Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано на грузовых автомобилях и автопоездах для снижения затрат топлива за счет уменьшения аэродинамического сопротивления при движении.
Известен обтекатель, смонтированный на крыше транспортного средства, имеющий опорный элемент, поддерживающий экран, нижняя кромка которого сопряжена с поверхностью крыши кабины и который установлен с возможностью перемещения по направляющим, закрепленным вдоль крыши [1] .
При перемещении экрана вдоль крыши обеспечивается беззазорное подвижное соединение экрана с крышей. Отсутствие зазора исключает проникновение потока воздуха под нижнюю кромку экрана. Однако по мере перемещения экрана по направляющим назад исчезает плавный переход от поверхности крыши к поверхности экрана, что ухудшает аэродинамические свойства транспортного средства.
Известен обтекатель, содержащий экран, закрепленный на крыше кабины и выполненный в виде объемной фигуры клинообразной формы со ступенчатым профилем в поперечном сечении, с симметрично расположенными центральной частью и по меньшей мере одной боковой ступенью с каждой стороны профиля, которые выполнены расширяющимися от передней кромки обтекателя к задней [2] .
Недостатки указанного технического решения - неэффективное снижение аэродинамического сопротивления в случае применения обтекателя на крышах кабин транспортных средств, не имеющих радиальной кривизны; непрофилированная лобовая поверхность обтекателя, не позволяющая эффективно снижать аэродинамическое сопротивление; большой вес крепления металлоконструкции.
Цель изобретения - улучшение аэродинамических характеристик обтекателя.
Для достижения указанной цели обтекатель, снабженный опорными элементами для поддержания экрана и закрепления его на крыше кабины, выполнен в виде объемной фигуры клинообразной формы со ступенчатым профилем в поперечном сечении с симметрично расположенными центральной и двумя парами боковых ступеней. Ступени выполнены расширяющимися от передней кромки к задней в горизонтальном и вертикальном направлениях. Боковые поверхности боковых ступеней выполнены с выпукло-вогнутой кривизной.
Новым в заявляемом обтекателе является выполнение его в виде объемной фигуры клинообразной формы со ступенчатым профилем в перечном сечении с симметрично расположенными центральной и двумя парами боковых ступеней. Ступени выполнены расширяющимися от передней кромки к задней в горизонтальном и вертикальном направлениях. Боковые поверхности боковых ступеней выполнены с выпукло-вогнутой кривизной.
В известных решениях не обнаружено сходных с указанными новыми признаками, поэтому они являются существенными отличиями.
Существенность отличий для достижения цели изобретения - улучшение аэродинамических характеристик обтекателя - подтверждается опытной проверкой. Установленные на автомобилях КамАЗ обтекатели эксплуатировались в течение 1-2 лет. Выявлено значительное снижение лобового сопротивления при использовании обтекателей и, соответственно, снижение расхода топлива.
На фиг. 1 показана установка обтекателя на крыше кабины, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид спереди; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - грузовой автомобиль с обтекателем.
Обтекатель 1 выполнен в виде объемной фигуры клинообразной формы. На передней поверхности выполнена симметрично расположенные центральная ступень 2 и боковые ступени 3 и 4. Для закрепления обтекателя на крыше кабины служат опорные элементы 5 и 6 (по два с каждой стороны), каждый из которых обеспечивает возможность регулировки положения обтекателя по высоте. Боковые поверхности боковых ступеней 3 и 4 выполнены с выпукло-вогнутой кривизной, обеспечивающей оптимальные условия для снижения сопротивления встречного воздушного потока. Набегающий воздушный поток распределяется ступенями 2, 3 и 4 и отводится вверх и в стороны.
Устройство работает следующим образом.
Обтекатель 1 устанавливается на крыше кабины автомобиля. Регулировкой опорных элементов 5 и 6 достигаются необходимые высота и угол наклона обтекателя. Во время движения автомобиля встречный поток воздуха ударяется в переднюю поверхность обтекателя и направляется центральной 2 и боковыми ступенями 3 и 4 вверх и в боковые стороны. Выпукло-вогнутые боковые поверхности боковых ступеней 3 и 4 способствуют повышению ламинарности обтекающих их воздушных потоков, дополнительно снижая, таким образом, аэродинамическое сопротивление.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обтекатель кузова автопоезда | 1981 |
|
SU1025569A1 |
ОБТЕКАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2112685C1 |
Транспортное средство | 1981 |
|
SU1052439A1 |
Обтекатель транспортного средства | 1977 |
|
SU887335A2 |
Лобовой обтекатель грузового транспортного средства | 1978 |
|
SU856886A1 |
ЭКРАНОПЛАН ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ | 2016 |
|
RU2629463C1 |
Обтекатель для автопоезда | 1977 |
|
SU691338A1 |
Обтекатель транспортного средства | 1981 |
|
SU1000334A1 |
ЩЕТКА СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ ТИПА ФЛЭТ-БЛЕЙД, СОДЕРЖАЩАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОТРАЖАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2363602C2 |
Обтекатель транспортного средства | 1979 |
|
SU885091A1 |
Использование: в автомобилестроении для снижения затрат топлива за счет уменьшения аэродинамического сопротивления при движении. Сущность изобретения: обтекатель содержит опорные элементы для поддерживания экрана и закрепления его на крыше кабины. Цель изобретения - улучшение аэродинамических характеристик. Новым в обтекателе является выполнение его в виде объемной фигуры клинообразной формы со ступенчатым профилем в поперечном сечении с симметрично расположенными центральной и двумя парами боковых ступеней. Ступени выполнены расширяющимися от передней кромки к задней в горизонтальном и вертикальном направлениях. Боковые поверхности боковых ступеней выполнены с выпукло-вогнутой кривизной. 4 ил.
ОБТЕКАТЕЛЬ, содержащий экран, закрепленный на крыше кабины и выполненный в виде объемной фигуры клинообразной формы со ступенчатым профилем в поперечном сечении с симметрично расположенными центральной частью и по меньшей мере одной боковой ступенью с каждой стороны профиля, которые выполнены расширяющимися от передней кромки обтекателя к задней, отличающийся тем, что он выполнен в поперечном сечении с второй боковой ступенью с каждой стороны, при этом боковые поверхности ступеней выполнены с вогнутой кривизной у передней кромки обтекателя и с в ыпуклой кривизной у задней его кромки.
Авторы
Даты
1994-05-30—Публикация
1991-03-29—Подача