Техническое решение относится к транспортным средствам, преимущественно грузовым автомобилям с бортовой платформой и тентом или кузовом - фургоном, и касается обтекателей, устанавливаемых на крыше кабины.
Известны обтекатели для транспортных средств (см., например, [1]), содержащие фронтальную, а также выпуклые верхнюю и боковые поверхности.
Указанные обтекатели имеют недостаточную универсальность в отношении сочетаний различных конфигураций боковых стенок и крыши тента или кузова-фургона, что не обеспечивает эффективного снижения коэффициента аэродинамического сопротивления транспортного средства.
Из известных обтекателей наиболее близким к изобретению по технической сущности является обтекатель [2], содержащий плавно сопрягающиеся между собой верхнюю, боковые и фронтальную поверхности, причем верхняя поверхность имеет плавный наклон от горизонтальной задней части по направлению к передней, боковые поверхности практически вертикальные, а фронтальная поверхность имеет выпуклую дугообразную форму.
Этот обтекатель не обеспечивает полного эффекта аэродинамической обтекаемости ввиду появления дополнительных отрывов потока в случае двускатной крыши, а также наклонных стенок фургона или тента, в частности, не учтены характеристики обтекателя как крыла.
Решаемой задачей является создание обтекателя, обеспечивающего безотрывное обтекание и более эффективное снижение аэродинамического сопротивления транспортного средства, тент или кузов-фургон которого имеют различную форму крыши, в частности двускатную, различную степень превышения крыши кузова над кабиной, а также различный угол наклона боковых стенок.
Для решения указанной задачи у обтекателя транспортного средства, устанавливаемого на крыше кабины и содержащего плавно сопрягающиеся верхнюю, фронтальную и боковые поверхности, согласно техническому решению, верхняя поверхность образована двумя симметричными поверхностями в виде V-образного опрокинутого крыла, передние кромки которых расположены ниже средней плоскости крыши кабины, задние кромки совпадают с передними ребрами скатов крыши тента, так что угол между ними, измеренный в плоскости передней стенки тента, равен углу между скатами крыши, а непрерывные фронтальная и боковые поверхности образованы перемещением отрезка переменной длины так, что нижний конец отрезка перемещается по кривой типа эллиптического сечения, симметричной относительно центральной продольной плоскости автомобиля и лежащей в плоскости нижнего основания обтекателя, при этом верхний конец отрезка перемещается по центральной вертикальной оси, образованной пересечением центральной продольной плоскости автомобиля и передней стенки фургона или тента, причем первое крайнее значение длины отрезка определяется при его совмещении с центральной продольной плоскостью автомобиля расположением на продолжении поверхности ветрового стекла кабины, а второе крайнее значение длины отрезка определяется при формировании заднего ребра боковой поверхности его совмещением с передним ребром тента или фургона, образованным пересечением плоскостей его передней и боковой стенок.
Обтекатель может быть выполнен таким образом, что в случае вертикальных боковых стенок тента при формировании задних ребер боковых поверхностей отрезок находится в положении, совпадающем с плоскостью передней стенки фургона, а его верхний конец смещается в бесконечность вверх.
Обтекатель может быть выполнен таким образом, что в случае плоской крыши фургона или тента угол между кромками V-образного крыла равен 180o, так что верхняя поверхность не имеет продольного перегиба, а его задняя кромка сопряжена с передним ребром фургона или тента, образованным пересечением плоскостей его крыши и передней стенки.
Обтекатель может быть выполнен таким образом, что в случае относительно малого превышения крыши фургона или тента над крышей кабины единая фронтально-боковая поверхность, образованная движением отрезка, разделена на две боковые поверхности передней частью поверхности V-образного крыла, пересекающейся непосредственно с плоскостью основания обтекателя.
