ВИНТОВАЯ СТЯЖКА-РАСПОРКА Российский патент 1994 года по МПК B66F3/08 

Описание патента на изобретение RU2011633C1

Изобретение относится к грузоперемещающим механизмам, а именно к механизированным винтовым силовым устройствам, обеспечивающим перемещение в двух взаимно противоположных направлениях, и может быть использовано для выполнения сборочных и ремонтных работ в различных отраслях промышленности, в частности в судостроении, а также в качестве силового элемента в различных механизмах.

Известна винтовая стяжка-распорка ударно-вращательного действия, включающая корпус, крышку с пружиной, пусковое устройство, и расположенные последовательно друг за другом в корпусе пневмодвигатель, ударно-вращательный механизм, винт и гайку с проушиной. Винт опирается на упорный подшипник двустороннего воспpиятия нагрузки, зафиксированный в корпусе [1] . Конструкция имеет большой осевой габарит и массу, а также ряд других недостатков, что существенно снижает удобство при эксплуатации. Известная винтовая стяжка-распорка ударно-вращательного действия включает корпус с двумя цилиндрическими полостями, крышку с проушиной, размещенный в одной цилиндрической полости корпуса пневмодвигатель, связанный с размещенным в соседней цилиндрической полости и посаженный на гайку ходового винта, расположенных здесь же, ударно-вращательным механизмом посредством зубчатой передачи, два упорных подшипника зафиксированных относительно крышки с пружиной. Ходовой винт выполнен с пружиной. Ходовой винт выполнен с пружиной и зафиксирован относительно корпуса с возможностью поступательного перемещения [2] . Конструкция имеет небольшой осевой габарит, но увеличенный поперечный. Разнесенность двигателя и ударно-вращательного механизма несколько снижает надежность эффективность преобразования энергии в устройстве. Наличие зубчатой передачи, а также двух упорных подшипников усложняет конструкцию и увеличивает массу. Кроме того, в конструкции отсутствует эффективная система защиты от заклинивания винта в крайнем утопленном положении, что может приводить к трудоемкому ремонту или к выходу из строя стяжки распорки.

Указанные недостатки снижают надежность устройства и удобство его в эксплуатации.

Известно устройство, содержащее корпус, гайку, выполненную с резьбовыми участками разного диаметра, винты, один из которых выполнен с цилиндрической полость и расположен со стороны одного из концов внутри гайки с зацеплением его с резьбовым участком гайки большего диаметра, а другой со стороны одного конца - размещен со стороны одного из концов внутри гайки с зацеплением его с резьбовыми участком гайки большего диаметра, а другой со стороны одного конца - размещен со стороны одного конца в цилиндрической полости первого винта и внутри гайки с зацеплением с резьбовым участком меньшего диаметра, и элемент для контактирования с перемещаемым объектом, закрепленным на втором конце второго винта [3] Данное решение принято в качество наиболее близкого аналога. Устройство достаточно простое, так как нагружены только винты и гайка. Однако его затруднительно использовать для стягивания двух подвижных объектов, оно имеет ручной привод и при работе возможно заклинивание винта, что существенно снижает удобство устройства в эксплуатации.

Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации.

Указанная цель достигается тем, что винтовая стяжка-распорка, включающая корпус, связанную с приводом гайку, выполненную с резьбовыми участками разного диаметра и направления, винты, один из которых выполнен с цилиндрической полостью и расположен со стороны одного из концов внутри гайки с зацеплением его с резьбовым участком гайки большего диаметра, а другой со стороны его одного конца размещен в цилиндрической полости первого винта и внутри гайки с зацеплением с резьбовым участком меньшего диаметра, и элемент для контактирования с перемещаемым объектом, закрепленный на втором конце второго винта, снабжена закрепленным на втором конце первого винта элементом для контактирования с другим подвижным перемещаемым объектом. Первый винт выполнен со стороны второго конца с резьбовым отверстием, сообщенным с цилиндрической полостью и выполненным меньшего диаметра, чем эта полость. В отверстии размещен стержень и с возможностью контактирования с одним концом последнего - регулировочный винт. В цилиндрической полости первого винта с возможностью контактирования со вторым концом стержня установлен диск из эластичного материала, допускающего всестороннее сжатие, а с возможностью контактирования с упомянутым диском и первым концом второго винта - металлический диск. Оба диска выполнены с диаметром, равным диаметру цилиндрической полости первого винта, приводом, содержащим ударно-вращательный механизм наковальня которого образована продольным выступом, выполненным на наружной поверхности гайки. Ударник выполнен цилиндрическим, охватывающим гайку и имеющим продольный паз на стенке его центрального отверстия для размещения с угловым зазором продольного выступа гайки и пазы на торце, и связанный с пусковым устройством пневмодвигателя, имеющий встроенный корпус и выполненный в виде втулки с воздухоподводящими и выхлопными каналами статор и ротор, размещенный внутри статора с кольцевым зазором, выполненный с центральным отверстием, соосным ударнику, и выступами, размещенными в пазах торца ударника, и охватывающий с возможностью поворота гайку, и пластины, подвижно связанные с ротором и радиально размещенные в кольцевом зазоре с образованием воздушных камер.

