Изобретение относится к энергетическому и транcпортному машиностроению, в частности к двигателестроению.
Известен класс двигателей внутреннего сгорания, которые получили подавляющее распространение как в энергетике так и на транспорте. Недостатком такого типа двигателей являются низкие экологические показатели, в частности по уровню производимого шума и токсичности выхлопных газов.
В другом классе двигателей, к которому относятся двигатели Стирлинга, применяется внешний подвод теплоты к рабочему телу, что создает предпосылки для существенного снижения шума и токсичности при работе на нефтяном топливе, а также для применения экологически чистых источников энергии, таких, как тепловые аккумуляторы или солнечная энергия. Широкому распространению такого типа двигателей препятствует то обстоятельство, что они, будучи более громоздкими из-за более развитой системы охлаждения, не обеспечивают заметного снижения расхода нефтяного топлива, которое сегодня является основным. Переориентация энергетического и транспортного машиностроения на новый тип двигателя в таких условиях не оправдывается экономически.
Наиболее совершенным представителем этого класса двигателей является традиционный двигатель Стирлинга, выполненный по схеме простого или двойного действия. Из-за больших величин мертвого объема и малых степеней сжатия в этом двигателе газ внутри цилиндра имеет ограниченные возможности для расширения. Поэтому необходимый перепад давления по одну и другую сторону поршней, при котором только и возможно выполнение полезной работы, приходится создавать не столько за счет эффективного расширения газа в цилиндре, сколько за счет его интенсивного охлаждения в радиаторе. Результатом являются сравнительно высокие потери тепла в системе охлаждения: до 50% полной энергии топлива против 20% в дизеле. Эти потери частично компенсируются более низкими потерями с выхлопными газами (14% против 44 в дизеле), однако полезная работа в двигателе Стирлинга не превышает аналогичный показатель в дизеле (36% для обоих типов двигателей).
Для повышения КПД двигателя Стирлинга прибегают к различным схемам перепуска рабочего тела. По одной схеме перепуск осуществляется в пределах одного и того же цилиндра: в обход охладителя при вытеснении рабочего тела из полости сжатия в полость расширения и в обход нагревателя при обратном движении рабочего тела. По другой схеме, принимаемой далее за прототип, перепуск рабочего тела осуществляется из цилиндра в специальную емкость и другой цилиндр двигателя. Недостатки указанных схем обусловлены использованием в них традиционных схем регенераторов, чаще всего сетчатых, имеющих высокое гидравлическое сопротивление: малая эффективность перепуска рабочего тела, невозможность использования в качестве последнего воздуха, малая надежность. Существенным недостатком двигателей Стирлинга является также весьма сложная и инерционная схема регулирования мощности.
Целью настоящего изобретения является повышение эффективности перепуска рабочего тела и двигателя в целом за счет отказа от использования традиционных схем регенераторов либо снижения нагрузки на них, а также упрощение схемы регулирования мощности двигателя.
Двигатель-прототип содержит следующие общие с изобретением существенные признаки: по меньшей мере две цилиндрово-поршневые группы с противофазным размещением поршней, нагреватель, (регенератор) и охладитель, рабочие полости которых сообщены между собой и заполнены рабочим телом с образованием газового контура с циклически изменяемым по объему холодными и горячими полостями цилиндров, которые предназначены для реализации процессов сжатия и расширения рабочего тела, газовую магистраль и управляемый клапан для перепуска рабочего тела из одного цилиндра в другой при положении поршней, близком к завершению процессов расширения и сжатия соответственно.
Для достижения указанной выше цели двигатель Стирлинга с перепуском рабочего тела дополнительно снабжен низкотемпературным холодильным устройством с внутренним или внешним охлаждением рабочего тела, включенным в газовый контур между охладителем и холодной полостью цилиндра, а газовая магистраль для перепуска рабочего тела подключена к горячим полостям цилиндров. Последнее обстоятельство позволяет осуществить перепуск горячего рабочего тела из цилиндра в цилиндр прямым путем, минуя регенераторы и тем самым избежать значительных гидравлических потерь при перепуске.
