Изобретение относится к авиационному транспорту и может быть использовано при разработке технологических способов аварийного торможения скоростных летательных аппаратов при их аварийной посадке.
Известен способ аварийного торможения скоростного летательного аппарата, заключающийся в повышении аэродинамического сопротивления путем выведения в воздушную среду парашюта (патент США N 3621408, кл. B 64 D 45/04, 1973).
Однако в случае аварийной посадки летательных аппаратов на неподготовленную площадку такой способ оказывается малоэффективным.
Технический результат от реализации предлагаемого способа аварийной посадки летательного аппарата заключается в повышении эффективности такого способа.
Технический результат достигается тем, что в способе аварийного торможения скоростного летательного аппарата, заключающемся в повышении аэродинамического сопротивления путем выведения в воздушную среду парашюта, в воздушную среду после выведения парашюта вводят вещество с повышенной плотностью, например песок, что приводит к изменению средней плотности воздушной среды перед парашютом.
При этом введение среды с повышенной плотностью могут осуществлять вдоль взлетно-посадочной полосы.
Кроме того, вещество с повышенной плотностью могут вводить из летательного аппарата.
Для реализации способа вдоль взлетно-посадочной полосы (ВПП) располагают трубопровод с отверстиями и при необходимости сокращения пробега летательного аппарата подают через трубопровод водную среду либо песок, которые повышают среднюю плотность воздушной среды и увеличивают аэродинамическое сопротивление, создаваемое парашютом.
Известно, что при прочих равных условиях (посадочной скорости летательного аппарата, его массы и площади парашюта) сопротивление будет пропорционально квадрату скорости и плотности среды. В воздушной среде, плотность которой составляет 1,2 кг/м3, сопротивление при торможении может быть недостаточным: однако, если ввести в воздушную среду всего 10 кг водной среды в объеме, равном 1 м3, то сопротивление возрастает примерно в 10 раз.
Период введения водной среды по времени незначителен и составит несколько секунд при использовании водной среды не более 100 кг с учетом площади парашюта. Воздействие импульса силы торможения резко снизит скорость. Такое снижение можно осуществлять до касания колес летательного аппарата с посадочной площадкой.
Повысить эффективность торможения можно введением в воздушную среду песка, который имеет большую плотность, чем вода, или иного пылеобразного вещества.
При посадке на случайной местности введение среды с повышенной плотностью осуществляется из кормовой части летательного аппарата.
Реализация данного способа проста, и он может применяться на всех эксплуатируемых летательных аппаратах.
При использовании в качестве вещества с повышенной плотностью воды последнюю следует помещать в емкость под давлением от газовой среды. Выходная часть емкости оснащается управляемым вентилем, после которого размещается распылитель для устранения создания дополнительной реактивной тяги.
После введения в воздушную среду среды с повышенной плотностью средняя плотность воздушной среды возрастает, что резко увеличивает аэродинамическое сопротивление на поверхности летательного аппарата.
Способ может применяться и для осуществления маневра в воздушной среде при полете (при стыковке с другим аппаратом и последующем сбросе парашюта), при неожиданном маневре в случае ведения боевых действий.
Пробег летательного аппарата может быть осуществлен при посадке на любую посадочную поверхность (водная, песчаная, пашня) со сбросом скорости до безопасной, при этом устойчивость летательного аппарата после контакта с посадочной поверхностью будет сохраняться.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1997 |
|
RU2130876C1 |
КОМПЛЕКС СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1994 |
|
RU2088481C1 |
ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ ДЛЯ АМОРФНОЙ СРЕДЫ | 1999 |
|
RU2162046C1 |
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1995 |
|
RU2114030C1 |
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ СКОРОСТНОГО ОБЪЕКТА | 1996 |
|
RU2105701C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2096272C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА | 1997 |
|
RU2130845C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130872C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ АВАРИИ ВБЛИЗИ ПОСАДОЧНОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 1997 |
|
RU2130875C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130873C1 |
Способ может быть использован при аварийной посадке летательных аппаратов на неподготовленную площадку. Для осуществления аварийного торможения летательного аппарата в воздушную среду выводят сначала парашют, а затем вещество с повышенной плотностью, например песок, что приводит к изменению средней плотности воздушной среды перед парашютом. Введение среды повышенной плотности осуществляют из летательного аппарата или вдоль взлетно-посадочной полосы. 2 з. п. ф-лы.
US, патент, 3621408, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1998-05-10—Публикация
1996-02-06—Подача