ОБТЕКАТЕЛЬ Российский патент 1994 года по МПК B62D35/00 

Описание патента на изобретение RU2013273C1

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано на грузовых автомобилях и автопоездах для снижения затрат топлива за счет уменьшения аэродинамического сопротивления при движении.

Известен обтекатель, смонтированный на крыше транспортного средства, имеющий опорный элемент, поддерживающий экран, нижняя кромка которого сопряжена с поверхностью крыши кабины и который установлен с возможностью перемещения по направляющим, закрепленным вдоль крыши [1] .

При перемещении экрана вдоль крыши обеспечивается беззазорное подвижное соединение экрана с крышей. Отсутствие зазора исключает проникновение потока воздуха под нижнюю кромку экрана. Однако по мере перемещения экрана по направляющим назад исчезает плавный переход от поверхности крыши к поверхности экрана, что ухудшает аэродинамические свойства транспортного средства.

Известен обтекатель, содержащий экран, закрепленный на крыше кабины и выполненный в виде объемной фигуры клинообразной формы со ступенчатым профилем в поперечном сечении, с симметрично расположенными центральной частью и по меньшей мере одной боковой ступенью с каждой стороны профиля, которые выполнены расширяющимися от передней кромки обтекателя к задней [2] .

Недостатки указанного технического решения - неэффективное снижение аэродинамического сопротивления в случае применения обтекателя на крышах кабин транспортных средств, не имеющих радиальной кривизны; непрофилированная лобовая поверхность обтекателя, не позволяющая эффективно снижать аэродинамическое сопротивление; большой вес крепления металлоконструкции.

Цель изобретения - улучшение аэродинамических характеристик обтекателя.

Для достижения указанной цели обтекатель, снабженный опорными элементами для поддержания экрана и закрепления его на крыше кабины, выполнен в виде объемной фигуры клинообразной формы со ступенчатым профилем в поперечном сечении с симметрично расположенными центральной и двумя парами боковых ступеней. Ступени выполнены расширяющимися от передней кромки к задней в горизонтальном и вертикальном направлениях. Боковые поверхности боковых ступеней выполнены с выпукло-вогнутой кривизной.

Новым в заявляемом обтекателе является выполнение его в виде объемной фигуры клинообразной формы со ступенчатым профилем в перечном сечении с симметрично расположенными центральной и двумя парами боковых ступеней. Ступени выполнены расширяющимися от передней кромки к задней в горизонтальном и вертикальном направлениях. Боковые поверхности боковых ступеней выполнены с выпукло-вогнутой кривизной.

В известных решениях не обнаружено сходных с указанными новыми признаками, поэтому они являются существенными отличиями.

Существенность отличий для достижения цели изобретения - улучшение аэродинамических характеристик обтекателя - подтверждается опытной проверкой. Установленные на автомобилях КамАЗ обтекатели эксплуатировались в течение 1-2 лет. Выявлено значительное снижение лобового сопротивления при использовании обтекателей и, соответственно, снижение расхода топлива.

На фиг. 1 показана установка обтекателя на крыше кабины, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид спереди; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - грузовой автомобиль с обтекателем.

Обтекатель 1 выполнен в виде объемной фигуры клинообразной формы. На передней поверхности выполнена симметрично расположенные центральная ступень 2 и боковые ступени 3 и 4. Для закрепления обтекателя на крыше кабины служат опорные элементы 5 и 6 (по два с каждой стороны), каждый из которых обеспечивает возможность регулировки положения обтекателя по высоте. Боковые поверхности боковых ступеней 3 и 4 выполнены с выпукло-вогнутой кривизной, обеспечивающей оптимальные условия для снижения сопротивления встречного воздушного потока. Набегающий воздушный поток распределяется ступенями 2, 3 и 4 и отводится вверх и в стороны.

Устройство работает следующим образом.

Обтекатель 1 устанавливается на крыше кабины автомобиля. Регулировкой опорных элементов 5 и 6 достигаются необходимые высота и угол наклона обтекателя. Во время движения автомобиля встречный поток воздуха ударяется в переднюю поверхность обтекателя и направляется центральной 2 и боковыми ступенями 3 и 4 вверх и в боковые стороны. Выпукло-вогнутые боковые поверхности боковых ступеней 3 и 4 способствуют повышению ламинарности обтекающих их воздушных потоков, дополнительно снижая, таким образом, аэродинамическое сопротивление.