Наличие на втором конце первого винта элемента для контактирования с подвижным объектом позволяет разгрузить корпус от воздействия ударных нагрузок при работе, так как ударные нагрузки через элементы для контактирования воспринимаются перемещаемыми объектами.

Наличие эластичного диска и металлического диска в цилиндрической полости первого винта, а также стержня и регулировочного винта в теле его, позволяет предотвращать выход из строя стяжки-распорки по причине заклинивания первого и второго винтов при их предельном сближении, что осуществляется выворачиванием регулировочного винта и снятием, тем самым, напряжения в эластичном диске, поскольку увеличивается объем, занимаемый им.

Выполнение ротора пневмодвигателя с центральным отверстием, посадка его на цилиндрическую поверхность гайки, а также непосредственное взаимодействие ротора с ударником позволяют сделать стяжку-распорку достаточно легкой малогабаритной. Кроме того, повышается эффективность преобразования энергии в механизме стяжки-распорки, особенно при максимальных нагрузках, что обусловлено повышением жесткости системы участвующих в соударении тел, и обеспечивающей сокращение времени взаимодействия контактных поверхностей при ударе.

С целью улучшения условия восприятия ударного импульса гайкой и увеличения ходя стяжки-распорки, шаг резьбы второго винта выполнен больше, чем шаг резьбы первого винта. Такое решение выгодно как с точки зрения компоновки конструкции, так и сточки зрения выравнивания крутящего момента в резьбовых зацеплениях первого и второго винтов, так как из резьбы имеют разные диаметры, а нагружены одинаковой силой.

Благодаря наличию реверсивного двигателя и двух элементов для контактирования с перемещаемыми объектами, обеспечивающих передачу усилий в двух противоположных направлениях, стяжка-распорка позволяет перемещать объекты вперед-назад без перестановки.

На фиг. 1 изображен стяжка-распорка, фронтальный разрез; на фиг. 2 - то же, вид сбоку с вырывами в корпусе и крышке; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1 на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 6 - ротор.

Стяжка-распорка имеет корпус, представляющий собой сварную конструкцию, состоящую из обечайки 1, втулки 2, рукоятки 3 и двух ребер 4, два двигателя одного типоразмера состоящие из статоров 5, роторов, образованных ступенчатой втулкой 6 и плоским кольцом 7 или 8, и пластин 9, ударник 10 и наковальню ударно-вращательного механизма, представляющую собой выступ 11 на наружной поверхности гайки 12, взаимодействующей посредством резьб с винтами 13 и 14, оснащенными элементами для контактирования с перемещаемыми объектами, выполненными в виде проушины. Винты зафиксированы от вращения относительно корпуса шпонками 15 выполненными в крышках 16 и 17, зафиксированных в корпусе пружинными кольцами 18 и 19. В рукоятке 3 размещено пусковое устройство, состоящее из рычага 20, посаженного на ось 21, клапана 22, пружины 23 и гайки 24.

Обечайка 1 сварного корпуса представляет собой тонкостенную втулку. В торцах обечайки выполнены узкие прорези 25 и широкие прорези 26. Прорези 25 предназначены для взаимодействия с радиальными выступами 27 на крышках 16 и 17. На боковых поверхностях обечайки имеются две пары диаметрально расположенных отверстий 28 и 29, а по обе стороны от них расположены группы мелких отверстий 30. Втулка 2 сварного корпуса имеет четыре торцовых выступа 31. На внутренней поверхности втулки имеется канавка 32, а на внутренних поверхностях выступов 31 сообщающиеся с канавкой 32 выборки 33. В рукоятке 3 выполнено гнездо для размещения пускового устройства, подводящий канал 34 и резьба 35 для присоединения к системе питания сжатым воздухом.

