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Автооское свидетельство СССР 729399,кл.Р16 Н 1/28,1975 (прототип)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная передача | 1975 |
|
SU729399A1 |
ДВУХСКОРОСТНОЕ ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2010 |
|
RU2433326C1 |
ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОБУСУ | 2016 |
|
RU2628349C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2010 |
|
RU2444659C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2012 |
|
RU2481511C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2015 |
|
RU2603702C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2012 |
|
RU2495301C1 |
Синхронизатор коробки передач (его варианты) | 1983 |
|
SU1209962A1 |
Устройство для поворота башен танков и бронемашин | 1943 |
|
SU66772A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479445C1 |
5 , Фиг 1 А
А-А
б-б
s;;
/7
18
Авторы
Даты
1983-01-23—Публикация
1981-01-23—Подача