Изобретение относится к машиностроению, к способам построения усредненной кривой усталости образцов и деталей путем испытаний их плавно возрастающей нагрузкой.
Известен способ испытания материалов на усталость, заключающийся в том, что одну партию образцов материала нагружают от уровня напряжения выше предела выносливости материала, а другую - при одинаковых скоростях роста напряжений - от уровня, не превышающего предел выносливости.
Недостаток способа - ограниченные возможности: при испытаниях определяют только один параметр кривой усталости - предел выносливости.
Цель изобретения - повышение информативности за счет определения всех параметров кривой усталости.
С этой целью нагружение первой партии образцов осуществляют при различных скоростях роста напряжений, одна из которых равна нулю.
Способ реализуется следующим образом.
Первый образец нагружают при постоянной скорости α роста напряжений от начального уровня σ11 выше ожидаемого предела выносливости σR и фиксируют разрушающее напряжение σp1 .
Исходя из степенного уравнения кривой многоцикловой усталости в виде
σm N = σRm NG = 10c , (1) где σ и N - текущие напряжение и число циклов до разрушения;
m, σR (или NG), С - параметры; NG - абсцисса точки перелома кривой усталости, и линейной гипотезы суммирования усталостных повреждений, записывают условие разрушения в виде
( σpI )m+1 - (σ1I )m+1 = α ( m + 1 ) ˙ 10c .
(2)
Второй образец испытывают при постоянном напряжении σq ≥ σ1I (скорость роста напряжения α = 0), фиксируют число циклов Nq и записывают условие разрушения согласно уравнению (1) в виде
σqm Nq = 10c . (3)
Из условий (2) и (3) получают уравнение
( σpI )m+1 - (σ1I )m+1 - α (m + 1 )σqm Nq = 0,
(4) из которого методом подбора определяют параметр m усредненной кривой усталости. Параметр С находят по условию (3).
Третий образец нагружают при постоянной скорости α роста напряжений от начального уровня σ1 не выше предела выносливости σR , фиксируют разрушающее напряжение σp , переписывают условие (2) в виде
σpm+1 - σRm+1 = α ( m + 1 ) ˙ 10c (5) и, исходя из условия (5), определяют предел выносливости по формуле σR = [ σpm+1 - α ( m + 1 ) ˙ 10c ]1/(m+1) (6)
П р и м е р. Способ был осуществлен при испытаниях на изгиб трех осей диаметром 50 мм, изготовленных из стали 45. По данным ранее проведенных традиционных испытаний 16 осей получены параметры кривой усталости: m = 4,502, C = 16,344, σR =125 МПа.
Первую ось испытывали от начального напряжения σ11 = 155 МПа при скорости роста напряжения α1 = 50 Па/цикл. Получили разрушающее напряжение σp1 = 228,7 МПа. Вторую ось испытывали при постоянном напряжении σq = 185 МПа (α2 = 0) и зафиксировали число циклов Nq = 1,872 106 циклов. Из уравнения (4) нашли m = 4,281. По условию (3) вычислили С = 15,978.
Третью ось испытывали от начального уровня σ1 = 100 МПа при скорости роста напряжений α3 = 50 Па/цикл и получили σp = 225,0 МПа. По формуле (6) определили предел выносливости σR= 128,2 МПа. Полученные результаты близки к результатам традиционных испытаний осей.
Таким образом, по результатам испытаний трех осей определили все параметры кривой усталости, подчиненной уравнению (1), и получили возможность ее построения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения предела выносливости материала образца | 1988 |
|
SU1587401A1 |
Способ испытания материала на усталость | 1988 |
|
SU1552064A1 |
Способ определения предела выносливости материала стального образца | 1988 |
|
SU1672277A1 |
Способ усталостных испытаний материалов | 1988 |
|
SU1534372A1 |
Способ испытания материалов на усталость в коррозионной среде | 1991 |
|
SU1826030A1 |
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛА НА УСТАЛОСТЬ | 1990 |
|
RU2028602C1 |
Способ испытания зубчатых колес на контактную усталость | 1989 |
|
SU1721458A1 |
ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 1991 |
|
RU2017041C1 |
Способ испытания зубчатых колес на контактную усталость | 1989 |
|
SU1737321A1 |
Способ определения удельной контактной нагрузки в зубчатой передаче | 1989 |
|
SU1730561A1 |
Изобретение относится к машиностроению, к способам построения усредненной кривой усталости образцов и деталей путем испытания их плавно возрастающей нагрузкой. Одну партию образцов нагружают от уровня напряжения выше ожидаемого предела выносливости, а другую (при одинаковых скоростях роста напряжений) - от уровня, не превышающего предел выносливости. С целью повышения информативности способа за счет определения всех параметров кривой усталости первую партию образцов нагружают при различных скоростях роста напряжений, одна из которых равна нулю.
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА УСТАЛОСТЬ, заключающийся в том, что одну партию образцов материала нагружают от уровня напряжения выше предела выносливости материала, а другую - при одинаковых скоростях роста напряжений от уровня, не превышающего предел выносливости, отличающийся тем, что, с целью повышения информативности путем определения всех параметров кривой усталости, нагружение первой партии образцов осуществляют при различных скоростях роста напряжений, одна из которых равна нулю.
Олейник Н.В., Греченко П.И | |||
Линейная гипотеза суммирования усталостных повреждений и ускоренное определение предела выносливости.// Проблемы прочности , 1989, N 3, с.113-115. |
Авторы
Даты
1994-07-30—Публикация
1991-03-04—Подача