При сварке корпуса втулка 2 располагается по отношению к обечайке 1 таким образом, что выступы 31 накрывают отверстия 28 и 29. Статоры 5 двигателей представляют собой цилиндрические втулки с фигурной внутренней поверхностью, образованной наложением трех отверстий 36, 37, 38 цилиндрической формы, оси которых лежат в одной плоскости. На боковой поверхности статора выполнены две пары отверстий 39 и 40 и приварена рукоятка 41. В ступени меньшего диаметра ступенчатой втулки 6 ротора выполнены четыре равномерно распределенные по окружности, радиальные прорези для пластин. Эти прорези продолжены в тело ступени большего диаметра втулки 6 и образуют направляющие пазы 42. Аналогичные пазы 43 выполнены на торцовой поверхности кольца 7. На плоском кольце втулки 6 выполнены выступы 44 прямоугольной формы в сечении для взаимодействия с ударником. Наибольшие диаметры втулки 6 и кольца 7 превышают наибольший размер фигурного отверстия в статоре 5. Пластины 9 имеют прямоугольную форму и выполнены и легкого антифрикционного материала, например из текстолита.

При сборке двигателя статор 5 насаживается на ступень меньшего диаметра втулки 6, в прорези устанавливаются пластины 9 и накрываются кольцом 7 таким образом, чтобы пластины вошли в пазы 43. Винтами 8 кольцо 7 фиксируется на втулке 6. В таком виде двигатели встраиваются корпус стяжки-распорки с противоположных торцов, при этом рукоятки 41 статоров размещаются в пазах 26 обечайки 1 корпуса.

Ударник 10 представляют собой массивную втулку с отверстием сложной формы, образованным двумя цилиндрическими поверхностями разных диаметров, имеющими общую ось, с двумя радиальными переходами между ними, образующими заплечики 45 и 46. На торцах ударника выполнены пазы 47 и 48 для подвижного взаимодействия с выступами 44 роторов. Выступы 11 на поверхности втулки 12 - наковальня - имеет два радиально расположенных участков 49 и 50, которые выполняют роль ударных поверхностей. Втулка 12 выполнена с внутренней резьбой двух типоразмеров, различающихся по диаметру, по шагу и направлению резьбы, причем шаг резьбы меньшего диаметра несколько больше шага резьбы большего диаметра.

Винт 13 выполнен с проушиной на одном конце и со сферической пятой на другом. На резьбовой части винта имеются продольные канавки 51.

Винт 14 с большим диаметром резьбы также выполнен с проушиной, а резьба отличается по направлению и по шагу от резьбы винта 13. Причем шаг винта 14 меньше шага резьбы винта 13. На резьбовой поверхности винта 14 имеются продольные канавки 52, а в теле винта выполнена продольная цилиндрическая полость, диаметр которой превышает диаметр винта 13. Кроме того, в теле винта 14 в области проушины, имеется гнездо для винта 53, сообщающееся с продольной цилиндрической полостью посредством отверстия малого диаметра, в котором размещается стержень 54. На дне продольной полости размещены диск 55 из эластичного материала, например, из резины, и металлический диск 56.

Крышки 16 и 17 представляют собой плоские кольца с радиальными выступами 27 на наружных цилиндрических поверхностях и шпонками 15 на внутренних. Посредством выступов 27 крышки взаимо- действуют с прорезями 25 на торцах обечайки 1. Посредством направляющих шпонок 15 крышка 16 взаимодействует с пазами 52 винта 14, крышка 17 с паза 51 винта 13.

Стяжка-распорка работает следующим образом.

Производится присоединение к пневмосети. Рукоятки 41 обоих двигателей упирают в уступы либо 57, либо 58 прорези 26 в зависимости от требуемого направления движения винтов стяжки-распорки. При этом пары отверстий, например 40, статоров обоих двигателей совмещаются с отверстиями, 28 и 29 в обечайке, а другие пары отверстий 39 - с выхлопными отверстиями 30. Далее, нажатием на рычаг 20 открывается клапан 22, и сжатый воздух по каналу 34, кольцевой канавке 32, выборкам 33 и через отверстия 28 и 29 поступает к двигателям. Через отверстия 40 в статорах воздух поступает в полости 59 и 60, и распираясь между выступами 61 статора и пластинами 9, вращает ротор, так как статор зафиксирован от вращения рукояткой 41, упертой в выступ 58 корпуса.

