КЛАПАННЫЙ МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1995 года по МПК F01L1/20 

Описание патента на изобретение RU2032814C1

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам газораспределения.

Известен клапанный механизм системы газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащий толкатель, штангу, коромысло с бойком, установленное на пальце подвижно вдоль его оси, подпружиненное в этом направлении и контактирующее со стержнем клапана через колпачок, а также компенсатор теплового удлинения звеньев, выполненный в виде клинового затвора, наклонные плоскости которого расположены на колпачке клапана и бойке коромысла.

Недостатком данной конструкции является низкая надежность, связанная с возможностью перекоса коромысла. Кроме того, при работе такого компенсатора происходит интенсивный износ трущихся поверхностей, особенно клиньев и оси. Износ приводит к снижению эффекта компенсации теплового удлинения звеньев.

Известен клапанный механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания, выбранный в качестве прототипа, содержащий толкатель, штангу, коромысло, установленное на пальце, подпружиненное с двух торцовых сторон и контактирующее с клапаном посредством бойка. В качестве средства, компенсирующего тепловые удлинения звеньев механизма, предусмотрен гарантированный зазор, образующийся за счет того, что отверстие под палец в коромысле очерчено двумя сопрягаемыми дугами полуокружностей радиуса, равного радиусу пальца, центры которых симметричны относительно центра пальца, а линия этих центров расположена под углом 90о> α > 0о к оси клапана. При тепловом удлинении стержня клапана (либо штанги) проходит перемещение и разворот коромысла относительно оси с выборкой зазора.

Недостатком данной конструкции является необходимость обеспечения очень высокой точности изготовления отверстия под палец в коромысле. Даже незначительные отклонения зазора δ и угла α от расчетных значений могут привести к нарушению работоспособности механизма.

Целью изобретения является повышение технологичности за счет обеспечения возможности снижения требований к точности изготовления.

Указанная цель достигается за счет того, что в клапанном механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащем толкатель, штангу, коромысло, подпружиненное с торцов и контактирующее с клапаном посредством бойка, а также компенсатор теплового удлинения звеньев с гарантированным зазором, выбираемым при повороте элементов соединения в результате нагрева, согласно изобретению коромысло выполнено составным из рычага клапана и рычага штанги с дополняющими друг друга проушинами, сопряжение между которыми осуществляется по ступенчатой поверхности: двух торцовым площадкам и двум продольным промежуточным верхней и нижней площадкам, перпендикулярным поперечному сечению пальца, причем гарантированный зазор предусмотрен между смежными верхними площадками проушин.

Торцовые площадки проушин выполнены под углом 0 ≅ α ≅ ϕ угла трения к поперечному сечению пальца.

Углы α наклона для двух торцовых площадок проушин могут быть неодинаковыми.

Выполнение коромысла разрезным с обеспечением возможности взаимного разворота его составных частей позволяет надежно компенсировать удлинение отдельных звеньев, вызываемое нагревом. При изготовлении составных частей коромысла не требуется обеспечивать высокую точность.

На фиг.1 представлена схема клапанного механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания; на фиг.2 то же, вид сверху; на фиг.3 и 4 различные варианты выполнения размеров на коромысле.

Предлагаемый механизм содержит клапан 1, составное коромысло, установленное на пальце 2 и с торцов подпружиненное через шайбы 3 пружинами 4, штангу 5 и толкатель 6. Составное коромысло выполнено из двух рычагов с проушинами: рычага 7 клапана и рычага 8 штанги. Зона контакта рычага 7 с клапаном 1 выполнена в виде бойка. В зоне контакта рычага 8 с штангой 5 на рычаге размещен установочный винт 9.

Контакт между рычагами 7 и 8 осуществляется по ступенчатым поверхностям, вырезанным на проушинах.

Ступенчатая поверхность на каждой проушине включает по две торцовые полукольцевые площадки А и Б и две прямоугольные продольные площадки Д,Е,С, расположенные между торцевыми. Торцовые полукольцевые площадки могут быть расположены либо параллельно поперечному сечению пальца 2 ( α=0), либо под углом α к нему. Размер угла α не должен превышать значение угла трения. Смежные площадки обеих проушин выполняются с одинаковым углом α а углы разных смежных пар торцовых площадок могут быть различными.

Хотя проушины рычагов 7 и 8 клапана и штанги дополняют друг друга, плоскости сечений, образующих продольные прямоугольные площадки, выполняются таким образом, чтобы в собранном состоянии обеспечить наличие гарантированного зазора между верхними площадками. Величина зазора δ обуславливается конструктивными особенностями газораспределительного механизма и рассчитывается по следующей формуле:
δ , где Δl величина возможного теплового удлинения менее жесткого элемента (стержня клапана 1 или штанги 5, в зависимости от конструкции механизма;
R наружный радиус проушин рычагов 7 и 8;
h расстояние от центра пальца 2 до поверхности бойка или торца стержня клапана 1.