На фиг. 1 представлена четырехцилиндровая схема двигателя Стирлинга двойного действия с перепуском рабочего тела; на фиг. 2 - диаграмма P-V (давление - объем), характеризующая идеализированный термодинамический цикл двигателя Стирлинга с перепуском тела; на фиг. 3 - пример блок-схемы силовой установки на базе предлагаемого двигателя Стирлинга.
Двигатель согласно фиг. 1 содержит цилиндрово-поршневые группы с цилиндром и поршнем 2, нагреватель 3, регенератор 4 (в частном случае последний может отсутствовать), охладитель 5 и низкотемпературное холодильное (криогенное) устройство 6. Рабочие полости этих элементов сообщены между собой и заполнены рабочим телом (газом, паром) и образованием циклически изменяемых по объему холодной 7 и горячей 8 полостей цилиндра, в которых реализуются процессы сжатия и расширения. Холодная полость каждого цилиндра сообщена с горячей полостью соседнего в единый замкнутый газовый контур, образуя на участках между поршнями смежных цилиндров отдельные так называемые "эквивалентные двигатели". Горячие полости каждой пары цилиндров с противофазным размещением поршней (I и III, II и IV) сообщены между собой газовой магистралью 9 с управляемым клапаном 10, которые предназначены для осуществления перепуска рабочего тела. Перепуск осуществляется при положении поршней, близком к завершению процесса расширения в одном "эквивалентном двигателе" и процесса сжатия в другом. Необходимый гармонический закон возвратно-поступательного движения поршней и его преобразование во вращение выходного вала двигателя осуществляется при помощи шатунно-кривошипного механизма 11.
Двигатель Стирлинга двойного действия с перепуском рабочего тела работает следующим образом.
При включенных нагревателе 3, охладителе 5 и низкотемпературном холодильном устройстве 6 и вращении выходного вала двигателя в цилиндрах 1 последовательно, со сдвигом фаз на 90 градусов по углу поворота вала осуществляется перемещение рабочего тела из горячей полости 8 в холодную 7 и обратно. Когда большая часть газа "эквивалентного двигателя" находится в холодной полости, давление его минимально; при перемещении газа из холодной полости в горячую давление его повышается, достигая максимального при максимальном объеме горячей полости. Следовательно когда давление газа в одном "эквивалентном двигателе" повышается, в противоположном по фазе "эквивалентном двигателе" оно понижается, благодаря чему и при наличии шатунно-кривошипного или другого механизма преобразования создается крутящий момент на валу двигателя. В конце процесса расширения газа в "эквивалентном двигателе" горячая полость 8 цилиндра посредством управляемого клапана 10 сообщается с горячей полостью "эквивалентного двигателя", в котором к этому моменту завершается пpоцесс сжатия, и происходит перепуск большей части горячего газа из первого цилиндра во второй (на фиг. 1 этому моменту отвечает перепуск газа из цилиндра III в цилиндр I). В охладителе 5 происходит понижение температуры рабочего тела до величины 20-50оС за счет отвода тепла в окружающую среду, а в низкотемпературном холодильном устройстве 6 дальнейшее понижение температуры вплоть до криогенных величин. Аналогичным образом может быть реализована многоцилиндровая схема двигателя Стирлинга простого действия с перепуском рабочего тела.
Эффект от перепуска рабочего тела становится очевидным и наглядным при анализе фиг. 2. Здесь фигура 1-2-3-4-1 представляет полезную работу традиционного цикла Стирлинга: подвод теплоты от нагревателя осуществляется по изохоре 2-3 и продолжается при расширении газа по изотерме 3-4; отвод теплоты в охладитель осуществляется по изохоре 4-1 и продолжается при сжатии газа по изотерме 1-2. Организация перепуска рабочего тела по схеме фиги. 1 с низкотемпературным холодильным устройством вносит следующие качественны коррективы в этот цикл. На участке 4-1 происходит падение давления газа в результате его динамического выпуска в другой цилиндр; На участке изохоры 1-5 происходит дальнейшее падение давления газа в результате отвода от него теплоты последовательного сначала в охладителе, затем в низкотемпературном холодильном устройстве; сжатие газа при одновременном отводе теплоты осуществляется по изотерме 5-6, проходящей существенно ниже изотермы 1-2; на участке 6-2 производится динамический впуск горячего газа из другого цилиндра; на участке изохоры 2-3 осуществляется подвод теплоты к газу в нагревателе; расширение газа осуществляется как и в исходном цикле Стирлинга по изотерме 3-4. Таким образом, перепуск рабочего тела, с одной стороны, приводит к увеличению полезной работы цикла на величину, характеризуемую фигурой 1-5-6-2-1; с другой стороны этот процесс сродни процессу регенерации тепла в традиционной схеме двигателя Стирлинга, что делает возможным полностью отказаться от использования регенераторов как таковых, либо резко снизить нагрузку на них.
