I
Изобретение относится к машиностроению, а именно к многоскоростным зубчатым передачам, которые могут быть использованы, в частности, в станкостроении.
Известна планетарная передача, содержащая два взаимодействующих конических колеса, одно из которых установлено на ведущем кривошипном валу и соединено с ведомым валом посредством универсального щарнира, а другое жестко связано с корпусом передачи 1.
Такое устройство обладает высокой нагрузочной способностью, но не может быть использовано в качестве многоскоростного редуктора.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является передача, содержащая взаимодействующие конические зубчатые колеса, одно из которых выполнено в виде блока колес, а другие установлены подвижно в осевом направлении и устройство для поочередного включения последних в зацеплении с блоком колес, выполненное в виде диска с кулачками, взаимодействующими со ступицами включаемых подвижных колес 2.
Невысокая жесткость подвижных колес известной передачи приводит к перекосам в зацеплении и снижению долговечности и нагрузочной способности передачи.
Целью изобретения является повыщение нагрузочной способности многоскоростной передачи с коническими колесами.
Это достигается тем, что подвижные зубчатые колеса снабжены упорами, ограничивающими их смещение в сторону блока колес в включенном положении.
10
Кроме того,упоры расположены в ступицах подвижных колес и снабжены пружинами, удерживающими колеса в выключенном положении.
На фиг. 1 изображена предлагаемая передача, продольный разрез; на фиг. 2 - поперечный разраз А-А и Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3 - вид на выступ зубчатого колеса и кулачок устройства переключения при включенном положении (вид по стрелке В на фиг. 2); на фиг. 4 - то же, в выключенном
20 положении.
Передача содержит колесо 1, выполненное в виде блока колес с зубчатыми венцами 2, установленное с возможностью вращения на ведущем кривошипном валу 3 и соединенное с ведомым валом 4 посредством универсального шарнира 5. Зубчатые колеса 6, установленные подвижно в осевом направлении в корпусе передачи 7, содержат ступицы 8 со скошенными боковыми гранями, в которые запрессованы, упоры 9 с пружинами 10.
Устройство для поочередного включения зубчатых колес в зацепление выполнено в виде диска 11, содержашего несколько торцовых кулачков 12 со скошенными боковыми гранями-и рукоятку 13, подпружиненную в направлении фиксирующих пазов корпуса пружиной 14. Углы скоса боковых граней выступов 8 и кулачков 12 равны и выбираются такими,чтобы обеспечить преодоление осевой составляющей сил, возникающих в зацеплении при включении колеса 6, и из возможности размещения кулачков 12 между выступами 8 смежных колес 6.
Передача работает следующим образом.
Вращение ведущего вала 3 передается колесу 1, которое при включенном колесе б обкатывается соответствующим венцом 2 по включенному колесу, совершая прецессионное движение, и, благодаря разности зубьев в зацеплении, поворачивается в направлении вращения ведущего вала на угол, соответствующий разности зубьев, и через универсальный шарнир 5 передает вращение на ведомый вал 4. При этом включенное колесо 6 жестко связано с корпусом 7 благодаря наличию в направляющих ступицах 8 упоров 9, которые прижимаются к корпусу, а концы выступов упираются в кулачки 12, расположенные против ступиц 8.
При необходимости изменить скорость врашения ведомого вала 4 рукоятку 13 выводят из паза корпуса и с ее помощью вращают в необходимом направлении диск 11, кулачки 12 которого смещаются со ступиц 8 и освобождают их. Освобожденное зубчатое колесо под действием осевой составляющей сил зацепления, а также пружин 10 передвигается вдоль оси передачи и расцепляется с соответствующим венцом 2. Вращаясь дальше, диск 11 надвигается своими кулачками 12 на ступицу 8 другого зубчатого колеса 6, вводит его в зацепление и стопорится следующим пазом корпуса, в который входит рукоятка 13 под действием пружины 14. Переключение передачи можно производить как при остановленном ведущем вале, так и при вращающемся, что позволяет сократить время на переключение.
Осевое усилие в зацеплениях зубчатых колес и усилие в контакте с кулачками 12 создает на подвижных колесах 6 опрокидывающий момент, воспринимаемый упорами 9.
Изобретение позволит снизить металлоемкость передач в случае замены коробок .передач в сочетании с редуктором, или увеличить нагрузочную способность при замене многоскоростных редукторов с гибким звеном, или упростить конструкцию при замене планетарных коробок передач.
Формула изобретения
1.Планетарная передача, содержащая взаимодействующие между собой конические зубчатые колеса, одно из которых выполнено в виде блока колес, а другие установлены подвижно в осевом направлении и устройство для поочередного включения последних в зацепление с блоком колес, выполненное в виде диска с кулачками, взаимодействующими со ступицами включаемых подвижных зубчатых колес, отличающаяся тем, что, с целью повыщения нагрузочной способности, подвижные зубчатые колеса снабжены упорами, ограничивающими их смещение в сторону блока колес во включенном положении.
2.Передача по п. I отличающаяся тем, что упоры расположены в ступицах подвижных колес и снабжены пружинами, удерживающими колеса в выключенном положении.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 314947, кл. F 16 Н 1/28, 969.
2.Авторское свидетельство СССР
№ 27291, кл. F 16 Н 3/20, 1929 (прототип).
б 4
Фиг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная передача | 1981 |
|
SU991090A2 |
Предохранительная кулачковая муфта | 1985 |
|
SU1276863A1 |
Автоматический планетарный вариатор | 1986 |
|
SU1414977A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1411168A1 |
ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОБУСУ | 2016 |
|
RU2628349C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1980 |
|
SU867706A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2012 |
|
RU2495301C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ВАРИАТОР | 1995 |
|
RU2112900C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2016 |
|
RU2624137C1 |
МОСТ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ В ХОДОВОЙ ЧАСТИ | 2023 |
|
RU2811589C1 |
Авторы
Даты
1980-04-25—Публикация
1975-11-04—Подача