На фиг. 1 показан обтекатель в аксонометрии, формообразование верхней поверхности; на фиг. 2 показан обтекатель в аксонометрии, формообразование боковых поверхностей; на фиг. 3 - то же, случай с вертикальными боковыми стенками фургона или тента; на фиг. 4 - то же, случай с плоской крышей фургона или тента; на фиг. 5 - то же, случай малого превышения крыши тента или фургона над крышей кабины; на фиг. 6 показан общий вид транспортного средства с обтекателем (в соответствии с фиг.5) на примере 1,5 т грузового автомобиля ГА3-3302, аксонометрия; на фиг. 7 показан обтекатель, установленный на автомобиле, вид сбоку (сечение).
На фигурах
ось X - линия пересечения центральной продольной плоскости автомобиля и плоскости, лежащей в основании обтекателя;
ось Y - линия пересечения плоскости передней стенки фургона и плоскости, лежащей в основании обтекателя;
ось Z - линия пересечения центральной продольной плоскости автомобиля и плоскости передней стенки фургона;
H - плоскость, лежащая в основании обтекателя;
AiBi - формообразующий отрезок переменной длины;
B1B2B3 - кривая типа эллиптического сечения;
C1C2C3 - линия пересечения поверхности V-образного крыла с плоскостью H;
ϕ - угол между задними кромками крыла, измеренный в плоскости передней стенки тента.
Обтекатель 1, установленный на крыше 2 кабины транспортного средства с кузовом-фургоном или тентом 3 (фиг. 6), содержит боковые 4, 5, фронтальную 6 и верхнюю 7 поверхности (фиг. 2). Верхняя поверхность 7 (фиг.1) обтекателя 1 образована двумя симметричными поверхностями 8 и 9 в виде V-образного опрокинутого крыла с перегибом 10, передними кромками 11, 12 и задними кромками 13, 14, совпадающими с передними ребрами 15, 16 скатов крыши 17 тента 3. Задние ребра 18,19 боковых поверхностей 4, 5 совмещены с передними ребрами тента 3. Ось симметрии фронтальной поверхности 6 расположена на продолжении ветрового стекла 20 кабины. В случае небольшого превышения крыши тента или фургона над крышей кабины (фиг. 5) единая поверхность, образованная фронтальной 6 и боковыми 4, 5 поверхностями, разделена на две поверхности 21, 22 передней частью 23 V-образного крыла.
Построение поверхностей обтекателя осуществляется следующим образом. Для построения верхней поверхности 7 использовано V-образное опрокинутое крыло (см. фиг. 1), имеющее линию пересечения C1C2C3 со средней плоскостью крыши кабины. Крыло содержит две симметричные поверхности, передние кромки которых расположены ниже средней плоскости крыши кабины, а задние кромки совпадают с передними ребрами скатов крыши тента, так что угол ϕ между ними, измеренный в плоскости передней стенки тента, равен углу между скатами крыши. В случае плоской крыши фургона или тента угол ϕ между кромками V-образного крыла равен 180o (см. фиг.4). При этом верхняя поверхность не имеет продольного перегиба, а задняя кромка крыла сопряжена с передним ребром фургона или тента, образованным пересечением плоскостей его крыши и передней стенки.
Непрерывные фронтальная 6 и боковые поверхности 4, 5 образованы перемещением формообразующего отрезка AiBi переменной длины (см. фиг.2). Его верхний конец A перемещается по центральной вертикальной оси Z, а нижний конец B перемещается по кривой B1B2B3 типа эллиптического сечения, симметричной относительно оси X и лежащей в плоскости основания обтекателя H. При этом длина отрезка AiBi определяется следующим образом. При его совмещении с центральной продольной плоскостью автомобиля она определяется его расположением на продолжении поверхности ветрового стекла 20 кабины, имея при этом первое крайнее значение. Затем, плавно изменяясь при перемещении отрезка к задней части обтекателя, она достигает второго крайнего значения при формировании задних ребер 18, 19 боковых поверхностей 4, 5 путем совмещения отрезка с передними ребрами фургона или тента 3, образованными пересечением плоскостей его передней и боковой стенок. В случае вертикальных боковых стенок фургона или тента (см. фиг.3) формообразующий отрезок AiBi при формировании задних ребер 18, 19 боковых поверхностей 4, 5 находится в положении, совпадающем с плоскостью передней стенки фургона, а его верхний конец смещен в бесконечность вверх. В случае относительно малого превышения крыши 17 фургона или тента 3 над крышей 2 кабины (см. фиг.5) единая фронтально-боковая поверхность разделена на две поверхности 21, 22 передней частью 23 поверхности V-образного крыла, пересекающейся непосредственно с плоскостью основания обтекателя H. Вариант установки обтекателя такой конфигурации на автомобиле ГА3-3302 показан на фиг. 6, а также на фиг. 7, которая поясняет относительное расположение V-образного крыла и крыши кабины.
