Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах подач и перемещения суппортов станков, а также в морских коленвальных и реечных приводах.
Известна сцепная пьезоэлектрическая фрикционная муфта, содержащая соосно установленные ведущий и ведомый валы и охватывающий концы валов корпус, в котором смонтированы элементы сцепления с пьезоэлектрическими прижимами [1].
Данная конструкция сложна и нетехнологична.
Известна муфта, содержащая корпус, связанный с концевым участком одного из двух соосных валов жестко, а с концевым участком другого вала - с возможностью относительных перемещений в окружном направлении, а также смонтированные в корпусе пьезоэлектрические фрикционные элементы сцепления и токосъемник [2].
Данная конструкция является наиболее близким к предложенному техническим решением.
К недостаткам данной конструкции относятся ее сложность и низкая технологичность.
Целью изобретения является повышение технологичности.
Поставленная цель обеспечивается выполнением корпуса в виде втулки по меньшей мере с одним радиальным отверстием на участке сопряжения с подвижным относительно втулки валом и установкой каждого пьезоэлектрического фрикционного элемента сцепления в соответствующем отверстии втулки.
На фиг. 1 изображена пьезоэлектрическая фрикционная муфта с расположением пьезоэлектрических элементов сцепления во втулке муфты; на фиг.2 - вариант возможного использования муфты с расположением пьезоэлектрических элементов сцепления в диаметральных пазах вала.
Муфта (фиг.1) содержит охватывающий концы соосных валов 1 и 2 корпус в виде втулки 3. Втулка 3 жестко связана с одним из валов, например валом 2, при этом с валом 1 втулка связана с возможностью относительных перемещений в окружном направлении. Во втулке 3 на участке сопряжения с валом 1 выполнено, по меньшей мере, одно радиальное отверстие. В каждом отверстии установлен пьезоэлектрический фрикционный элемент сцепления 4, содержащий пьезоэлектрическую часть 5 и заглушку 6. Контактирующие с валом 1 концевые участки элементов сцепления могут быть выполнены квадратной конфигурации, а на наружной поверхности вала 1 при этом могут быть выполнены глухие отверстия квадратного профиля.
Муфта (фиг.2) может быть выполнена со сквозными диаметральными отверстиями на одном из соединяемых валов 1 и 2 (например, на ведущем валу 1), при этом охватывающая валы втулка 3 выполнена без радиальных отверстий, а в каждом диаметральном отверстии размещено два пьезоэлектрических фрикционных элемента 4 с общей пьезоэлектрической частью 5. На свободном конце вала 1 смонтирован собственный пьезоэлектрогенератор муфты, содержащий пьезоэлемент 7 с нажимным штоком 8 и нажимным пружинным колпаком 9.
Муфта по фиг.1 включается подачей электропитания на пьезоэлементы посредством токосъемных колец. При подаче электропитания пьезоэлементы 5 расширяются и элементы 4 зажимают вал 1. Сцепление элементов 4 с валом 1, преимущественно, фрикционное. Крутящий момент передается от вала 1 через элементы сцепления на втулку 3 и далее на вал 2.
Муфта по фиг.2 включается подачей электропитания на пьезоэлементы 1 от пьезоэлемента 7 пьезоэлектрогенератора, который вырабатывает электричество при нажатии на него посредством штока 8 и колпака 9. При этом колпак 9 может составлять часть герметичной стенки, поэтому муфта может работать с управлением через герметичную стенку.
Благодаря вышеуказанному выполнению муфты обеспечивается упрощение ее конструкции и повышение технологичности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1990 |
|
RU2009049C1 |
ПЬЕЗОЭЛЕКТРОПРИВОД ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ | 1990 |
|
RU2007017C1 |
Транспортное средство | 1990 |
|
SU1766718A1 |
ТЕРМОУПРАВЛЯЕМАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1991 |
|
RU2067700C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1979 |
|
RU2014480C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1979 |
|
RU2016215C1 |
Сверлильная головка | 1986 |
|
SU1366312A1 |
Накатное устройство | 1978 |
|
SU801946A1 |
ЭЛЕКТРОЛЕТ | 1993 |
|
RU2097274C1 |
Роторный автомат для обработки деталей | 1986 |
|
SU1454562A1 |
Использование: машиностроение, в механизмах подач и перемещения суппортов станков, в морских коленвальных и реечных приводах. Сущность изобретения: муфта содержит втулку 3 с радиальными отверстиями. Один конец втулки 3 жестко связан с валом 2, а другой связан с валом 1 с возможностью относительных окружных перемещений. в радиальных отверстиях втулки 3 размещены пьезоэлектрические фрикционные элементы щепления 4, содержащие пьезоэлектрическую часть 5. При подаче электропитания на пьезоэлектрическую часть 5 элементов сцепления 4, последние расширяются и перемещаются в радиальном направлении и зажимают вал 1. Крутящий момент передается от вала 1 через втулку 3 на вал 2. 2 ил.
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая корпус, связанный с концевым участком одного из двух соосно установленных валов жестко, а с концевым участком другого вала - с возможностью относительных перемещений в окружном направлении и смонтированные в корпусе пьезоэлектрические фрикционные элементы сцепления, отличающаяся тем, что, с целью повышения технологичности, корпус выполнен в виде втулки по меньшей мере с одним радиальным отверстием на участке сопряжения с подвижным относительно втулки валом, а каждый пьезоэлектрический фрикционный элемент сцепления размещен в соответствующем отверстии втулки.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Сцепная пьезокерамическая муфта | 1987 |
|
SU1511561A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1994-09-15—Публикация
1991-06-18—Подача