Похожие патенты RU2013273C1

название год авторы номер документа
Обтекатель кузова автопоезда 1981
  • Московкин Виктор Владимирович
  • Евграфов Анатолий Николаевич
  • Космачев Виленин Федорович
  • Мануйлов Алексей Петрович
  • Медведев Евгений Федорович
  • Петрушов Владимир Алексеевич
  • Чеканов Александр Яковлевич
SU1025569A1
ОБТЕКАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Петрушов В.А.
  • Кудрявцев Ю.В.
  • Волков С.В.
RU2112685C1
Транспортное средство 1981
  • Азаматов Рамиль Абдреевич
  • Барун Владимир Наумович
  • Екимов Сергей Варламович
  • Семенов Адольф Григорьевич
SU1052439A1
Обтекатель транспортного средства 1977
  • Московкин Виктор Владимирович
  • Евграфов Анатолий Николаевич
  • Медведев Евгений Федорович
SU887335A2
Лобовой обтекатель грузового транспортного средства 1978
  • Высоцкий Михаил Степанович
  • Евграфов Анатолий Николаевич
  • Беленький Юрий Юрьевич
  • Медведев Евгений Федорович
  • Московкин Виктор Владимирович
  • Петрушов Владимир Алексеевич
  • Писарчик Владимир Владимирович
  • Титович Анатолий Иванович
  • Демидович Иван Францевич
  • Родионов Александр Васильевич
SU856886A1
ЭКРАНОПЛАН ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ 2016
  • Колганов Вячеслав Васильевич
RU2629463C1
Обтекатель для автопоезда 1977
  • Тамручи Олег Владимирович
  • Моисеенко Евгений Анатольевич
  • Файнберг Алексей Максимович
  • Туленинов Николай Александрович
  • Галкин Семен Анатольевич
SU691338A1
Обтекатель транспортного средства 1981
  • Черняков Владимир Иванович
  • Полторацкий Александр Георгиевич
  • Климпуш Орест Дмитриевич
  • Левинсон Борис Владимирович
SU1000334A1
ЩЕТКА СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ ТИПА ФЛЭТ-БЛЕЙД, СОДЕРЖАЩАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОТРАЖАТЕЛЬ 2005
  • Жарассон Жан-Мишель
  • Жалле Себастьен
  • Дюбьеф Флавьен
RU2363602C2
Обтекатель транспортного средства 1979
  • Джайлаубеков Еркен Альмагамбетович
  • Аубакиров Кайдар Батталович
  • Осадчий Сергей Федорович
SU885091A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 013 273 C1

Реферат патента 1994 года ОБТЕКАТЕЛЬ

Использование: в автомобилестроении для снижения затрат топлива за счет уменьшения аэродинамического сопротивления при движении. Сущность изобретения: обтекатель содержит опорные элементы для поддерживания экрана и закрепления его на крыше кабины. Цель изобретения - улучшение аэродинамических характеристик. Новым в обтекателе является выполнение его в виде объемной фигуры клинообразной формы со ступенчатым профилем в поперечном сечении с симметрично расположенными центральной и двумя парами боковых ступеней. Ступени выполнены расширяющимися от передней кромки к задней в горизонтальном и вертикальном направлениях. Боковые поверхности боковых ступеней выполнены с выпукло-вогнутой кривизной. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 013 273 C1

ОБТЕКАТЕЛЬ, содержащий экран, закрепленный на крыше кабины и выполненный в виде объемной фигуры клинообразной формы со ступенчатым профилем в поперечном сечении с симметрично расположенными центральной частью и по меньшей мере одной боковой ступенью с каждой стороны профиля, которые выполнены расширяющимися от передней кромки обтекателя к задней, отличающийся тем, что он выполнен в поперечном сечении с второй боковой ступенью с каждой стороны, при этом боковые поверхности ступеней выполнены с вогнутой кривизной у передней кромки обтекателя и с в ыпуклой кривизной у задней его кромки.

RU 2 013 273 C1

Авторы

Чернышев Н.С.

Даты

1994-05-30Публикация

1991-03-29Подача