При движении транспортного средства обтекатель 1 отклоняет воздушный поток, перемещающийся над кабиной, который, попадая на боковые 4, 5, фронтальную 6 и верхнюю 7 поверхности, затем без срывов направляется на боковые стенки и крышу кузова, уменьшая тем самым аэродинамическое сопротивление движению транспортного средства с одновременным уменьшением расхода топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Лобовой обтекатель грузового транспортного средства | 1978 |
|
SU856886A1 |
КОМПЛЕКС ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗМИНИРОВАНИЯ И ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2462376C2 |
Обтекатель кузова автопоезда | 1981 |
|
SU1025569A1 |
Обтекатель автопоезда | 1979 |
|
SU872365A1 |
Обтекатель транспортного средства | 1977 |
|
SU673517A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БРОНИРОВАННОГО КУНГа ПАНЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2011 |
|
RU2492405C1 |
Обтекатель транспортного средства | 1979 |
|
SU885091A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЛИСТОВОЙ КРОВЛИ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2260660C1 |
АВТОФУРГОН | 2002 |
|
RU2230681C2 |
МОБИЛЬНОЕ ПОЛЕВОЕ УКРЫТИЕ | 2004 |
|
RU2276714C2 |
Изобретение позволяет повысить эффективность снижения аэродинамического сопротивления транспортного средства, тент или кузов-фургон которого имеют различную форму крыши, в частности двускатную, различную степень превышения крыши кузова над кабиной, а также различный угол наклона боковых стенок. Обтекатель содержит плавно сопрягающиеся верхнюю, фронтальную и боковые поверхности. Верхняя поверхность образована двумя симметричными поверхностями в виде V-образного опрокинутого крыла, передние кромки которых расположены ниже средней плоскости крыши кабины, а задние кромки совпадают с передними ребрами скатов крыши тента, так что угол между ними, измеренный в плоскости передней стенки тента, равен углу между скатами крыши. Непрерывные фронтальная и боковые поверхности образованы перемещением отрезка переменной длины так, что нижний конец отрезка перемещается по кривой типа эллиптического сечения, симметричной относительно центральной продольной плоскости автомобиля и лежащей в плоскости нижнего основания обтекателя, при этом верхний конец отрезка перемещается по центральной вертикальной оси, образованной пересечением центральной продольной плоскости автомобиля и передней стенки тента. В случае вертикальных боковых стенок тента при формировании задних ребер боковых поверхностей формообразующий отрезок находится в положении, совпадающем с плоскостью передней стенки тента, а его верхний конец смещается в бесконечность вверх. В случае плоской крыши тента угол между кромками V-образного крыла равен 180o, так что верхняя поверхность не имеет продольного перегиба, а его задняя кромка сопряжена с передним ребром тента, образованным пересечением плоскостей его крыши и передней стенки. В случае относительно малого превышения крыши тента над крышей кабины, единая фронтально-боковая поверхность, образованная движением отрезка, разделена на две боковые поверхности передней частью поверхности V-образного крыла, пересекающейся непосредственно с плоскостью основания обтекателя. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
Авторы
Даты
1998-06-10—Публикация
1996-09-12—Подача