В таблице приведены расчетные значения зазоров δ для различных моделей дизельных двигателей.

Как следует из таблицы, значение зазора δ равно примерно 0,1 мм для всех рассматриваемых газораспределительных механизмов.

Начальная регулировка механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания производится установочным винтом 9 до полного выбора зазоров между торцом стержня клапана 1 и бойком рычага 7 клапана и между поверхностями нижних продольных площадок проушин рычагов 7 и 8 клапана и штанги.

При тепловом удлинении, например, стержня клапана 1, рычаг 7 клапана поворачивается относительно оси пальца 2, выбирая зазор δ и при α ≥ 0 смещается по пальцу (2) вдоль его оси N-N, сжимая пружину 4 через шайбу 3. Силы трения и воздействие пружин препятствуют повороту и смещению, обеспечивая постоянный контакт между рычагами 7 и 8 клапана и штанги и торцом стержня клапана 1 и бойком рычага 7 клапана при последовательных охлаждениях и нагреваниях двигателя в диапазоне рабочих температур.

Похожие патенты RU2032814C1

название год авторы номер документа
Клапанный механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Пеленков Александр Иванович
  • Пеленкова Алина Александровна
SU1581847A1
Гусеничная цепь 1990
  • Пеленков Александр Иванович
  • Апанович Алина Александровна
SU1733315A1
Клапанный механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания 1976
  • Косолап Григорий Яковлевич
  • Леховицер Моисей Александрович
SU620644A1
Механизм газораспределения 1977
  • Путилин Валентин Георгиевич
SU775358A1
Коромысло для привода клапана газораспределения двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Фомин Виктор Константинович
  • Вольфович Александр Семенович
  • Ганзюк Борис Михайлович
  • Финкель Григорий Михайлович
SU1199962A1
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Фесина М.И.
  • Соколов А.В.
RU2173393C2
Устройство отключения клапанов двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Грачев Сергей Викторович
  • Леонов Валентин Владимирович
  • Коляденко Валерий Иванович
  • Бовдилов Василий Васильевич
SU1733658A1
Клапанный механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Воробьев Юрий Валентинович
  • Головин Андрей Федорович
  • Давыдкин Александр Алексеевич
  • Карманов Виктор Петрович
  • Трифонов Николай Александрович
SU1011874A1
Устройство для регулирования зазоров в клапанах газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания 1991
  • Фомин Леонид Устинович
SU1776826A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КЛАПАНОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Евстифеев Б.В.
  • Соин Ю.В.
  • Ким Ф.Г.
  • Почтарь А.Ю.
  • Филоненко И.А.
  • Ромашин С.В.
RU2051286C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 032 814 C1

Реферат патента 1995 года КЛАПАННЫЙ МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Сущность изобретения: клапанный механизм содержит коромысло, состоящее из двух рычагов с дополняющими друг друга проушинами, установленными на пальце и подпружинными с торцов.Между смежными верхними промежуточными площадками проушин в исходном положении предусмотрен гарантированный зазор, выбираемый при повороте одного из рычагов составного коромысла, происходящем в результате тепловых деформаций стержня клапана или штанги. 2 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 032 814 C1

1. КЛАПАННЫЙ МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий толкатель, штангу, коромысло, установленное на пальце, подпружиненное с торцов и взаимодействующее с клапаном посредством бойка, а также компенсатор теплового удлинения звеньев с гарантированным зазором, выбираемым при повороте элементов соединения в результате нагрева, отличающийся тем, что коромысло выполнено составным из рычага клапана и рычага штанги с дополняющими одна другую проушинами, сопряжение между которыми осуществляются по двум торцевым площадкам и двум продольным промежуточным верхней и нижней площадкам, перпендикулярным поперечному сечению пальца, причем гарантированный зазор предусмотрен между смежными верхними промежуточными площадками проушин. 2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что торцевые площадки проушин выполнены под углом 0 ≅ α ≅ ϕ к поперечному сечению пальца, где v угол трения. 3. Механизм по пп.1 и 2, отличающийся тем, что углы наклона двух торцевых площадок проушин могут быть неодинаковыми.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2032814C1

Клапанный механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Пеленков Александр Иванович
  • Пеленкова Алина Александровна
SU1581847A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 032 814 C1

Авторы

Пеленков Александр Иванович

Апанович Алина Александровна

Даты

1995-04-10Публикация

1991-07-12Подача