Тягово-сцепное устройство Советский патент 1982 года по МПК B60D1/06 

Описание патента на изобретение SU950551A1

Изобретение относится к автомобилестроению и касается сцепных устройств шарового типа, предназначенных для подсоединения различных прицепов к автомобилям.

Известно тягово-сцепное устройство, содержащее установленную на од- . ном транспортном средстве шаровую опору и закрепленный на другом транспортном средстве корпус с гнездом под шаровую опору, при этом в корпусе установлен перемещающийся резьбовой элемент, снабженный рукояткой управления процессом сцепки и взаимодействующий посредством пружины с сухарем, перемещение которого ограничено упором на резьбовом элементе, причем на сухаре выполнена кольцевая проточка, для взаимодействия с ней фиксирующего штыря, размещен- . ного в отверстии корпуса и ограничивающего перемещения.сухаря в направлении действия усилия шаровой опоры на сухарь til.

Недостатком известного устройства является то, что при резком замедлении движения автомобиля и набегании прицепа, шаровая опора, действуя на сухарь, сжимает пружину, в результате чего между шаровой опорой и сферическим гнездом корпуса, с противо.положной сухарю стороны возникает зазор, приводящий к ударным нагрузкам в устройстве. а также прогрессирующему износу сферических поверхностей гнезда корпуса и шаровой опоры, следствием чего являе тся ухудшение условий движения автопоезда. Известно также тягово-сцепное устройство, содержащее установленную на одном транспортном средстве шаровую опору, закрепленный на другом транспортном средстве и имеющий гнездо под указанную опору корпус, оборудованный поворотной рукояткой с подпружине нным прижимом и подвижным сухарем, установленный с возможностью взаимодействия одним концом с шаровой опорой, а другим - с упомянутым прижимом . 3.

Недостатком известного устройства является то, что вследствие выполнения прижима в данном устройстве не исключена возможность заклинивания шаровой опоры ИЗЛИШНЕЙ силой, приложенной на рукоятку и конусный прижим в процессе сцепки. При отклонении от правильной сферической формы шаровой опоры в процессе эксплуатации возможно его заклинивание в гнезде корпуса в случае их максимального взаимног.о углового перемещения. Кроме того, отсутствие в устройстве второго, действующего независи мо предохранителя, исключающего воз можность саморасцепления автопоезда во время движения, не обеспечивает условия безопасности в эксплуатации Выполнение конусного сопряжения деталей требует.сложной технологии из готовления. Цель изобретения - повышение экс плуатационной надежности при одновременном упрощении конструкции. Эта цель достигается тем, что в тягово-сцепном устройстве, прижим представляет собой Г-образннй двуплечий рычаг, одно плечо которого закреплено на оси поворота рукоятки с возможностью ограниченного поворота относительно последней, а на втором конце сухаря закреплена упорная пята для свободного плеча двуплечего рычага. Кроме того, пята закреплена на сухаре через предварительно сжатый упругий элемент, который представляет собой набор тарельчатых шайб. На фиг.1 изображено тягово-сцепное устройство, вид сбоку на фиг.2 то же, вид сверху; на фиг.З - разрез А-А на фиг.2. Устройство содержит установленну на одном транспортном средстве шаро вую опору 1 и закрепленный на друго транспортном средстве корпус 2, име 1ЦИЙ сферическое гнездо под шаровую опору 1. В корпусе 2 установлен под вижный сухарь 3, взаимодействующий одним концом с шаровой опорой 1 и имеющий кольцевую проточку 4, в которой размещен фиксирующий штырь 5, входящий также в отверстие корпуса и ограничивающий передвижение сухаря 3 в направлении действия на его усилия шаровой опоры. Второй конец сухаря 3 выполнен с хвостовиком б, на котором установлен предварительно сжатый- упругий элемент 7, представляющий собой набор тарельчатых шайб, закрепленных стопорным кольдом 8. Прижим представляет собой Г-образный двуплечий рычаг 9, одним плечом закрепленный на оси 10 поворота рукоятки 11 управления процессом сцепки, а свободным плечом 12 взаимодействующий через упорную пяту 13, снабженную жестко установленным шариком 14, и набор тарельчатых шайб с сухарем 3. Рабочая поверхность плеча 12 рычага 9 спрофилирована так, что угол между усили ем, действующим со стороны сухаря на рычаг и нормалью к поверхности рычага, находится в пределах угла трения. На рычаге 9 установлена одним концом пружина 15, которая прик ,реплена другим концом к корпусу при помощи серьги 16. Ось 10 установле- на в проуишнах 17 корпуса и является общей для рычага 9 и рукоятки 11, имеющей взаимоограниченный поворот за счет установки на рукоятке 11 пальца 18, пропущенного через паз 19 в рычаге 9. В проушинах 17 и в передней части .рычага 9 выполнены отверстия 20 и 21 для блокировки рычага 9 в расцепленном положении устройства. Рукоятка 11 контактирует в сцепленном положении устройства с фланцами 22 корпуса, прикрепленным к ДЕлилу 23 прицепа. Процесс сцепки прицепа с автомобилем осуществляется следующим образом. На шаровую опору опускают сферическим гнездом корпус 2, вынимают фиксирующий штырь 5 из отверстий 20 и 21 проушин 17 и рычага 9. Освобожденный от блокировки рычаг 9 поворачивают рукояткой 11 до упора рукоятки во фланец 22 корпуса. В этом случае свободное плечо 12 рычага 9 при перемещении поджимает через упорную пяту 13 и набор тарельчатых шайб т2ухарь 3 к шаровой опоре и запирает ее в гнездо корпуса 2. После этого вставляют фиксирующий штырь 5 в отверстие корпуса и проточку 4 сухаря 3, что обеспечивает, дополнительное запирание шаровой опоры в гнезде корпуса. При этом штырь 5 не препятствует перемещению сухаря к шаровой опоре от действия пружины 15 на свободное плечо 12 рычага 9. При движении автопоезда плечо 12 рычага 9 под действием пружины 15 неазависимо перемещается относительно рукоятки 11 в пределах паза 19 и тем самым обеспечивает автоматическую выборку зазоров между шаровой опорой и сопряженными с ней гнездом корпуса и сухарем, возникающих от износа шаровой опоры и сопряженных с ней элементов. При набегании прицепа исключаботся поворот рычага 9 от действия шаровой опоры за счет выполнения рабочей поверхности свободного плеча рычага с учетом угла трения и обеспечения эффекта самоторможения . В процессе эксплуатации устройства в момент максимального углового перемещения неравномерно изйошенной поверхности шаровой опоры и прверхностей, сопряженных с ней других элементов, исключается заклинивание устройства за счет возможности дополнительного сжатия набора тарельчатых шайб, поджатых кольцом при монтаже усилием, равным максимальной горизонтальной силе, возниканяцей при движении автопоезда. Для расцепления прицепа с автомобилем операции выполняются в обратном порядке. Введение дополнительного запираВИЯ сухаря фиксирующим штырем и установка набора тарельчатых шайб на втором конце сухаря повышает эксплуатационную надежность устройства, а возможность изготовления ряда деталей холодной штамповкой обеспечивает упрощение конструкции и снижение трудоемкости в производстве. Формула изобретения 1. Тягово-сцепное устройство,содер жащее установленную на одном транспор ном средстве шаровую опору и закрепленный на другом транспортном средст ве и имеющий гнездо под указанную оп ру корпус, оборудованный поворотной рукояткой с подпружиненным прижимом и подвижным сухарем-, установленным с возможностью взаимодействия одним концом с шаровой опорой, а другим с упомянутым прижимом, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности при одновременном упрощении конструкции, прижим представляет собой Г-образный двуплечий рычаг, одно плечо которого закреплено на оси поворота рукоятки с возможностью ограниченного поворота относительно последней, а н,а втором конце закреплена упорная пята ,для свободного плеча двуплечего рычага. .2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что, пята закреплена на сухаре через предварительно сжатый упругий элемент. 3. Устройство ПОП.2, а ю щ -е е с я тем, что упругий элемент представляет собой набор тарельчатых шайб. Источники информации, принятые во-внимание при экспертизе 1.. Авторское свидетельство СССР № 403583, кл. В 60 D 1/06, 197.1. 2. Патент Франции № 1416339/ кл. В 62 D, 1965 (прототип)

