Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сцепным устройствам автопоезда, предназначенным для присоединения прицепа к автомобилю.
Известно сцепное устройство автопоезда, содержащее установленный на одном звене сцепной шар и закрепленный на другом - корпус со сферической выемкой, сухарь со сферической поверхностью и подвижный элемент с рукояткой на одном конце и эксцентриком на другом, управляющий процессом сцепки и снабженный фиксатором.
Недостатком данной конструкции является большой габарит устройства по длине, обусловленный расположением элемента с эксцентриком за сухарем и его размерами.
Известна конструкция сцепного устройства автопоезда, выбранная нами за прототип, содержащая укрепленный на одном звене сцепной шар и закрепленный на другом - корпус со сферической выемкой, запирающий элемент, шарнирно соединенный с корпусом с помощью поперечного пальца, блокирующий элемент, выполненный в форме бруска, закрепленного на вертикальном подвижном стержне, имеющем на другом конце рукоятки, снабженную фиксатором и удерживаемом в рабочем положении пружиной сжатия.
Недостатками такого сцепного устройства автопоезда являются его большая длина, обусловленная кинематикой механизма, отсутствие устройства, предохраняющего сцепное устройство автопоезда от самопроизвольного открывания в случае поломки заклинивающего элемента или стержня, на котором он укреплен.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств сцепного устройства.
Указанная цель достигается тем, что в сцепном устройстве автопоезда, содержащем установленный на одном звене сцепной шар, а на другом - замковое устройство, включающее выполненный с полостью корпус, с одной стороны которого расположена выемка для охвата части шара, а с другой - плоская поверхность и шарнирно связанные с корпусом зажимной элемент, выполненный с выемкой для охвата другой части сцепного шара, направленной навстречу выемке корпуса, а с возможностью взаимодействия тыльной стороной с блокирующим элементом, расположенным между зажимным элементом и плоской поверхностью корпуса, а также рукоятка управления с фиксатором согласно изобретению, с корпусом одним концом шарнирно связан с возможностью поворота в вертикальной плоскости рычаг, на другом конце закреплены зажимной элемент и рукоятка управления, выполненная в виде двуплечего рычага, одно плечо которого имеет возможность взаимодействия с шарнирно связанным с корпусом фиксатором, а другое - с блокирующим элементом, подвешенным на одном конце установленного на свободном конце рычага упругого элемента и выполненным в виде клина, причем шарниры, соединяющие рычаг и фиксатор с корпусом, расположены на общей оси, кроме того рычаг может быть выполнен двуплечим, второе плечо которого взаимодействуют с подпружиненным относительно корпуса пальцем, а на тыльной стороне зажимного элемента расположен выступ, взаимодействующий с плоской стороной полости корпуса в рабочем положении устройства.
Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что предлагаемое техническое решение отличается тем, что в сцепном устройстве автопоезда с целью повышения эксплуатационных качеств, с корпусом одним концом шарнирно связан с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости рычаг, на другом конце которого закреплены зажимной элемент и рукоятка управления, вып- олненная в виде двуплечего рычага, одно плечо которого имеет возможность взаимодействия с шарнирно связанным с корпусом фиксатором, а другое - с блокирующим элементом, подвешенным на одном конце установленного на свободном конце рычага упругого элемента и выполненным в виде клина, причем шарниры, соединяющие рычаг и фиксатор с корпусом расположены на общей оси. Кроме того, рычаг может быть выполнен с выступом, второе плечо которого взаимодействует с подпружиненным относительно корпуса пальцем, а на тыльной стороне зажимного элемента может быть расположен выступ, взаимодействующий с плоской стороной полости корпуса в рабочем положении устройства.
Таким образом, предлагаемое сцепное устройство автопоезда соответствует критерию "новизна".
Сравнение предлагаемого технического решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие предлагаемое решение от прототипа, что дает возможность сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".
На чертеже изображено сцепное устройство автопоезда в разрезе.
