Схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой Советский патент 1975 года по МПК F21V14/02 

Описание патента на изобретение SU484131A1

1

Изобретение относится к самолетному светотехническому оборудованию.

Исходя из требований уменьшения веса оборудования, применяемые на самолетах фары для освещения взлетно-посадочной полосы (ВПП) выполняются двухнитевыми с посадочным и рулежным светом в одном оптическом элементе.

Электросхема управления такой фарой осуществляется от одного переключателя, устанавливаемого на пульте летчика с целью облегчения пилотирования и исключения возможных ощибочных действий.

Однако установка различных фар для посадки и рулежки для машин указанного класса нецелесообразна, так как это утяжеляет самолет.

С целью улучщения эксплуатации самолета за счет облегчения управления посадочно-рулежными фарами путем воздействия только на один управляющий элемент предлагаемая схема содержит реле управления электромеханизмом поворота, управляющая обмотка которого подключена к цепи рулежного света, а контакты-к цепям управления электромеханизмом выпуска-уборки, и переключающий микровыключатель, установленный в минусовой цепи электромеханизма выпуска-уборки. Для обеспечения возврата фары в исходное положение при ошибочном повороте ее и последующем исправлении ошибки цепи питания электромеханизма поворота от линии выпуска фары и линии уборки фары соединены между собой и в них установлены развязывающие диоды.

На чертеже показана предлагаемая схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой. Фара может быть в убранном, посадочном

и рулежном положениях.

Основное положение фары на самолете - посадочное, т. е. такое положение, когда ось ее направлена под углом в горизонтальной плоскости до 25° к оси самолета.

Для обеспечения освещения рулежной дорожки ВПП фара выпускается и поворачивается по оси самолета.

Для установки фары в рулежное положение сдвоенный переключатель 1 ставят в положение рулежка («Рул), напряжение подают на обмотку реле 2, включающего нить 3 накала рулежного света, одновременно срабатывает реле 4 и подготавливает цепи включения электромеханизма 5 поворота. При замыкании

переключателя срабатывает также реле 6, включающее электромеханизм 7 на выпуск фары при помощи редуктора 8. Фара выпускается. В крайнем положении ее микровыключатель 9 замыкается и тем самым подготавливается цепь на уборку фары, а микровыключатель 10 переключают, и напряжение подают на электромеханизм 5, при помощи которого оптический элемент 11 фары поворачивается в рулежное положение, т. е. по оси самолета. В крайнем повернутом положении элемента И микровыключатель 12 размыкается, а микроБыключатель 13 переключается на цепь возврата электромеханизма поворота.

После рулежки фара убирается. При этом переключатель 1 ставится в положение «убрано. Реле 2, 4 и 6 обесточиваются через обмотку возврата электромеханизма 5, с помощью которого элемент 11 возвращается в исходное положение.

В исходном положении оптического элемента микровыключатель 12 замкнут, а микровыключатель 13 переключен на минусовую цепь электромеханизма уборки. Фара включается на уборку. После уборки положение элементов схемы соответствует положению, показанному на чертеже.

При установке фары .в посадочное положение переключатель 1 ставят в положение посадка («посад.). При этом реле 6 срабатывает и подает напряжение на выпуск фары. При помощи электромеханизма 7 и редуктора 8 фара выпускается. Одновременно реле 14 включает нить 15 посадочного света, а реле 16 обесточивает реле 2. Уборку фары производят как было описано выше.

При ошибочных действиях летчика, когда требуется установить фару в посадочное положение, а переключатель 1 ставится в положение рулежка («рул). Электросхема работает также, как описано выше. Фара повернута в рулежное положение, т. е. по оси самолета, и включен рулежный свет.

Летчик обнаруживает ошибку и, быстро исправляя ее, ставит переключатель 1 в положение посадка («посад.). При этом реле 14 включает посадочный свет, а реле 16 обесточивает реле 2, которое выключает рулежный свет и соответственно обесточивает реле 4. Электромеханизм поворота поворачивает ептический элемент фары в исходное положение при положениях микровыключателей 12 и 13, соответствуюших конечному повернутому положению оптического элемента, т. е. микровыключатель 12 выключен, а микровыключатель 13 переключен на минусовую цепь электромеханизма 5. В этом случае напряжение подается через контакты реле 6, микровыключатель 10, диод 17, замкнутые контакты реле 4 и микровыключатель 13 на электромеханизм 5. Оптический элемент 11 поворачивается в

исходное посадочное положение. Диод 18 не пропускает ток на обмотку электромехавизма 7, так как после переключения микровыключателя 13 фара может убраться. Таким образом, введение диодов 17 и 18 в цепь питания

электромеханизма поворота позволяет исправить ошибку, допущенную летчиком.

Предмет изобретения

Схема управления самолетной посадочнорулежной фарой, содержащая микровыключатель, реле управления электромеханизмами

выпуска-уборки и поворота оптического элемента, управляющая обмотка которого подключена к цепи рулежного света, а контакты- к цепям управления электромеханизмом .выпуска-уборки, отличающаяся тем, что,

с целью улучшения эксплуатации самолета, цепи питания электромеханизма поворота от линии выпуска фары и линии уборки фары соединены между собой через разделительные диоды, кроме того микровыключатель подключей к цепи электромеханизма выпускауборки.

х

Посад j SpaHi. 1о ,V

Похожие патенты SU484131A1

название год авторы номер документа
САМОЛЕТНАЯ ПОСАДОЧНО-РУЛЕЖНАЯ ФАРА 1969
SU257400A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Мамулин А.В.
  • Чуйков А.В.
  • Титаренко Г.Н.
  • Лощилов Д.А.
RU2009056C1
САМОЛЕТНАЯ ПОСАДОЧНО-РУЛЕЖНАЯ ФАРА 1969
SU232166A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНЫМ УСТРОЙСТВОМ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ САМОЛЕТА 2019
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
RU2719778C1
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2020
  • Горобец Александр Васильевич
RU2755561C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ КОРАБЕЛЬНОГО БАЗИРОВАНИЯ, СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ПО УГЛУ АТАКИ САМОЛЕТА 2010
  • Барковский Владимир Иванович
  • Бунтин Николай Николаевич
  • Карасёв Андрей Геннадьевич
  • Кристинов Иван Георгиевич
  • Нилов Виктор Александрович
RU2442724C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОИСКОВО-ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ВОДЕ 2009
  • Гитис Абрам Ильич
  • Шумайлов Александр Николаевич
RU2399559C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА 1996
  • Шенгардт А.С.
  • Скрыпник В.И.
  • Завадский В.К.
  • Кузнецов В.И.
  • Синев В.Ю.
  • Столяров Ю.Е.
RU2110445C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СБРОСОМ ГРУЗА ИЗ ГРУЗООТСЕКА САМОЛЕТА 1990
  • Марецкий Л.С.
  • Юсов А.П.
RU1795626C

Иллюстрации к изобретению SU 484 131 A1

Реферат патента 1975 года Схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой

Формула изобретения SU 484 131 A1

SU 484 131 A1

Авторы

Котлярский Георгий Федорович

Голланд Вадим Семенович

Сафонов Дмитрий Дмитриевич

Иванов Виктор Александрович

Мамотюк Владимир Ильич

Клюсов Сергей Андреевич

Мещанов Лев Вениаминович

Даты

1975-09-15Публикация

1973-07-30Подача