КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 1994 года по МПК H01R39/04 

Описание патента на изобретение RU2006114C1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к коллекторам электрических машин средней и большой мощности.

Известны коллекторы арочного типа, представляющие собой набор коллекторных пластин, разделенных межламельной изоляцией, собранных в кольцо и опрессованных в изолированных конусных втулках в кольцевую арку. Коллекторные пластины изготавливаются из трапецеидальной меди или бронзы и состоят из контактной части, петушка для контакта с секциями обмотки якоря и нижней несущей части для крепления в виде ласточкина хвоста, выполненное как одно целое [1] .

Наиболее близким является коллектор электрической машины, содержащий набор коллекторных пластин, каждая из которых состоит из верхней контактной и нижней несущей частей, сопряженных между собой посредством механического зацепления и с возможностью перемещения относительно друг друга. Пластины закреплены на корпусе [2] .

Недостатком этого решения является высокий коэффициент трения меди по стали (0,6-0,9), когда в процессе нормальной работы коллектора между контактной и несущей частями биметаллических коллекторных пластин происходят относительные перемещения, вызванные различием коэффициентов линейного расширения меди и стали, что вызывает изменение контактного профиля коллектора, вводит элемент нестабильности в процессе токосъема, снижая тем самым надежность машин с указанными коллекторами. Другим недостатком указанной конструкции является повышенный расход меди на их изготовление, так как петушок должен выступать над контактной частью на 25-40 мм, при этом в отходы уходит 40-60% дорогостоящей меди. Возможно изготовление петушка за одно целое с несущей стальной частью биметаллической коллекторной пластины, но в этом случае снижается технологичность, так как необходимость обеспечения стабильной токопередачи между контактной и несущей частями пластины может быть решена введением сварки или пайки.

Цель изобретения - повышение надежности и технологичности, а также экономия меди при изготовлении составной биметаллической коллекторной пластины.

Это достигается тем, что в зону пазов, образованных выступами, предназначенными для зацепления верхней контактной и нижней несущей частей пластины коллектора, вводится контактная смазка на основе поверхностно-активных веществ.

На фиг. 1 показана контактная часть биметаллической составной пластины с петушком; на фиг. 2 - несущая часть составной биметаллической контактной пластины с ласточкиным хвостом; на фиг. 3 - составная коллекторная пластина в сборе с корпусом-коллекторной втулкой.

При сборке коллектора нижние несущие части 1 составных пластин своими ласточкиными хвостами закреплены в конусных втулках корпуса 2 и при опрессовке под воздействием между из боковыми поверхностями сил арочного распора располагаются на минимально возможном диаметре. Верхняя контактная часть 3 коллекторной пластины при опрессовке в результате возникающих в крюкообразных соединениях 4 центростремительных сил также стремятся расположиться на минимально возможном диаметре и под воздействием сил арочного распора образуют верхнюю контактную арку коллектора. В такой конструкции коллектора при нагревании или охлаждении верхняя и нижняя арки двухарочного коллектора, образованные биметаллическими составными пластинами, из-за разности коэффициентов линейного расширения меди и стали меняют свои размеры не одинаково, что приводит к относительным микроперемещениям, в частности в аксиальном направлении по плоскостями 4 их механического зацепления, что и вызывает скольжение в местах зацепления составных частей пластины. Учитывая высокие удельные давления сил арочного распора (400-600 кгс/см2) и высокое значение коэффициента трения меди по стали, указанное скольжение может приводить к ускоренному износу сопрягающихся плоскостей.

Введение в пазы механического зацепления составных частей пластины контактной смазки снижает коэффициент трения с 0,6-0,9 до 0,1, соответственно увеличивая срок службы сопрягающихся поверхностей путем устранения вредного влияния сил трения в зацепление. К таким контактным смазкам относятся составы, содержащие катионо- и анионоактивные и неионогенные поверхностно-активные вещества (ПАВ), например пентаэритритовый эфир, олеиновую и пальмитиновую кислоты, полифениловый и цетиловый спирты, загущенные мылами, аммелином, тефлоном, например смазки ВНИИНП-269, ЛЗ-31. Будучи высокомолекулярными соединениями, обладающими поверхностно-активными свойства, эти смазки являются изоляторами, но, вступая в реакцию с материалом контактных поверхностей, они очищают их от окисных и других пленок в зоне сопряжения, при этом возникает тончайший слой чистометаллической пленки, обладающей высокой электрической проводимостью и низким модулем сдвига, заполняющей микронеровности, что увеличивает площадь реального сопряжения, обеспечивая высокую и стабильную электрическую проводимость в зоне зацепления между контактной и несущей частями составной биметаллической пластины коллектора. Эта особенность контактных смазок на основе ПАВ позволяет решить задачу сокращения до возможного минимума расхода меди при обеспечении высокой технологичности в изготовлении коллекторных пластин. В этом случае контактная часть составных пластин 3, как это показано на фиг. 4, может изготавливаться из безотходного профиля с осуществлением надежного контакта с несущей частью 1 пластины, выполненной за одно целое с петушком 5. Кроме обеспечения указанных ранее положительных факторов, полученных от введения контактной смазки в зацепление, осуществляется надежная защита трущихся поверхностей от коррозии в эксплуатации.

