Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в летательных аппаратах вертикального взлета и посадки в качестве силовой установки.
Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является летательный аппарат, преимущественно вертикального взлета и посадки с силовой установкой, содержащей двигатель, кинематически связанный с движителем, выполненным в виде силовых колец с установленными на них с возможностью изменения угла установки и приводимыми посредством зубчатых передач плоскими плицами.
К недостаткам данного технического решения можно отнести сложность и громоздкость механической зубчатой передачи, приводящей плоские плицы от двигателя, что ухудшает эксплуатационные характеристики.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик.
Это достигается тем, что в летательном аппарате, преимущественно вертикального взлета и посадки с силовой установкой, содержащей двигатель, кинематически связанный с движителем, выполненным в виде силовых колец с установленными на них с возможностью изменения угла установки и приводимыми посредством зубчатых передач плоскими плицами, движитель снабжен вертикальной дугой с дорожкой, кинематически соединенной с механизмом поворота плиц, двигатель снабжен двумя жестко установленными на его валу ведущими шестернями, одна из которых кинематически связана с ведомой шестерней, жестко установленной на оси силовых колец, а другая ведущая шестерня кинематически связана с ведомой шестерней, закрепленной на мальтийском колесе, установленном на оси силовых колец соосно с возможностью свободного вращения и взаимодействующем с зубчатыми колесами, жестко установленными на осях плоских плиц, при этом мальтийское колесо выполнено в виде диска с равномерно расположенными по длине его окружности зубчатыми секторами, чередующимися с радиальными пазами.
На фиг. 1 изображен возможный вид летательного аппарата с силовой установкой; на фиг. 2 - движитель летательного аппарата, вид сбоку.
Летательный аппарат содержит силовую установку, имеющую двигатель 1, кинематически связанный с движителем, выполненным в виде силовых колец 2 с установленными на них плоскими плицами 3. Движитель снабжен вертикальной дугой 4 с дорожкой 5, кинематически соединенной с механизмом поворота плиц 3. Двигатель 1 имеет жестко установленные на его валу ведущие шестерни 6 и 7. Шестерня 6 кинематически связана с ведомой шестерней 8, жестко установленной на оси 9 силовых колец 2. Шестерня 7 кинематически связана с ведомой шестерней 10, закрепленной на мальтийском колесе 11. Мальтийское колесо 11 установлено на оси 9 силовых колец 2 соосно им с возможностью свободного вращения и взаимодействует с зубчатыми колесами 12, жестко установленными на осях 13 плоских плиц 2. Мальтийское колесо 11 выполнено в виде диска с равномерно расположенными по длине его окружности зубчатыми секторами с чередующимися радиальными пазами.
Устройство работает следующим образом.
Двигатель 1 приводит во вращение ведущие шестерни 6 и 7, которые через кинематическую передачу вращают ведомые шестерни 8 и 10. Шестерня 8 соответственно вращает силовые кольца 2, на которых установлены плицы 13, а шестерня 10 вращает мальтийское колесо 11, находящееся в зацеплении с зубчатыми колесами 12 плоских плиц 2, вращающихся соответственно вокруг своей оси 13.
За каждый оборот колец 2 плицы 3 совершают половину оборота вокруг своих собственных осей 13, что обеспечивается наличием дорожки 5 дуги 4 и выбором передаточного числа ведущей шестерни 7 и шестерни 10. В установившемся режиме подъемная сила Р летательного аппарата возникает только при опускании плицы 3, а при поднимании ее не появляются ни подъемная сила, ни тяга. Плица 3 становится в этот период неактивной.
Наличие удара о зубчатое колесо 12 в момент начала зацепления мальтийского колеса 11 с неполным числом зубьев легко устраняется в связи с незначительной разницей относительных скоростей при малой величине ускоряемых масс. Бесшумность и пласность функционирования колеса 11 в момент выхода его из зацепления достигается тем, что зубчатым секторам предварительно удаляют до основания по два последних зуба. Первым является тот зуб в секторе, который претерпевает момент начала зацепления. (56) Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике, М. : Наука, 1980, с. 287-312, разд. 5 Механизмы мальтийских крестов, том. IV.
Патент США N 2034761, кл. 244-20, 1936.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
"Летательный аппарат вертикального взлета и посадки "Пегас" | 1991 |
|
SU1795948A3 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ЧЕРМАКОВА | 2003 |
|
RU2242401C2 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ "ШОТА" СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ВИНТОМ | 1990 |
|
RU2022875C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2012 |
|
RU2521862C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2010743C1 |
ТУРБОДИСК | 2014 |
|
RU2572980C1 |
АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2003 |
|
RU2240261C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМА И ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2008 |
|
RU2388653C2 |
САМОЛЕТ С ВЫДВИЖНЫМИ ЦИКЛОИДНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ | 1994 |
|
RU2090453C1 |
АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2000 |
|
RU2198113C2 |
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в летательных аппаратах вертикального взлета и посадки в качестве силовой установки. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик. Летательный аппарат содержит силовую установку, имеющую двигатель 12 с закрепленными на его оси ведущими шестернями 19 и 20, и движитель в виде силовых колец 15 с установленными на них плоскими плицами 16. Силовые кольца 15 приводятся во вращение от ведущей шестерни 19 через ведомую шестерню 21, а плоские плицы приводятся во вращение от ведущей шестерни 20 через ведомую шестерню 23, мальтийское колесо 24 и зубчатое колесо 25, установленное на оси каждой плоской плицы 16. 2 ил.
Летательный аппарат преимущественно вертикального взлета и посадки с силовой установкой, содержащей двигатель, кинематически связанный с движителем, выполненным в виде силовых колец с установленными на них с возможностью изменения угла установки и приводимыми посредством зубчатых передач плоскими плицами, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, движитель снабжен вертикальной дугой с дорожкой, кинематически соединенной с механизмом поворота плиц, двигатель снабжен двумя жестко установленными на его валу ведущими шестернями, одна из которых кинематически связана с ведомой шестерней, жестко установленной на оси силовых колец, а другая ведущая шестерня кинематически связана с ведомой шестерней, закрепленной на мальтийском колесе, установленном на оси силовых колец соосно с ними с возможностью свободного вращения и взаимодействующем с зубчатыми колесами, жестко установленными на осях плоских плиц, при этом мальтийское колесо выполнено в виде диска с равномерно расположенными по длине его окружности зубчатыми секторами, чередующимися с радиальными пазами.
Авторы
Даты
1994-01-15—Публикация
1991-02-08—Подача