УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1994 года по МПК B60Q1/08 

Описание патента на изобретение RU2009056C1

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для повышения технического ресурса самолетных посадочных-рулежных фар (ПРФ), которые выдвигаются на требуемый угол и убираются с помощью электромеханического привода.

Известны самолетные ПРФ, состоящие из электродвигателя, редуктора, коробки концевых выключателей, подвижного корпуса лампы-фары. Коробка концевых выключателей имеет три микровыключателя, два из которых предназначены для выключения электродвигателя в крайних положениях, а третий выключает нить накала. Управление электромеханизмами осуществляется с помощью двухпозиционного переключателя "Выпуск - Уборка".

Технический результат заключается в расширении области применения путем возможности использования на самолетах.

Для этого в устройство для автоматического регулирования положения фар транспортного средства, содержащее управляющее реле, соединенное выходом с одним из выводов электродвигателя, переключатель положения фаз и задатчик положения фар, дополнительно введены первый триггер, первый вход которого подключен к первому выходу переключателя положения фар, а выход соединен с входом управляющего реле, и последовательно соединенные датчик положения шасси самолета, второй триггер и схема ИЛИ, второй вход которой подключен к второму выходу переключателя положения фар, а выход соединен с вторыми входами первого триггера и электродвигателя, при этом выход задатчика положения фар подключен к второму входу второго триггера.

На чертеже представлена структурная схема устройства.

Устройство для автоматического регулирования положения фаз содержит переключатель 1 положения фар, первый триггер 2, управляющее реле 3, электродвигатель 4, задатчик 5 положения фар, датчик 6 положения шасси самолета, второй триггер 7 и схему ИЛИ 8.

Устройство работает следующим образом.

УК-триггеры 2, 7 предварительно устанавливаются в состояние, когда на их прямых выходах устанавливаются сигналы логического "0".

а) нормальный взлет.

Перед взлетом летчик устанавливает переключатель 1 положения фар в положение "Посадка" и на его втором выходе появляется сигнал логической "1", а на первом выходе - сигнал логического "0". После отрыва от взлетно-посадочной полосы с выхода задатчика 5 положения фар самолета на первый вход второго триггера 7 поступает сигнал логического "0". В случае неуборки фар летчиком, при достижении самолетом скорости большей, чем предельная по условиям прочности конструкции фар скорость, сигнал логической "1" поступит с выхода задатчика 5 на первый вход второго триггера 7. Комбинация сигнала "1-0" на входах триггера 7 приводит к появлению на его выходе, а значит и на втором входе логической схемы ИЛИ 8 сигнала логической "1". В результате этого сигнал поступает с его выхода на первый вход первого триггера 2 и второй вывод электродвигателя 4. Комбинация сигналов "1-1" на входах первого триггера 2 приводит к появлению логического "0" на его выходе. Управляющее реле 3 обесточивается, фара убирается, а посадочная нить накала, ракурс которой ограничен, гаснет.

б) Проверка фары наземным экипажем.

При проверке систем аэрометрических приборов на герметичность в полостях камер измерительного комплекса задатчика 5 создается перепад давлений, приводящих к появлению на его выходе сигнала логической "1", который поступает на первый вход УК-триггера 7. Поскольку шасси обжаты, с выхода датчика 6 положения шасси самолета на второй вход УК-триггера 7 поступает аналогичный сигнал логической "1", комбинация сигналов "1-1" на входах этого триггера приводит к появлению на его выходе сигнала логического "0", поступающего на второй вход логической схемы ИЛИ 8, на первом входе которого присутствует сигнал логического "0". Комбинация сигналов 0-0 на входах схемы 8 приводит к появлению на его выходе, а также на первом входе первого триггера 2 и втором выходе электродвигателя 4 сигнала логического "0". При установке переключателя 1 положения фар в положение "Выпуск" (Посадка) со второго выхода переключателя 1 на второй вход первого триггера 2 приходит сигнал логической "1", что приводит к появлению на его выходе сигнала логической "1". Управляющее реле 3 срабатывает и подвижная часть фары выпускается, так как на первый выход электродвигателя 4 поступает сигнал логической "1".

Летчик может убрать фары самостоятельно, установив переключатель 1 положения фар в положение "Уборка". При этом на втором выходе переключателя 1 будет сигнал логического "0", а на первом выходе - сигнал логической "1", который через логическую схему ИЛИ 8 поступает непосредственно на обмотку уборки электродвигателя 4.

