Изобретение относится к механическим устройствам преобразования вращательного движения в поступательное и может быть использовано в измерительных и исполнительных системах точного позиционирования или автоматического регулирования положения элементов и узлов различных установок и приборов.
Известны устройства, в которых используются тела качения между винтом и гайкой.
Аналогичным является устройство, содержащее винт, резьбовые стержни-ролики, размещенные вокруг винта и контактирующие с ним, деталь, удерживающую ролики от сближения, и гайку, контактирующую с роликами в зонах, противоположных зонам контакта винта и роликов. Вращения винта (гайки) преобразуется в поступательное перемещение гайки (винта) и определяется соотношением S= t·(ϕ/360), где S - величина поступательного движения выходного звена; t - шаг резьбы винта и роликов; ϕ - угол поворота входного звена.
Наиболее близким техническим решением является роликовинтовой механизм, содержащий корпус, установленные в нем винт, ролики, размещенные параллельно оси винта с возможностью вращения и взаимодействующие с винтом.
Недостатком этого механизма является пониженная точность.
Цель изобретения - повышение точности позиционирования поступательного движения роликовинтового механизма.
Эта цель достигается тем, что в известном роликовинтовом механизме, содержащем корпус, ходовой винт, контактирующие с ним ролики, установленные в корпусе параллельно оси винта с возможностью вращения, ролики выполнены резьбовыми, а средние диаметры dср.в. и dср.р резьбы ходового винта и роликов соответственно определяются соотношением
0 < |dср.р-dср.в| ≅ 0,5dср.в.
Выведено расчетное соотношение, определяющее поступательное перемещение Δ роликов (корпуса) при вращении ходового винта
Δ = t1- , где ϕ - угол поворота ходового винта.
Анализ этого соотношения показывает, что перемещение практически не зависит от шага резьбы и тем меньше, чем меньше разница между dср.в и dср.р и при dср.в= dср.р Δ = 0, так как перемещения нет. С другой стороны, увеличение разности между dср.в и dср.р ведет к уменьшению точности позиционирования, приближая ее к значению, определяемому для классической пары винт-гайка, а также для прототипа Δ = t·(ϕ/360). Поэтому при значении (dср.р-dср.в)= 0,5 dср.в перемещение Δ становится равным перемещению выходного звена прототипа и, следовательно, преимуществ перед ним не достигается. Этим объясняется предложенное соотношение средних диаметров винта и роликов.
Кроме того, чтобы исключить проскальзывание в роликовинтовом механизме и еще более повысить точность позиционирования целесообразно на осях роликов установить зубчатые шестерни, находящиеся в зацеплении с зубчатым колесом, расположенным соосно с ходовым винтом.
(56) 1. Хьюит А. Сб. Оптические и инфракрасные телескопы 90-х годов М. : Мир, 1983, с. 44-46.
2. Павлов Б. И. Шариковинтовые механизмы в приборостроении. Л. : Машиностроение, 1968, с. 92, рис. 50.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электромеханический привод поступательного действия | 2022 |
|
RU2786248C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ РОЛИКОВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 2015 |
|
RU2613138C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ | 2011 |
|
RU2463500C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД | 2018 |
|
RU2672150C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД | 2018 |
|
RU2672154C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ РОЛИКОВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА С МОДИФИЦИРОВАННОЙ РЕЗЬБОЙ ЕЕ ДЕТАЛЕЙ | 2002 |
|
RU2204069C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ | 2015 |
|
RU2610747C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ УЗЛА ИЗДЕЛИЯ | 2013 |
|
RU2546051C1 |
РОЛИКО-ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ | 2016 |
|
RU2631096C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ | 2012 |
|
RU2522730C2 |
Изобретение предназначено для преобразования вращательного движения в поступательное в измерительных и исполнительных системах точного позиционирования и автоматического регулирования положения деталей. Механизм обеспечивает высокую точность позиционирования вне зависимости от шага резьбы ходового винта и контактирующих с ним роликов, установленных в корпусе с возможностью вращения. Средние диаметры dср.в и dср.р резьбы ходового винта и роликов соответственно определяются соотношением 0<(dср.р-dср.в)<0.5dср.в. Проскальзывание роликов относительно ходового винта предотвращает синхронизатор, состоящий из зубчатых шестерен, закрепленных на осях роликов и находящихся в зацеплении с зубчатым колесом. 1 з. п. ф-лы.
0 < (dср.р - dср.в) ≅ 0,5 dср.в,
где dср.р - средний диаметр резьбы роликов;
dср.в - средний диаметр резьбы ходового винта.
Авторы
Даты
1994-04-15—Публикация
1991-08-22—Подача