1
Изобретение относится к самолетному светотехническому оборудованию.
Исходя из требований уменьшения веса оборудования, применяемые на самолетах фары для освещения взлетно-посадочной полосы (ВПП) выполняются двухнитевыми с посадочным и рулежным светом в одном оптическом элементе.
Электросхема управления такой фарой осуществляется от одного переключателя, устанавливаемого на пульте летчика с целью облегчения пилотирования и исключения возможных ощибочных действий.
Однако установка различных фар для посадки и рулежки для машин указанного класса нецелесообразна, так как это утяжеляет самолет.
С целью улучщения эксплуатации самолета за счет облегчения управления посадочно-рулежными фарами путем воздействия только на один управляющий элемент предлагаемая схема содержит реле управления электромеханизмом поворота, управляющая обмотка которого подключена к цепи рулежного света, а контакты-к цепям управления электромеханизмом выпуска-уборки, и переключающий микровыключатель, установленный в минусовой цепи электромеханизма выпуска-уборки. Для обеспечения возврата фары в исходное положение при ошибочном повороте ее и последующем исправлении ошибки цепи питания электромеханизма поворота от линии выпуска фары и линии уборки фары соединены между собой и в них установлены развязывающие диоды.
На чертеже показана предлагаемая схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой. Фара может быть в убранном, посадочном
и рулежном положениях.
Основное положение фары на самолете - посадочное, т. е. такое положение, когда ось ее направлена под углом в горизонтальной плоскости до 25° к оси самолета.
Для обеспечения освещения рулежной дорожки ВПП фара выпускается и поворачивается по оси самолета.
Для установки фары в рулежное положение сдвоенный переключатель 1 ставят в положение рулежка («Рул), напряжение подают на обмотку реле 2, включающего нить 3 накала рулежного света, одновременно срабатывает реле 4 и подготавливает цепи включения электромеханизма 5 поворота. При замыкании
переключателя срабатывает также реле 6, включающее электромеханизм 7 на выпуск фары при помощи редуктора 8. Фара выпускается. В крайнем положении ее микровыключатель 9 замыкается и тем самым подготавливается цепь на уборку фары, а микровыключатель 10 переключают, и напряжение подают на электромеханизм 5, при помощи которого оптический элемент 11 фары поворачивается в рулежное положение, т. е. по оси самолета. В крайнем повернутом положении элемента И микровыключатель 12 размыкается, а микроБыключатель 13 переключается на цепь возврата электромеханизма поворота.
После рулежки фара убирается. При этом переключатель 1 ставится в положение «убрано. Реле 2, 4 и 6 обесточиваются через обмотку возврата электромеханизма 5, с помощью которого элемент 11 возвращается в исходное положение.
В исходном положении оптического элемента микровыключатель 12 замкнут, а микровыключатель 13 переключен на минусовую цепь электромеханизма уборки. Фара включается на уборку. После уборки положение элементов схемы соответствует положению, показанному на чертеже.
При установке фары .в посадочное положение переключатель 1 ставят в положение посадка («посад.). При этом реле 6 срабатывает и подает напряжение на выпуск фары. При помощи электромеханизма 7 и редуктора 8 фара выпускается. Одновременно реле 14 включает нить 15 посадочного света, а реле 16 обесточивает реле 2. Уборку фары производят как было описано выше.
При ошибочных действиях летчика, когда требуется установить фару в посадочное положение, а переключатель 1 ставится в положение рулежка («рул). Электросхема работает также, как описано выше. Фара повернута в рулежное положение, т. е. по оси самолета, и включен рулежный свет.
Летчик обнаруживает ошибку и, быстро исправляя ее, ставит переключатель 1 в положение посадка («посад.). При этом реле 14 включает посадочный свет, а реле 16 обесточивает реле 2, которое выключает рулежный свет и соответственно обесточивает реле 4. Электромеханизм поворота поворачивает ептический элемент фары в исходное положение при положениях микровыключателей 12 и 13, соответствуюших конечному повернутому положению оптического элемента, т. е. микровыключатель 12 выключен, а микровыключатель 13 переключен на минусовую цепь электромеханизма 5. В этом случае напряжение подается через контакты реле 6, микровыключатель 10, диод 17, замкнутые контакты реле 4 и микровыключатель 13 на электромеханизм 5. Оптический элемент 11 поворачивается в
исходное посадочное положение. Диод 18 не пропускает ток на обмотку электромехавизма 7, так как после переключения микровыключателя 13 фара может убраться. Таким образом, введение диодов 17 и 18 в цепь питания
электромеханизма поворота позволяет исправить ошибку, допущенную летчиком.
Предмет изобретения
Схема управления самолетной посадочнорулежной фарой, содержащая микровыключатель, реле управления электромеханизмами
выпуска-уборки и поворота оптического элемента, управляющая обмотка которого подключена к цепи рулежного света, а контакты- к цепям управления электромеханизмом .выпуска-уборки, отличающаяся тем, что,
с целью улучшения эксплуатации самолета, цепи питания электромеханизма поворота от линии выпуска фары и линии уборки фары соединены между собой через разделительные диоды, кроме того микровыключатель подключей к цепи электромеханизма выпускауборки.
х
Посад j SpaHi. 1о ,V
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОЛЕТНАЯ ПОСАДОЧНО-РУЛЕЖНАЯ ФАРА | 1969 |
|
SU257400A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2009056C1 |
САМОЛЕТНАЯ ПОСАДОЧНО-РУЛЕЖНАЯ ФАРА | 1969 |
|
SU232166A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНЫМ УСТРОЙСТВОМ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ САМОЛЕТА | 2019 |
|
RU2719778C1 |
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2020 |
|
RU2755561C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ КОРАБЕЛЬНОГО БАЗИРОВАНИЯ, СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ПО УГЛУ АТАКИ САМОЛЕТА | 2010 |
|
RU2442724C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОИСКОВО-ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ВОДЕ | 2009 |
|
RU2399559C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА | 1996 |
|
RU2110445C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СБРОСОМ ГРУЗА ИЗ ГРУЗООТСЕКА САМОЛЕТА | 1990 |
|
RU1795626C |
Авторы
Даты
1975-09-15—Публикация
1973-07-30—Подача