При традиционном способе взлета и посадки выпуск ПРФ летчик осуществляет вручную установкой переключателя управления (ПУ) в положение "Выпуск" ("Посадка"). После взлета летчик устанавливает переключатель ПРФ в положение "Уборка" выдвижная часть ПРФ убирается, посадочная нить накала гаснет. Таким образом очевидно, что отсутствие блокировки органов управления ПРФ, а также автоматизированного контроля за исходным состоянием отдельных систем самолета (шасси, закрылки) может привести к ошибке летчика, связанной
с неуборкой ПРФ после ее выпуска;
с установкой тpехпозиционного переключателя ПРФ в промежуточное положение ("Рулетка"), в результате чего ПРФ не убирается.

В этом случае при наборе самолетом скорости, превышающей по условиям прочности конструкции ПРФ допустимую, может произойти разрушение лампы-фары и подвижных кинематических соединений. При этом становятся равновероятными ситуации попадания осколков разрушенной конструкции в авиадвигатель, столкновение с птицами, посадка в условиях плохой видимости. (56) Воскресенский Ю. Е. , Давидов П. Д. , Дедаев Ю. Н. Авиационный электропривод. М. : Военное издательство М. О. СССР, 1971, с. 351.

Похожие патенты RU2009056C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ 1991
  • Мамулин А.В.
  • Панов Н.Н.
  • Зобков П.П.
  • Титаренко Г.Н.
RU2023239C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Мамулин А.В.
  • Мамулина Т.В.
  • Чуйков А.В.
  • Сочков А.В.
RU2009077C1
Схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой 1973
  • Котлярский Георгий Федорович
  • Голланд Вадим Семенович
  • Сафонов Дмитрий Дмитриевич
  • Иванов Виктор Александрович
  • Мамотюк Владимир Ильич
  • Клюсов Сергей Андреевич
  • Мещанов Лев Вениаминович
SU484131A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗНЫМ КРЮКОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1993
  • Кабачинский В.В.
  • Калинин Ю.И.
  • Филиппов Г.Н.
  • Токарев А.П.
RU2067951C1
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ С НЕСУЩИМ ВИНТОМ СО СВОРАЧИВАЮЩИМИСЯ УБИРАЕМЫМИ ЛОПАСТЯМИ 2019
  • Золотухин Виктор Антонович
RU2727787C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2016
  • Низов Сергей Николаевич
RU2624760C1
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2004
  • Демченко Олег Федорович
  • Долженков Николай Николаевич
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Попович Константин Федорович
  • Гуртовой Аркадий Иосифович
  • Школин Владимир Петрович
  • Кодола Валерий Григорьевич
RU2271305C1
Трансформируемый самолет-амфибия вертикального взлета и посадки 2017
  • Григорьев Сергей Васильевич
RU2662311C1
ТРЕХСРЕДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2020
  • Григорьев Сергей Васильевич
RU2743310C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2

Реферат патента 1994 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: устройство относиться к авиационной технике и предназначено для повышения технического ресурса самолетных посадочно-рулежных фар, которые выдвигаются на требуемый угол и убираются с помощью электромеханического привода. Сущность изобретения: устройство для автоматического регулирования положения фар транспортного средства содержит задатчик 5 и переключатель 1 положения фар, управляющее реле 3, электродвигатель 4 привода. Введены элемент ИЛИ 8, датчик 6 положения шасси самолета и два триггера 2 и 7. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 009 056 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее управляющее реле, соединенное выходом с одним из выводов электродвигателя, переключатель положения фаз и задатчик положения фаз, отличающееся тем, что в него дополнительно введены первый триггер, первый вход которого подключен к первому выходу переключателя положения фар, а выход соединен с входом управляющего реле, и последовательно соединенные датчик положения шасси самолета, второй триггер и схема ИЛИ, второй вход которой подключен к второму выходу переключателя положения фар, а выход соединен с вторыми входами первого триггера и электродвигателя, при этом выход задатчика положения фаз подключен к второму входу второго триггера.

RU 2 009 056 C1

Авторы

Мамулин А.В.

Чуйков А.В.

Титаренко Г.Н.

Лощилов Д.А.

Даты

1994-03-15Публикация

1991-12-16Подача