ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ "КЕНТАВР" Российский патент 1994 года по МПК B64C27/32 B64D27/02 

Описание патента на изобретение RU2005658C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в летательных аппаратах вертикального взлета и посадки в качестве силовой установки.

Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является летательный аппарат, преимущественно вертикального взлета и посадки с силовой установкой, содержащей двигатель, кинематически связанный с движителем, выполненным в виде силовых колец с установленными на них с возможностью изменения угла установки и приводимыми посредством зубчатых передач плоскими плицами.

К недостаткам данного технического решения можно отнести сложность и громоздкость механической зубчатой передачи, приводящей плоские плицы от двигателя, что ухудшает эксплуатационные характеристики.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик.

Это достигается тем, что в летательном аппарате, преимущественно вертикального взлета и посадки с силовой установкой, содержащей двигатель, кинематически связанный с движителем, выполненным в виде силовых колец с установленными на них с возможностью изменения угла установки и приводимыми посредством зубчатых передач плоскими плицами, движитель снабжен вертикальной дугой с дорожкой, кинематически соединенной с механизмом поворота плиц, двигатель снабжен двумя жестко установленными на его валу ведущими шестернями, одна из которых кинематически связана с ведомой шестерней, жестко установленной на оси силовых колец, а другая ведущая шестерня кинематически связана с ведомой шестерней, закрепленной на мальтийском колесе, установленном на оси силовых колец соосно с возможностью свободного вращения и взаимодействующем с зубчатыми колесами, жестко установленными на осях плоских плиц, при этом мальтийское колесо выполнено в виде диска с равномерно расположенными по длине его окружности зубчатыми секторами, чередующимися с радиальными пазами.

На фиг. 1 изображен возможный вид летательного аппарата с силовой установкой; на фиг. 2 - движитель летательного аппарата, вид сбоку.

Летательный аппарат содержит силовую установку, имеющую двигатель 1, кинематически связанный с движителем, выполненным в виде силовых колец 2 с установленными на них плоскими плицами 3. Движитель снабжен вертикальной дугой 4 с дорожкой 5, кинематически соединенной с механизмом поворота плиц 3. Двигатель 1 имеет жестко установленные на его валу ведущие шестерни 6 и 7. Шестерня 6 кинематически связана с ведомой шестерней 8, жестко установленной на оси 9 силовых колец 2. Шестерня 7 кинематически связана с ведомой шестерней 10, закрепленной на мальтийском колесе 11. Мальтийское колесо 11 установлено на оси 9 силовых колец 2 соосно им с возможностью свободного вращения и взаимодействует с зубчатыми колесами 12, жестко установленными на осях 13 плоских плиц 2. Мальтийское колесо 11 выполнено в виде диска с равномерно расположенными по длине его окружности зубчатыми секторами с чередующимися радиальными пазами.

Устройство работает следующим образом.

Двигатель 1 приводит во вращение ведущие шестерни 6 и 7, которые через кинематическую передачу вращают ведомые шестерни 8 и 10. Шестерня 8 соответственно вращает силовые кольца 2, на которых установлены плицы 13, а шестерня 10 вращает мальтийское колесо 11, находящееся в зацеплении с зубчатыми колесами 12 плоских плиц 2, вращающихся соответственно вокруг своей оси 13.

За каждый оборот колец 2 плицы 3 совершают половину оборота вокруг своих собственных осей 13, что обеспечивается наличием дорожки 5 дуги 4 и выбором передаточного числа ведущей шестерни 7 и шестерни 10. В установившемся режиме подъемная сила Р летательного аппарата возникает только при опускании плицы 3, а при поднимании ее не появляются ни подъемная сила, ни тяга. Плица 3 становится в этот период неактивной.

Наличие удара о зубчатое колесо 12 в момент начала зацепления мальтийского колеса 11 с неполным числом зубьев легко устраняется в связи с незначительной разницей относительных скоростей при малой величине ускоряемых масс. Бесшумность и пласность функционирования колеса 11 в момент выхода его из зацепления достигается тем, что зубчатым секторам предварительно удаляют до основания по два последних зуба. Первым является тот зуб в секторе, который претерпевает момент начала зацепления. (56) Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике, М. : Наука, 1980, с. 287-312, разд. 5 Механизмы мальтийских крестов, том. IV.

Патент США N 2034761, кл. 244-20, 1936.

Похожие патенты RU2005658C1

название год авторы номер документа
"Летательный аппарат вертикального взлета и посадки "Пегас" 1991
  • Билинский Любомир Николаевич
SU1795948A3
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ЧЕРМАКОВА 2003
  • Чермаков Вениамин Константинович
RU2242401C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ "ШОТА" СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ВИНТОМ 1990
  • Хуцишвили Шота Николаевич[Ge]
RU2022875C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2012
  • Шарыпов Валерий Николаевич
  • Шарыпов Юрий Валерьевич
RU2521862C1
ДВИЖИТЕЛЬ 1991
  • Романов Владимир Робертович
RU2010743C1
ТУРБОДИСК 2014
  • Гапека Виктор Андреевич
RU2572980C1
АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2003
  • Медведев В.П.
RU2240261C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМА И ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2008
  • Сапаров Владимир Николаевич
RU2388653C2
САМОЛЕТ С ВЫДВИЖНЫМИ ЦИКЛОИДНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ 1994
  • Федчишин Виталий Григорьевич
RU2090453C1
АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2000
  • Медведев В.П.
RU2198113C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 005 658 C1

Реферат патента 1994 года ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ "КЕНТАВР"

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в летательных аппаратах вертикального взлета и посадки в качестве силовой установки. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик. Летательный аппарат содержит силовую установку, имеющую двигатель 12 с закрепленными на его оси ведущими шестернями 19 и 20, и движитель в виде силовых колец 15 с установленными на них плоскими плицами 16. Силовые кольца 15 приводятся во вращение от ведущей шестерни 19 через ведомую шестерню 21, а плоские плицы приводятся во вращение от ведущей шестерни 20 через ведомую шестерню 23, мальтийское колесо 24 и зубчатое колесо 25, установленное на оси каждой плоской плицы 16. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 005 658 C1

Летательный аппарат преимущественно вертикального взлета и посадки с силовой установкой, содержащей двигатель, кинематически связанный с движителем, выполненным в виде силовых колец с установленными на них с возможностью изменения угла установки и приводимыми посредством зубчатых передач плоскими плицами, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, движитель снабжен вертикальной дугой с дорожкой, кинематически соединенной с механизмом поворота плиц, двигатель снабжен двумя жестко установленными на его валу ведущими шестернями, одна из которых кинематически связана с ведомой шестерней, жестко установленной на оси силовых колец, а другая ведущая шестерня кинематически связана с ведомой шестерней, закрепленной на мальтийском колесе, установленном на оси силовых колец соосно с ними с возможностью свободного вращения и взаимодействующем с зубчатыми колесами, жестко установленными на осях плоских плиц, при этом мальтийское колесо выполнено в виде диска с равномерно расположенными по длине его окружности зубчатыми секторами, чередующимися с радиальными пазами.

RU 2 005 658 C1

Авторы

Билинский Любомир Николаевич

Даты

1994-01-15Публикация

1991-02-08Подача