Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании зубчатых колес на контактную усталость.
Известно испытательное зубчатое колесо, все зубья которого разделены на сектора, число зубьев в каждом секторе равно числу зубьев исследуемого зубчатого колеса, длина зубьев в секторе постоянна и меньше длины зубьев исследуемого колеса, а одна часть секторов выполнена с длиной зубьев, отличной от длин зубьев других секторов.
Недостаток указанного зубчатого колеса - невозможность построения кривой контактной усталости по результатам испытания одного сопряженного с ним исследуемого зубчатого колеса (индивидуальной кривой усталости).
Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения построения индивидуальной кривой контактной усталости исследуемого зубчатого колеса, испытанного в паре с испытательным зубчатым колесом.
С этой целью другая часть секторов выполнена с равной длиной зубьев, и сектора этой части чередуются через один.
На чертеже показана развертка боковой поверхности испытательного зубчатого колеса (da - диаметр вершин зубьев колеса).
Зубья испытательного зубчатого колеса разделены на сектора. Число зубьев в каждом секторе равно числу зубьев z1 исследуемого зубчатого колеса. Длина зубьев в секторе меньше длины зубьев исследуемого колеса. Одна часть каждого из секторов c z1/2 зубьями выполнена с длиной зубьев, отличной от длин зубьев других секторов. Другая часть зубьев секторов выполнена с равной длиной зубьев, и сектора этой части чередуются через один.
Испытательное зубчатое колесо в паре с исследуемым колесом работает следующим образом. При первом полном обороте исследуемого зубчатого колеса его z1 зубьев контактируют с соответствующим числом зубьев первого сектора испытательного колеса. Первые по счету z1/2 его зубьев контактируют с зубьями длиной b, остальные - с зубьями длиной b1. При втором обороте исследуемого колеса его зубья контактируют с зубьями второго сектора испытательного колеса: первые z1/2 зубьев - с зубьями длиной b, остальные - с зубьями длиной b2 и т.д., пока испытательное колесо не совершит полный оборот, после чего изложенное выше повторится. Следовательно, z1/2 зубьев исследуемого зубчатого колеса контактируют всегда по длине b, и контактное напряжение в их зацеплении с зубьями испытательного колеса (σHq) постоянно, а остальные зубья - по переменной длине b1 ≠ b2 ≠ b3, в результате чего они испытывают нерегулярное блочное нагружение с k ступенями контактных напряжений (k равно числу секторов). Испытание проводят до достижения степенью выкрашивания активной боковой поверхности зубьев исследуемого зубчатого колеса заданной величины, например G = 2% площади указанной поверхности, как на зубьях, подвергающихся регулярному нагружению (фиксируют долговечность до разрушения Nq), так и на остальных зубьях (фиксируют суммарную долговечность NΣ ).
По результатам испытания находят параметры qн и Сн индивидуальной кривой контактной усталости зубьев исследуемого зубчатого колеса, т.е. записывают систему уравнений
1 состоящую из степенных уравнений, записанных для случаев регулярного (1) и нерегулярного блочного (2) нагружений. Здесь: σнj - напряжения, возникающие в контакте зубьев испытательного колеса длиной b1, b2 ... с зубьями исследуемого колеса, σH1 - максимальное из контактных напряжений
σHj, αj= σHj/σH1, βj=niδ/nδ,niδ - продолжительность действия напряжения σHj в блоке; для описанного выше случая все niδ равны между собой, поскольку равны числа зубьев с длинами b1, b2..., а число блоков λ=NΣ/nδ (nδ= njδ - продолжительность блока, равная, очевидно, продолжительности одного полного оборота испытательного зубчатого колеса) достаточно велико, чтобы можно было без ошибки считать его целым, следовательно, в данном случае (при равномерном вращении) β1=β2= ... = 1/k.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Испытательное зубчатое колесо | 1989 |
|
SU1702033A1 |
Способ испытания зубчатых колес на контактную усталость | 1989 |
|
SU1721458A1 |
Зубчатая испытательная передача | 1988 |
|
SU1601537A1 |
Коническое зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость | 1989 |
|
SU1795330A1 |
Способ определения удельной контактной нагрузки в зубчатой передаче | 1989 |
|
SU1730561A1 |
Способ определения степени повреждения образца в виде ролика для испытания материалов зубчатых колес на контактную усталость | 1988 |
|
SU1629819A1 |
Устройство для исследования распределения нагрузки в зубчатых передачах | 1986 |
|
SU1330490A1 |
Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес | 1989 |
|
SU1746241A1 |
Стенд В.А.Стадника для испытания зубчатых передач по замкнутому силовому контуру | 1988 |
|
SU1700385A1 |
Устройство для исследования распределения нагрузки в зубчатых передачах | 1986 |
|
SU1362993A1 |
Использование: при испытаниях зубчатых колес на контактную усталость. Все зубья испытательного зубчатого колеса разделены на сектора. Число зубьев в каждом секторе равно числу зубьев исследуемого зубчатого колеса, сопряженного с испытательным колесом. Длина зубьев в секторе постоянна и меньше длины зубьев исследуемого зубчатого колеса. Одна часть каждого из секторов выполнена с длиной зубьев, отличной от длин зубьев других секторов. Другая часть секторов выполнена с равной длиной зубьев, и сектора этой части чередуются через один. 1 ил.
ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, все зубья которого разделены на сектора, число зубьев в каждом секторе равно числу зубьев в исследуемом колесе, а длина зубьев в секторе постоянна и меньше длины зубьев исследуемого колеса, одна часть секторов выполнена с длиной зубьев, отличной от длины зубьев других секторов, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, другая часть секторов выполнена с равной длиной зубьев и сектора этой части чередуются через один.
Испытательное зубчатое колесо | 1989 |
|
SU1702033A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1994-07-30—Публикация
1991-03-04—Подача