Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипниковым узлам.
Известна опора качения вала, содержащая корпус, вал, два радиально-упорных подшипника качения, установленных узкими торцами внутренних колец друг к другу, а также устройство для создания осевого натяга, взаимодействующее с широким торцом кольца одного из подшипников.
Недостатком известной опоры качения является отсутствие возможности более точной регулировки опоры в процессе ее эксплуатации.
Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения точной регулировки опоры в процессе ее эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что опора качения вала, содержащая корпус, цапфу вала, два радиально-упорных подшипника качения, установленных узкими торцами внутренних колец друг к другу, а также устройство для создания осевого натяга, взаимодействующее с широким торцом кольца одного из подшипников, снабжена соосно расположенными зафиксированной от продольного перемещения и контактирующей с устройством для создания осевого натяга упорной втулкой и смонтированной в контакте с широким торцом кольца и с устройством для создания осевого натяга нажимной втулкой, а устройство для создания осевого натяга выполнено в виде замкнутой, заполненной гидропластом камерой с нажимным винтом.
Кроме этого, упорная и нажимная втулки могут быть смонтированы на валу со стороны широкого торца внутреннего кольца одного из подшипников качения, цапфа вала должна быть выполнена с заполненными гидропластом осевым и радиальным каналами, соединенными с упомянутой камерой устройства для создания осевого натяга, при этом нажимной винт должен быть размещен на входе в осевой канал вала.
Далее упорная и нажимная втулки могут быть смонтированы в корпусе со стороны широкого торца наружного кольца одного из подшипников качения, корпус должен быть выполнен с отверстием, заполненным гидропластом и соединенным с упомянутой камерой устройства для создания осевого натяга, при этом нажимной винт должен быть размещен на входе в отверстие корпуса.
На фиг. 1 представлен вариант конструкции опоры качения для случая расположения упорной и нажимной втулок со стороны широкого торца внутреннего кольца одного из подшипников; на фиг. 2 - для случая расположения упорной и нажимной втулок со стороны широкого торца наружного кольца одного из подшипников качения.
Опора качения (фиг. 1) содержит два радиально-упорных подшипника 1 и 2, наружные кольца которых установлены в корпусе 3 и разделены дистанционным кольцом 4, а внутренние кольца установлены на цапфе вала 5 узкими торцами друг к другу. Устройство для создания осевого натяга подшипников 1 и 2 выполнено в виде замкнутой и заполненной гидропластом камерой 6, образованной упорной 7 и нажимной 8 втулками и валом 5. Упорная 7 и нажимная 8 втулки смонтированы на валу 5 со стороны широкого торца внутреннего кольца подшипника 1. Цапфа вала 5 при этом выполняется с заполненными гидропластом осевым 9 и радиальными 10 каналами, соединенными с камерой 6. На входе в осевой канал 9 размещен нажимной винт 11. Упорная втулка 7 зафиксирована относительно вала стопорным кольцом 12. Нажимная втулка 8 взаимодействует с одной стороны с камерой 6, а с другой стороны с широким торцом внутреннего кольца подшипника 1.
Начальный осевой натяг опоры осуществляется затяжкой нажимного винта 11 за счет создания давления гидропласта в камере 10. При этом обеспечивается более точная регулировка опоры, поскольку одному обороту нажимного винта 11 соответствует перемещение нажимной втулки 7, которое значительно меньше шага винта 11. Данное устройство для создания натяга не требует внешнего источника давления и позволяет в случае необходимости производить регулировку в процессе эксплуатации (например, при износе элементов подшипников 1, 2 и ослаблении затяжки).
Кроме того, устройство обеспечивает работоспособность опоры при действии двусторонних осевых нагрузок, а также демпфирование в случае их ударного характера за счет упругости гидропласта, заполняющего камеру 10.
В опоре качения на фиг. 2 упорная 13 и нажимная 14 втулки размещены в корпусе 3 между широкими торцами наружных колец подшипников 1 и 2. Упорная втулка 13 неподвижна относительно корпуса 3, а нажимная втулка 14 установлена подвижно с возможностью взаимодействия с широким торцом наружного кольца подшипника 1.
Замкнутая и заполненная гидропластом камера 6 устройства для создания осевого натяга в подшипниках образована корпусом 3 и упомянутыми втулками 13 и 14. Корпус 3 выполнен с отверстием 15, заполненным гидропластом и сообщающимся с камерой 6. На входе в отверстие 15 расположен нажимной винт 11.
Работа опоры на фиг. 2 осуществляется аналогично описанному выше. (56) Патент США N 4085984, кл. F 16 С 23/06, опублик. 1978.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРА КАЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2006700C1 |
ОПОРА КАЧЕНИЯ ВАЛА | 1991 |
|
RU2006697C1 |
ОПОРА КАЧЕНИЯ ВАЛА | 1992 |
|
RU2006702C1 |
ОПОРА КАЧЕНИЯ ВАЛА | 1992 |
|
RU2006703C1 |
ОПОРА КАЧЕНИЯ ВАЛА | 1991 |
|
RU2006699C1 |
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ ГИДРОМАШИНА | 1991 |
|
RU2018033C1 |
Аксиально-поршневая гидромашина | 1990 |
|
SU1809161A1 |
Аксиально-поршневая гидромашина | 1991 |
|
SU1810602A1 |
Аксиально-поршневая гидромашина | 1990 |
|
SU1765506A1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ОПОРА КАЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2360156C2 |
Использование: в области машиностроения, в частности в подшипниковых узлах качения. Сущность: в опоре качения устройство для создания предварительного натяга подшипников выполнено в виде замкнутой заполненной гидропластом камеры, взаимодействующей с широким торцом кольца одного из подшипников. Опора снабжена соосно расположенными зафиксированной от продольного перемещения и контактирующей с устройством для создания осевого натяга упорной втулкой и смонтированной в контакте с широким торцом кольца и с устройством для создания осевого натяга нажимной втулкой. Представлены два варианта исполнения опоры качения. Предлагаемая опора качения вала обеспечивает работоспособность при действии двусторонних осевых нагрузок и демпфирование в случае их ударного характера. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.
Авторы
Даты
1994-01-30—Публикация
1991-12-20—Подача