Изобретение Относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Известны компенсаторы зазора в механизме газораспределения ДВС, содержащие корпус с гнездом, расположенный в корпусе подпружиненный шток и стопорный элемент с гайкой 1 .
Недостатком данного устройства является то, что стопорный элемент не в состоянии обеспечить заданный зазор при воздействии вибрационных нагрузок, а также в момент стопорения стопорный элемент неуправляемо перемещает регулировочный элемент в осевом направлении.
Цель изобретения - повышение на- дежности работы компенсатора зазора.
Эта цель достигается тем, что стопорный элемент выполнен в виде пакета разрезных стопорных шайб одинаковой высоты, имеющих клиновые скосы, а шток снабжен ответными кольцевыми канавками,причем высота разрезных стопорных шайб и шаг кольцевых канавок выполнены различными в зависимости от заданной величины дискретной регулировки зазора.
На фиг.. 1 изображен конпенсатор зазора; на фиг. 2 - схема взаимодействия разрез.ных стопорных шайб с кольцевыми канавками штока; на фиг. 3 - вариант конпенсатора с регyлиpye им тепловым зазором; на фиг. 4 - механизм привода клапанов.
Компенсатор зазора состоит из штока 1 с кольцевыми канавками 2
10 с шагом t, снабженными клиновыми скосами 3, разрезных стопорных шайб 4 с клиновыми скосами 5, корпуса 6 и пружины штока 7.. В корпусе 6 компенсатора выполнено технологическое
15 отверстие 8, а на штоке 1 - канавка 9 для установки стопора при сборке механизма газораспределения при их совмещенном положении.
Шток 1 установлен в корпусе 6 с
20 возможностью осевого перемещения в направлении уменьшения зазора, при этом клиновые скосы 3 на штоке 1 и скосы 5 на разрезных стопорных шайбах 4 сопряжены.
25
Компенсатор установлен в головке блока 10, а штоком 1 упирается в коромысло 11, взаимодействующее с клапаном 12, подпружиненным пружиной 13, и с кулачковым распредели30тельным валом 14. Для регулировки теплового зазора шайбы 4 могут быть поджаты регулиро вочной гайкой 15. Зазор о между пакетом разрезных стопорных шайб 4 и корпусом б выбирается равным тепловым деформациям .в механизме привода клапанов для |обеспечения закрытия клапана при пр греве двигателя. Максимальный зазор в механизме привода клапанов определяется как сумма монтажного зазора сА и дискретной величины регулировки к, определяемой выражением 1 где m - количество стопорных шайб; п - количество кольцевых канаво на штоке; t - шаг кольцевых канавок. Перед установкой компенсатора в головку блока 10 канавка 9 на штоке 1 совмещается- с отверстием 8 на корпусе 6, в которое вставляется технологический стопор, при этом .шток 1 фиксируется в утопленном поло жении. После сборки механизма привода клапанов технологические стопо ры удаляются, а шток 1 занимает рабо чее положение, перемещаясь до упора в коромысло 11 под действием пружины 7. При этом одна из кольцевых канавок 2 на штоке 1 взаимодействует с соответствующей разрезной стопорной шайбой 4, которая западает в кольцевую канавку 2 и препятствует обратному ходу штока 1. За несколько оборотов коленчатого вала ДВС все штоки 1 компенсаторов занимают рабочее положение. При этом подпружи ненный шток 1 выбирает зазоры в мес те контакта кулачка 14 с коромыслом 11. По мере износа элементов привода механизма газораспределения шток 1 перемещается, разжимая клиновьии скосам 3 стопоряющую его шайбу, автоматически обеспечивая заданные предельные величины зазора в механизме газораспределения ДВС, при этом стопорение штока 1 осуществляется очередной разрезной стопорной шайбой 2. Так как высота стопорных шайб и шаг кольцевых канавок выполнены различными, то в зацеплении находится только одна шайба из пакета. Предлагаемое устройство компенсатора зазора йе требует регулировочных работ, что упрощает сборку и повышает надежность работы механизма газораспределения ДВС. Формула изобретения Конпенсатор зазора для механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с гнездом, расположенный в корпусе подпружиненный шток и стопорный элемент с гайкой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, стопорный элейент выполнен в виде пакета разрезных стопорных шайб одинаковой высоты, имеющих клиновые скосы, а шток снабжен ответными кольцевыми канавками, причем высота разрезных стопорных шайб и шаг кольцевых канавок выполнены различными в зависимости от заданной величины дискретной регулировки зазора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Великобритании №1437567, кл. F 1 в, опублик. 1974.
гГх
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФАЗ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2157896C2 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1989 |
|
RU2013590C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ | 1995 |
|
RU2105159C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФАЗ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2133348C1 |
КОМПЕНСАТОР ЗАЗОРА ДЛЯ МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2258813C1 |
Узел привода клапана с автоматическим компенсатором зазора | 1987 |
|
SU1560736A1 |
КЛАПАННЫЙ МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2032814C1 |
ПАКЕР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ | 2011 |
|
RU2473781C1 |
ГИДРОКОМПЕНСАТОР ЗАЗОРА КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА | 2002 |
|
RU2231650C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГАЗООБМЕНА В ДВС (ВАРИАНТЫ). | 2012 |
|
RU2528197C2 |
ffft
6
ригЛ
Авторы
Даты
1983-01-30—Публикация
1980-02-20—Подача