При повороте ротора на 90о в работу вступает следующая пара пластин 9 и отсекает часть увеличившихся полостей 59 и 60, отделяя от них полости 62 и 63. После этого первая пара пластин 9 проходит участок статора, где расположены отверстия 39. При этом полости 62 и 63 сообщаются с атмосферой и производится выхлоп. При последующем вращении ротора пластины 9 проходят под перемычками 61 и вновь вступает в работу.

Пластины 9 прижимаются к статору 5 центробежной силой. Реверс двигателей осуществляется перемещением рукоятки 41 до упора в уступ 57. При этом двигатели работают аналогично вышеописанному, но в противоположном направлении.

Двигатели вращают ударник 10, взаимодействующий посредством пазов 47, 48 с выступами 44 на роторах. При вращении ударник 10 своей внутренней поверхностью взаимодействует с наружной поверхностью втулки 12 и выступом, что приводит к сведению его ударных заплечиков 45 или 46, в зависимости от направления вращения, и поверхности 49 или 50 наковальни 11. При соударении, из-за разницы углов взаимного расположения плоскостей ударных поверхностей ударника и направляющих плоскостей пазов 47 и 48, возникает неуравновешенная радиальная составляющая ударного импульса, направленная вдоль пазов 47 и 48, которая стремится отбросить ударник. К моменту соударения, например, заплечика 45 с поверхностью 49 наковальни 11, заплечик 46 находится за пределами наковальни и ударник под действием неуравновешенной составляющей ударного импульса смещается в направлении ее действия несколько позволяет внутренней отверстие ударника. При этом заплечик 45 выходит из зацепления с поверхностью 49 наковальни и ударник, подхваченный двигателями, преодолевает выступ и идет на следующий виток.

От наковальни 11 ударный импульс передается втулке 12, взаимодействующий посредством резьб с винтами 13 и 14. Поскольку винты 13 и 14 зафиксированы от вращения относительно корпуса посредством шпонок 15, то втулка 12, преодолевая сопротивление трения в резьбах, поворачивается относительно оси на некоторый угол, определяемый величиной сопротивления, а винты 13 и 14 либо выдвигаются, либо втягиваются и при этом совершают работу. Так как винт 13 имеет больший шаг, чем у винта 14, то он выдвигается больше. Перемещение груза на заданную величину в пределах хода винтов осуществляется с посредством многократного повторения ударного воздействия ударника 10 на наковальню 11.

Работа прекращается высвобождением рычага 20. Реверс осуществляется переводом рукояток 41 в противоположном положении.

В случае аварийной ситуации, когда по неопытности или невнимательности рабочего стяжка-распорка работала длительное время после выборки рабочего хода в направлении стягивания винтов и в результате произошла заклинка механизма, немного отворачивает винт 53. При этом эластичный диск 55 вдавливается в отверстие, в которое вставлен стержень 54, объем полости занимаемый диском 55, увеличивается, а напряжения сжатия снижается. Соответственно снижаются контактные нагрузки в зоне соприкосновения диска 56 и винта 13.

При этом, дав обратный ход двигателям, винты разводятся. Винт 53 заворачивается до упора, после чего можно продолжать работу.

Похожие патенты RU2011633C1

название год авторы номер документа
Винтовой домкрат ударно-вращательного действия 1989
  • Киек Владимир Александрович
  • Рабинов Анатолий Исаакович
SU1781162A1
Гайковерт ударно-вращательного действия 1990
  • Киек Владимир Александрович
  • Рабинов Анатолий Исаакович
SU1752534A1
Винтовая тяга переменной длины повышенной точности 2023
  • Карсаков Анатолий Андреевич
  • Рогачев Алексей Фруминович
RU2811522C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ОТВЕРСТИЙ В СУДОВЫХ ФУНДАМЕНТАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Соловьев Г.В.
  • Баранов Е.В.
RU2076019C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫВЕРТЫВАНИЯ ШПИЛЕК 1993
  • Александров Н.И.
  • Никитенко В.А.
  • Мильковский В.В.
  • Соколов М.М.
  • Малов П.С.
RU2098255C1
Ударноимпульсный механизм гайковерта 1977
  • Рябцев Валериан Михайлович
  • Местечкин Лазарь Маркович
SU721319A1
РАСТРУБНОЕ БЕЗРАСПОРНОЕ ОБЛЕГЧЕННОЕ СОЕДИНЕНИЕ 1995
  • Горелик Б.А.
  • Рыбалов А.И.
RU2087786C1
Фланцевое роторное соединение 2019
  • Котиков Максим Михайлович
  • Демченко Александр Юрьевич
  • Милославская Светлана Владимировна
  • Фролов Кирилл Владимирович
  • Шарохин Виктор Юрьевич
  • Крылов Павел Валерьевич
RU2720144C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ОТВЕРСТИЙ В СУДОВОМ ФУНДАМЕНТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Соловьев Г.В.
  • Баранов Е.В.
RU2076018C1
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Голланд В.А.
  • Горбач В.Д.
  • Розов Н.А.
  • Шляпочников С.А.
  • Чижов В.Ю.
RU2151929C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 011 633 C1