Сцепное устройство автопоезда, содержит установленный на одном звене сцепной шар 2, а на другом замковое устройство, включающее выполненный с полостью корпус 2, с одной стороны которого расположена выемка для охвата части сцепного шара 1, а с другой - плоская поверхность и шарнирно связанные с корпусом 2 зажимной элемент 3, выполненный с выемкой для охвата другой части сцепного шара 1, направленной навстречу выемке корпуса 2, и с возможностью взаимодействия тыльной стороной с блокирующим элементом 4, расположенным между зажимным элементом 3 и плоской поверхностью корпуса 32, а также рукоятка управления 5 с фиксатором 6, причем с корпусом 2 одним концом через ось 7 связан с возможностью поворота в вертикальной плоскости рычаг 8, на другом конце которого через шарнир 9 закреплены зажимной элемент 3 и рукоятка управления 5, выполненная в виде двуплечего рычага, одно плечо которого имеет возможность взаимодействия с шарнирно связанным с корпусом 2 фиксатором 6, а другое - с блокирующим элементом 4, подвешенным на одном конце установленного на свободном конце рычага 8 упругого элемента 10 и выполненным в виде клина, причем шарниры, соединяющие рычаг 8 и фиксатор 6 с корпусом 2, расположены на общей оси 7, кроме того, в случае поломки блокирующего элемента 4 или упругого элемента 10, рычаг 8 выполнен в виде двуплечего рычага, один конец которого через палец 11 опирается на пружину 12, установленную в отверстии в передней части корпуса 2, а зажимной элемент 3 снабжен выступами 13.
Работа сцепного устройства автопоезда осуществляется следующим образом.
В рабочем положении шар 1 сцепного устройства автопоезда охватывается сферическими выемками корпуса 2 и зажимного элемента 3, последний запирается блокирующим элементом 4, постоянно подтягиваемым в зазор между зажимным элементом 3 и плоской поверхностью полости корпуса 2 упругим элементом 10, рукоятка управления 5 закрепляется в непопдвижном положении фиксатором 6, при этом она не взаимодействует с блокирующим элементом 4.
При открывании сцепного устройства автопоезда рукоятка управления 5 освобождается из фиксатора 6 и поворачивается вокруг шарнира 9 так, что плечо рукоятки воздействуют на блокирующий элемент 4, выводя последний из зацепления с зажимным элементом 3. Затем рычаг 8 поворачивается рукояткой управления 5 вокруг оси 7 и, преодолевая сопротивление пружины 12, которая обеспечивает требуемое усилие открывания, поднимает зажимной элемент 3, выводя выступы 13 зажимного элемента 3 из полости корпуса 2 и освобождая шар 1.
Предлагаемое сцепное устройство автопоезда позволяет сократить расстояние между центром сцепного шара и местом крепления сцепного устройства автопоезда, что уменьшает плечо и, следовательно, момент от вертикальной силы в сцепном устройстве автопоезда, действующими на опоры направляющего аппарата инерционного тормоза наката и повышает стабильность и надежность работы последнего. (56) Патент Великобритании N 833636, ко. 103 (5) В, 1960.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО | 1990 |
|
RU2008538C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 1991 |
|
RU2025289C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОПОЕЗДА | 1991 |
|
RU2067933C1 |
ДИСКОВЫЙ ЗАТВОР | 1991 |
|
RU2030668C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКО-ПОДЪЕМНЫХ ОПЕРАЦИЙ В СКВАЖИНАХ | 1992 |
|
RU2021475C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2290322C1 |
Сцепное устройство автопоезда | 1990 |
|
SU1785917A1 |
Тягово-сцепное устройство | 1980 |
|
SU950551A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЕЛЕЖЕК КОЛОСНИКОВОЙ РЕШЕТКИ | 1992 |
|
RU2044980C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА НАКЛОНА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2182087C2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам для присоединения принцепа к автомобилю. Сущность изобретения: сцепное устройство автопоезда содержит сцепной шар 1 и замковое устройство, состоящее из корпуса 2, в котором размещен зажимной элемент 7. Зажимной элемент 7 взаимодействует тыльной стороной с блокирующим элементом, выполненным в виде клина 10. С корпусом 2 шарнирно соединен рычаг 5, который связан также с зажимным элементом 7 и рукояткой управления 9. Рукоятка управления 9 выполнена в виде двуплечего рычага. Одно плечо двуплечего рычага фиксируются фиксатором 4, а другое плечо связано с блокирующим элементом. Оси шарниров, соединяющих рычаг 5 и фиксатор 4 с корпусом 2, совпадают. Рычаг 5 может быть выполнен двуплечим. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
Авторы
Даты
1994-02-15—Публикация
1990-12-26—Подача