Изобретение используется в авиации для создания посадочной полосы в аварийной ситуации, например когда летательный аппарат находится над ровной поверхностью, но неприспособленной для посадки (болотистая местность, водная среда, пашня или полянка, ледовый покров с недостаточной несущей способностью, ледовый покров со снежным покровом, который не позволяет определить несущую способность ледового покрова под снегом, явное наличие трещин на ледовом покрове).
Известно спасательное устройство, позволяющее совершать приземление при возникновении аварийной ситуации, содержащее ракету, закрепленную тремя тросами на летательном аппарате. Ракету выводят с помощью вытяжного парашюта и она создает подъемную силу, останавливающую падение летательного аппарата и позволяющую осуществить приземление (патент США 3721408, 20.03.73. B 64 D 17/38).
Недостатками описанного технического решения можно считать,
- летательный аппарат после запуска ракеты становится пассивным и его место приземления непредсказуемо,
- последующий взлет в большинстве случаев невозможен,
- нельзя использовать для вертолета, т.к. тросы и стропы будут разрушены лопастями винта,
- подъемная сила от ракеты нерегулируема и ее может быть либо с избытком, либо с недостатком. Кроме этого, скорость спуска будет зависеть от степени загрузки летательного аппарата.
Известно техническое решение, когда на ВПП остановку скоростного летательного аппарата осуществляют путем его взаимодействия с сетью, концы которой закреплены на тросах барабанов с регулируемым усилием и вращением (а.с. 528859, кл, B 64 F 1/02).
Недостатками такого технического решения можно считать
пригодность для подготовленной ВПП, т.к. предусматривает и сеть и твердую поверхность,
способность только сократить выбег летательного аппарата.
Целью предложения является устранение указанных недостатков, а именно
возможность посадки на неподготовленной поверхности, начиная с водной среды и кончая с рыхлым грунтом.
Поставленная цель достигает тем, что покрытие выполняют гибким, сворачивающимся в рулон на барабане, закрепляют хотя бы на одном его конце якорное устройство на тросе, размещают барабан с рулоном на летательном аппарате и сбрасывают якорное устройство над выбранной посадочной поверхностью, при этом покрытие выполняют либо в виде надувной камеры с отсеками с подсоединением к ней емкости с газом под давлением, либо образуют из поперечных планок, которые соединены между собой шарнирно, например тросом через отверстия на планках.
Пояснения к способу.
1. Якорное устройство выполняют в зависимости от характера наблюдаемой поверхности в месте посадки, для водной среды это могут быть емкости с газом под давлением или парашют. В обоих случаях результат будет достигаться вытягиванием свернутого в рулон гибкого покрытия, кроме этого осуществляется закрепление конца ВПП путем придания ей продольной устойчивости за счет избыточного давления при заполнении газом, что делает его практически жестким. При заполнении газом под давлением желательно иметь по краям продольные камеры увеличенного объема, чтобы избежать съезжания летательного аппарата с ВПП.
2. Для топкой или рыхлой среды (снег на ледовом покрове) можно использовать также надувные системы, т.к. они способны предохранить от расходящихся трещин. Для твердой или топкой поверхности можно использовать в качестве якоря груз, морской якорь или снаряд, к которому прикреплен трос.
Желательно крепить якорем и второй конец ВПП.
3. При посадке сбрасывается дополнительный якорь на поверхность, производят сброс дополнительного якоря с разрушением поверхности гибкой оболочки, чтобы сцепление было прочным. Конечно, в этом случае будет разрушена какая-то секция, поэтому краевые секции желательно иметь поперечными и с клапанами.
Трос якоря выпускается с натягом при посадке. Это обеспечит продольное закрепление летательного аппарата тросом с якорем.
После выхода экипажа дополнительное крепление может быть сделано с носовой оконечности. Это позволяет резко увеличить размер площадки, на которую приходится нагрузка. Даже в самом плохом случае такая площадка удержит летательный аппарат при его уходе под воду и его в дальнейшем можно будет извлечь из водной среды.
4. Для летательных аппаратов типа вертолета все существенно упрощается и пояснений не требуется.
5. При стационарной ВПП она должна быть натянута по продольным краям и по крайней мере закреплена по боковым сторонам.
При посадке ВПП, допустим на ледовых основаниях, сворачиваются, а перед использованием разворачиваются и крепятся на уже установленных точках крепления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2096272C1 |
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА СКОРОСТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ | 1997 |
|
RU2121941C1 |
СПОСОБ СПУСКА ОБЪЕКТА В ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ | 1997 |
|
RU2120888C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ СКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2110449C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1997 |
|
RU2121945C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130873C1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ОЧАГА ПОЖАРА НА МЕСТНОСТИ | 1999 |
|
RU2158149C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ СПУСКА ОБЪЕКТА С ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1997 |
|
RU2120887C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130872C1 |
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ НА ВОДНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ | 1998 |
|
RU2130860C1 |
Используется в авиации. Размещают на посадочной поверхности покрытие. Покрытие выполняют гибким, сворачивают его на барабан в виде рулона, закрепляют по крайней мере на одном его конце якорное устройство на тросе, размещают барабан с рулоном на летательном аппарате и сбрасывают якорное устройство над выбранной посадочной поверхностью. Обеспечивается посадка на любой неподготовленной поверхности. 3 з.п.ф-лы.
US 3721408, 20.03.73 | |||
Утройство аварийного торможения самолетов | 1970 |
|
SU528859A3 |
Авторы
Даты
1999-05-27—Публикация
1997-12-09—Подача