Общий объем потребляемых коллекторов полос в СНГ составляет 12000 т в год. Введение предложенной коллекторной пластины в серийное производство даст ежегодный экономический эффект за счет экономии меди с учетом затрат на изготовление несущей части пластины из стали.

(56) Алексеев Ю. В. и Рабинович А. А. Крановые металлургические и экскаваторные двигатели постоянного тока. Справочник. М. : Энергоатомиздат, 1985.

Авторское свидетельство СССР N 1534569, кл. H 01 R 39/04, 1990.

Похожие патенты RU2006114C1

название год авторы номер документа
КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Фридман Г.Н.
  • Малкин Д.М.
  • Фомичева Т.И.
  • Пономарева А.А.
  • Печерицина Т.И.
RU2037241C1
КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Фридман Г.Н.
  • Малкин Д.М.
  • Тухтаров А.Г.
  • Гавриш В.Г.
  • Фомичева Т.И.
  • Пономарева А.А.
  • Козлов Е.М.
RU2007799C1
Коллектор электрической машины 1985
  • Фридман Георгий Николаевич
  • Сидоров Олег Павлович
  • Титов Владимир Витальевич
  • Мариночкин Виктор Павлович
  • Фомичева Тамара Ивановна
  • Семенов Лев Сергеевич
  • Прибс Виктор Борисович
  • Фомин Николай Семенович
  • Тухтаров Александр Григорьевич
SU1534569A1
Коллектор электрической машины 1987
  • Фридман Георгий Николаевич
  • Трифонова Надежда Петровна
  • Иртышский Эдуард Борисович
  • Фомичева Тамара Ивановна
  • Вилков Борис Семенович
  • Щетинин Валерий Иванович
SU1621105A2
Щеточно-коллекторный узел электрической машины 1991
  • Дука Анатолий Константинович
  • Пасько Владимир Евгеньевич
SU1823051A1
ОБЪЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ТОЧНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ МЕСТА КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ МЕЖДУ КОЛЛЕКТОРНЫМИ ПЛАСТИНАМИ ЛАСТОЧКИНА ХВОСТА КОЛЛЕКТОРОВ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА 2015
  • Бессуднов Евгений Петрович
  • Бессуднова Евгения Евгеньевна
RU2593408C1
Коллектор для электрической машины 1982
  • Бекишев Рудольф Фридрихович
  • Данекер Валерий Аркадьевич
  • Качин Сергей Ильич
  • Константинов Геннадий Григорьевич
  • Чиндяскин Владимир Иванович
SU1069038A1
Коллектор электрической машины 1982
  • Колесник Анатолий Петрович
  • Желнин Валерий Алексеевич
  • Климов Иван Григорьевич
  • Кузьменко Леонид Владимирович
SU1065939A1
Коллектор электрической машины и способ его изготовления 1987
  • Казначеев Владимир Александрович
  • Климов Иван Григорьевич
  • Колесник Анатолий Петрович
  • Сердюков Юрий Павлович
  • Огородов Александр Сергеевич
  • Иногородский Арнольд Васильевич
  • Осташевский Николай Александрович
  • Черкасов Анатолий Кузьмич
  • Юхимчук Владимир Данилович
  • Ковалев Павел Павлович
SU1534570A1
КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2002
  • Донник В.И.
  • Карелин Н.И.
  • Некрасова М.Н.
  • Донник А.В.
  • Донник А.В.
RU2233518C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 006 114 C1

Реферат патента 1994 года КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Использование: электрические машины средней и большой мощности с затрудненными условиями коммутации. В предложенном коллекторе электрической машины в зацепление между контактной и несущей частями каждой пластины вводится контактная смазка на основе поверхностно-активных веществ. Конструкция позволяет повысить надежность, технологичность коллектора и сэкономить медь до 60% при изготовлении. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 006 114 C1

КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий набор коллекторных пластин, каждая из которых состоит из верхней контактной и нижней несущей частей, сопряженных между собой посредством механического зацепления и с возможностью перемещения одна относительно другой, пластины закреплены в корпусе, отличающийся тем, что в зону зацепления верхней контактной и нижней несущей частей каждой пластины введена контактная смазка на основе поверхностно-активных веществ.

RU 2 006 114 C1

Авторы

Фридман Г.Н.

Малкин Д.М.

Пономарева А.А.

Козлов Е.М.

Фомичева Т.И.

Тухтаров А.Г.

Гавриш В.Г.

Даты

1994-01-15Публикация

1992-08-04Подача