Если перепуск рабочего тела из одного цилиндра в другой производится раньше завершения в них процессов расширения и сжатия, то работа цикла будет определяться площадью заштрихованной фигуры на фиг. 3. Последнее обстоятельство может быть использовано для реализации весьма простой схемы регулирования мощности двигателя: путем изменения с помощью какого-либо известного механизма момента включения управляемого клапана 10 перепуска рабочего тела.
Роль низкотемпературного холодильного устройства может выполнять либо аккумулятор холода, выполненный, например, в виде теплоизолированного бака с запасом жидкого воздуха или жидкого водородного топлива, либо обычная холодильная машина с компрессором, охладителем и детандером, либо комбинация этих устройств, в которой холодильная машина служит для подзарядки аккумулятора холода. На фиг. 3 приведен пример силовой установки на базе описанного двигателя, в которой в качестве рабочего тела используется водяной пар. Холодильное устройство здесь выполнено в виде детандера 12, периодически подключаемого к двигателю 13 при помощи клапана 14, бака с водой 15 и питательного насоса 16. Пар отбирается из холодной полости цилиндров двигателя и расширяется в детандере, производя дополнительную полезную работу и конденсируясь в баке. Одновременно питательный насос компенсирует отбор пара из двигателя. Процесс охлаждения рабочего тела, таким образом, сводится к эквивалентной по массе замене в холодной полости цилиндров относительно горячего пара на холодную воду (внутренне охлаждение).
Перепуск рабочего тела в двигателе Стирлинга по описанной схеме в принципе позволяет получить более совершенную регенерацию тепла в цикле, при которой его термический КПД определяется соотношением Карно. Результатом этого является возможность реализации высоких значений термического КПД при малых величинах степени сжатия. Последнее обстоятельство, в свою очередь, дает возможность увеличить объемы теплообменников, сделав их достаточно эффективными даже при использовании в качестве рабочего тела самых доступных веществ - воздуха и воды. При этом сама собой решается и наиболее сложная инженерная проблема двигателей Стирлинга - компенсация утечек рабочего тела через уплотнения. (56) Авторское свидетельство СССР N 476369, кл. F 02 G 1/044, 1971.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2044911C1 |
ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА | 1992 |
|
RU2005899C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНЕШНЕГО НАГРЕВА | 1997 |
|
RU2131532C1 |
Тепловой поршневой двигатель замкнутого цикла | 2019 |
|
RU2718089C1 |
СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕПЛООБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДВИГАТЕЛЕ СТИРЛИНГА | 2021 |
|
RU2801167C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРЕВА И ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА | 1996 |
|
RU2118766C1 |
Теплоиспользующая криогенная газовая роторная машина А.В.Чащинова | 1988 |
|
SU1795237A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО НАГРЕВА | 1999 |
|
RU2154747C1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ АНДРЕЕВА | 2000 |
|
RU2189481C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДА И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2239131C1 |
Использование: энергетика и транспорт. Сущность изобретения: в многоцилиндровом двигателе Стирлинга организован перепуск рабочего тела из горячей полости цилиндра, в котором завершается процесс расширения, в горячую полость цилиндра, в котором завершается процесс сжатия. Благодаря этому потери тепла в системе охлаждения существенно снижаются, а полезная работа цикла существенно возрастает. 4 з. п. ф-лы, 3 ил.
Авторы
Даты
1994-01-15—Публикация
1992-12-28—Подача