Реферат патента 1994 года ВИНТОВАЯ СТЯЖКА-РАСПОРКА

Использование: в грузоперемещающих механизмах, а именно в переносных винтовых механизированных силовых устройствах, обеспечивающих перемещение в двух взаимно противоположных направлениях. Сущность изобретения: стяжка-распорка содержит привод с уравновешенным двигателем с уменьшенной заделкой лопаток, ротор которого имеет центральное отверстие и посажен на цилиндрическую поверхность гайки ударно-вращательного механизма. Ротор двигателя непосредственно взаимодействует с ударником ударно-вращательного механизма. Телескопическое размещение винтов и разный шаг у винтов позволяют получить большие перемещения при малом осевом габарите стяжки-распорки. Стяжка-распорка имеет защиту от заклинивания винтов в сведенном положении путем использования эластичного 55 и металлического 56 дисков, размещенных в цилиндрической полости одного винта 14 с возможностью контактирования металлического диска с концом второго винта 13, а эластичного диска - со стержнем, взаимодействующим с регулировочным винтом 53, размещенным в резьбовом отверстии первого винта. 2 з. п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 011 633 C1

1. ВИНТОВАЯ СТЯЖКА-РАСПОРКА, содержащая корпус, связанную с приводом гайку, выполненную с резьбовыми участками разного диаметра и направления, винты, один из которых выполнен с цилиндрической полостью и расположен со стороны одного из концов внутри гайки и зацеплением его с резьбовым участком гайки большего диаметра, а другой со стороны его одного конца размещен в цилиндрической полости первого винта и внутри гайки с зацеплением с резьбовым участком меньшего диаметра, и элемент для контактирования с перемещаемым объектом, закрепленный на втором конце второго винта, отличающаяся тем, что она снабжена закрепленным на втором конце первого винта элементом для контактирования с другим подвижным объектом, при этом первый винт выполнен со стороны второго конца с резьбовым отверстием, сообщенным с его цилиндрической полостью и выполненным меньшего диаметра, чем эта полость, в упомянутом отверстии размещены стержень и с возможностью контактирования с одним концом последнего регулировочный винт, в цилиндрической полости первого винта с возможностью контактирования с вторым концом стержня установлены диск из эластичного материала, допускающего всестороннее сжатие, а с возможностью контактирования с упомянутым диском и первым концом второго винта - металлический диск, оба диска выполнены диаметром, равным диаметру цилиндрической полости первого винта, а привод поворота гайки содержит ударно-вращательный механизм, наковальня которого образована продольным выступом, выполненным на наружной поверхности гайки, а ударник выполнен цилинжрическим, охватывающим гайку и имеющим продольный паз на стенке его центрального отверстия для размещения с угловым зазором продольного выступа гайки и пазы на торце, и связанный с пусковым устройством пневмодвигатель, включающий в себя встроенный в корпус, соединенный с крышками, и выполненный в виде втулки с воздухоподводящими и выхлопными каналами статор и ротор, размещенный внутри статора с кольцевым зазором, выполненный с центральным отверстием, соосным ударнику, и выступами, размещенными в пазах торца ударника, и охватывающий с возможностью поворота гайку, и пластины, подвижно связанные с ротором и радиально размещенные в упомянутом кольцевом зазоре с образованием воздушных камер. 2. Стяжка-распорка по п. 1, отличающаяся тем, что шаг резьбы второго винта выполнен большим, чем шаг резьбы первого винта. 3. Стяжка-распорка по п. 1, отличающаяся тем, что эластичный диск выполнен из резины.

RU 2 011 633 C1

Авторы

Киек В.А.

Рабинов А.И.

Даты

1994-04-30Публикация

1990-09-17Подача