Изобретение относится к авиации и может быть использовано для аварийной посадки летательных аппаратов, которым требуется пробег после контакта с посадочной поверхностью.
Известная тормозная система, содержащая сеть, которая соединена через ролики с тормозными барабанами.
Недостатком известного технического решения является невозможность посадки самолета со сломанной шасси.
Известно устройство для аварийной посадки ЛА, содержащее посадочную полосу в виде замкнутой ленты контейнера. Однако это устройство не позволяет производить посадку самолета с полной заправкой, а также на полосу при ее обледенении.
Положительный эффект от использования изобретения состоит в повышении безопасности аварийной посадки самолета на полосу даже в случае ее покрытия льдом.
Это достигается тем, что аварийная посадочная полоса для самолета, выполненная в виде замкнутой ленты контейнера, установленной на несущих барабанах, одни из которых соединены с регулируемым приводом, снабжена ледоочистительным средством, пари этом под верхней ветвью замкнутой ленты размещена опорная поверхность с возможностью взаимодействия с внутренней стороной ленты после осуществления ее контакта с самолетом, а с торцов ленты размещены пандусы.
Опорная поверхность может быть снабжена амортизаторами, выполненными в виде шарнирно соединенных с ней подпружиненных плит.
Ледоочистительное средство может быть выполнено в виде трех валиков, взаимодействующих с нижней ветвью огибающей их ленты, при этом два валика установлены с одной ее стороны, а третий размещен между ними с другой стороны и снабжен дополнительным регулируемым приводом.
На фиг. 1 представлена аварийная посадочная полоса для самолета. Она содержит замкнутую ленту 1, которая натянута на двух барабанах 2. Один из них соединен с регулируемым приводом 3, например с тиристорной регулировкой. Под верхней ветвью ленты 1 расположена опорная поверхность 4 с качающейся плитой 5, соединенной шарниром 6 с опорной поверхностью 4. Качающаяся плита 5 имеет пружины 7. Плита 5 с пружинами образует амортизатор. Таких плит 5 может быть несколько. Опорная поверхность 4 закреплена на стойках 8, образующих жесткое основание. Нижняя ветвь имеет ледоочистительное устройство в виде трехваликов 9 и 10. Под нижней ветвью имеются опорные валики для устранения провисания (условно не показаны). Вал 10 имеет регулируемый привод 11. На концах лента снабжена пандусами 12, которые служат для перемещения самолета на поле, одновременно их кромки очищают поверхность ленты 1 от снега. Качающаяся плита 5 расположена в зоне посадки самолета.
Действует предлагаемая аварийная посадочная полоса следующим образом.
Рассматриваем наиболее плохой случай - состояние обычных посадочных полос с ледообразованием.
Включается привод 3, лента 1 начинает перемещаться. После 2-3 циклов лед и снег будет очищен с поверхности ленты 1 за счет перегиба от валиков 9 и кромки пандусов 12. Даже если идет снег, он не будет накапливаться и собираться у пандусов 12, а лед будет скапливаться в приямке под валиками 9. 10 и под нижней ветвью ленты. Возможно сливание потоком воздуха в местах возможного скопления снега и льда. Сигнальные огни, обозначающие зону посадки и положения самой полосы, условно не показаны. Скорость ленты 1 должна быть выше посадочной скорости самолета.
Самолет касается при посадке ленты 1, двигатель 3 сразу же отключается или может быть переключен на режим работы в качестве генератора, двигатель самолета также выключается или переводится на минимальную тягу. Так как скорость ленты 1 больше посадочной скорости самолета или близка к ней, то осевой нагрузки не будет. Начнется плавное торможение за счет увеличения трения между лентой 1 и опорной поверхностью 4.
Сила трения зависит пропорционально от массы самолета, т.е. пробег практически одинаков для всех типов самолетов, т.к. сила торможения (без учета сопротивления воздушной среды) будет пропорциональна массе самолета.
Если самолет имеет перегрузку или неудачно приземлился, что вертикальная составляющая от удара будет восприниматься качающейся плитой 5 и пружинами 7. Это устройство позволяет снизить и пробег, так как можно получить постоянную тормозную силу, которая не зависит от опыта летчика. Так как поверхность ленты 1 не изменяет практически своего физического состояния, а самолет относительно нее не перемещается, сцепление между самолетом и лентой 1 и остается постоянным, сама лента практически не изнашивается. Большой износ будет на опорной поверхности 4 и ленте 1 в месте их контакта. Далее самолет съезжает по неподвижным пандусам 12 на поле.
Изобретение позволяет принимать самолеты при любом состоянии посадочной поверхности, перегруженные самолеты и самолеты при выходе из строя ходовой части самолета.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1997 |
|
RU2130859C1 |
СПУСКОВОЕ АВАРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2073538C1 |
АВАРИЙНОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1992 |
|
RU2033942C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2022842C1 |
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1997 |
|
RU2130876C1 |
КОНСТРУКЦИЯ УСИЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЛЕДОВОГО ПОКРОВА | 1990 |
|
RU2016955C1 |
ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ ДЛЯ АМОРФНОЙ СРЕДЫ | 1999 |
|
RU2162046C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2007313C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ СКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2110449C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130861C1 |
Изобретение относится к авиации и может быть использовано для аварийной посадки самолетов. Положительный эффект от использования изобретения состоит в повышении безопасности аварийной посадки самолета на полосу даже в случае ее покрытия льдом. Это достигается тем, что аварийная полоса для самолетов, выполненная в виде замкнутой ленты конвейера, снабжена ледоочистительным средством в виде огибаемых лентой валиков, а под верхней ветвью ленты установлена опорная поверхность, снабженная амортизирующими плитами, шарнирно соединенными с поверхностью. После контакта самолета с лентой она прогибается и тормозится внутренней стороной о поверхность. 2 з.п. ф - лы, 1 ил.
Авторы
Даты
1994-06-15—Публикация
1991-09-06—Подача