18

11

V

ij 7ь ii v v

« 4

n

Похожие патенты SU950551A1

название год авторы номер документа
Тягово-сцепное устройство 1980
  • Мелик-Саркисьянц Арсен Сократович
  • Винокуров Юрий Матвеевич
  • Астахов Рафаил Борисович
SU994308A1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОПОЕЗДА 1991
  • Елизаров С.В.
  • Хашковский В.В.
  • Популов В.И.
RU2067933C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА 1991
  • Докучаев Сергей Викторович
  • Хабаров Владимир Александрович
  • Елистратов Алексей Федорович
  • Маркиев Михаил Иванович
RU2025289C1
КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАМКОВОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА 1993
  • Ситников В.Р.
  • Мейнцер В.И.
RU2083380C1
Прицеп 1986
  • Верин Александр Дмитриевич
  • Воронин Эдуард Иванович
SU1397349A1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА 1990
  • Петрухин В.М.
  • Лапков Е.В.
  • Мильштейн М.З.
  • Малахов М.Ю.
RU2007301C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Садомцев Владимир Григорьевич
RU2032553C1
Тягово-сцепное устройство 1982
  • Мелик-Саркисьянц Арсен Сократович
  • Аржанников Виктор Петрович
  • Разниченко Алексей Стефанович
SU1110677A1
Тягово-сцепное устройство для автопоезда 1987
  • Куликов Игорь Юрьевич
  • Ким Сергей Романович
  • Овчинников Александр Иванович
SU1451054A1
Устройство для соединения гидросистем тягача и транспортируемого средства 1979
  • Еварестов Юрий Васильевич
SU897596A1

Иллюстрации к изобретению SU 950 551 A1

Реферат патента 1982 года Тягово-сцепное устройство

Формула изобретения SU 950 551 A1

SU 950 551 A1

Авторы

Мелик-Саркисьянц Арсен Сократович

Винокуров Юрий Матвеевич

Астахов Рафаил Борисович

Даты

1982-08-15Публикация

1980-07-31Подача