ЦЕПНОЙ КОНВЕЙЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЫПУЧЕГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПОДЗЕМНЫХ РАБОТ Российский патент 1994 года по МПК B65G23/06 B65G19/10 

Описание патента на изобретение RU2020118C1

Изобретение относится к цепному конвейеру с цепной лентой, в особенности служащей для транспортировки сыпучего материала в подземных горных выработках и при строительстве тоннелей двойной центральной цепной лентой, которая собирается из сцепляемых друг с другом горизонтальных и вертикальных звеньев цепи, оснащается расположенными на некотором расстоянии друг от друга и направляемыми по транспортному лотку поводками и по шагу согласовывается с расположенными на концах ветви транспортного лотка цепными зубчатыми колесами, причем звенья цепи для лучшей передачи усилия от цепных колес к цепной ленте имеют максимально увеличенную поверхность прилегания.

Цепные ленточные конвейеры такого типа со сцепляемыми звеньями цепи применяются в подземном горном и тоннельном строительстве, в особенности для транспортировки добытого угля и породы. Но существующие цепные конвейеры эксплуатируются также и на поверхности. Цепные конвейеры при этом протягиваются вдоль отформированных транспортных лотков, которые благодаря этому подвергаются особенно большому износу. В последние годы при создании приводных цепей выбирались все большие размеры, чтобы удовлетворить постоянно возврастающие требования по производительности. Правда такое развитие нежелательно, потому что таким путем в конечном счете не может быть уменьшен износ, в частности, при применяемых до сих пор круглозвенных цепях невозможно добиться желательной передачи усилия от звездочек к цепным лентам. Кроме того, форма транспотных лотков создает ограничение размеров цепным транспортером.

Передача усилия на цепь происходит в известных цепных конвейерах с помощью цепных звездочек, расположенных на конце транспортного желоба и соединенных с приводами или с одним приводом. Контакт между цепной звездочкой или цепным колесом и круглозвенной цепью происходит в обычных на сегодня цепных конвейерах только точечно, что приводит к очень высокому поверхностному сжатию в этих точечных зонах контакта. Находящиеся в длительной эксплуатации цепные конвейеры поэтому имеют в зонах контакта, т.е. в местах обкатки, четкие углубления и обнаруживают так называемый износ в виде утиной гузки, вызываемой значительным поверхностным сжатием. Эта нежелательная и неудовлетворительная передача усилия представляет сущеcтвенный слабый пункт для применяемых на сегодня практически без исключения круглозвенных цепей и существенно ограничивает их срок службы.

Улучшение условия передачи усилия должны были получить с помощью известной из патента ФРГ N 694515 формы звена цепи, по которому звено цепи на двух концах выполнено прямоугольным. Недостатком является то, что износ на звеньях цепи и также на прямоугольно выполненном конце возникает так быстро, что для еще несущего поперечного сечения можно добиться только незначительно величинного времени сохранения стойкости. Соответственно имеющие кромки звенья цепи дополнительно представляют опасность для основания транспортного лотка и для зоны цепных звездочек. Кроме того, изготовление таких цепей связано с большими затратами. Известны звенья цепи (заявка ФРГ N 2247300), где концевая зона соответственно выполнена с кромками для возможно лучшей передачи усилия. Также и здесь соответствующее образование кромок не представляет никакой формы, рациональной для всего конвейера, так как это исполнение подвержено интенсивному износу.

В последнее время применяются так называемые "сбруйные" цепные ленты, которые должны уменьшить до сих пор отрицательное точечное силовое воздействие на звеньях цепи. Для этого приходится мириться с большим расходом материала и с полностью измененными цепными колесами, которые из-за большого шагового расстояния необходимы от 770 мм. Так, для них обычно применение только трехзубчатых цевочных колес или цепных зубчатых колес, причем на основании необходимо большого размера выемок создается прерывистый ход, толчки и ударные режимы с высокими пиками напряжений.

В следующей цепной ленте для лучшей передачи усилия, прежде всего для улучшения условий эксплуатации на обкаточной кривой предусмотрена цепная лента, в которой вертикальные звенья цепи оснащены выступающими поперек и под прямым углом к направлению тяги с двух сторон и выкованными ведущими цапфами. На эти ведущие цапфы могут извне при необходимости устанавливаться сменные наконечники, которые подгоняются по форме направляющей транспортного лотка, так что тем самым получаются поводки желательной формы. Не говоря уже о дорогостоящем соединении сменных наконечников с собственно поводками, т.е. с ведущими цапфами, существует еще тот недостаток, что при улучшенной передаче усилия становятся необходимыми специальные конструкции, которые могут найти применение с соответствующими затратами также в виде сдвоенной цепной ленты, но тогда только достигают не полностью желательного эффекта при транспортировании, потому что поводки прилегают к рабочей поверхности транспортного желоба только точечно.

Цель изобретения - создание конвейера с универсально используемой цепной лентой, в особенности для подземной эксплуатации с существенно улучшенной передачей усилия между цепной лентой и цепным колесом и с желательными транспортными свойствами.

Цель достигается тем, что горизонтальные звенья цепи лежащих рядом друг с другом цепных ветвей имеют центральное ребро, проходящее горизонтально и поперек к продольному направлению цепи, причем это ребро выполнено в виде бугеля, соединяющего друг с другом звенья цепи, имеющего согласованную с впадиной между зубьями форму поворотного зуба и в достаточной мере выступающего из звена.

Тем самым получается цепной конвейер с цепной лентой, прежде всего со сдвоенной цепной лентой, которая пригодна для движения вперед и назад и без больших затрат, например, при соответствующем износе может быть повернута, чтобы затем использоваться еще раз практически с тем же сроком службы. За счет специальной формы поворотного зуба возможны не только желательный транспортный эффект и многократное использование, но гарантированная оптимальная передача усилия от цепных колес к цепной ленте. Таким образом на базе специального исполнения собственно бугеля получается лента из зубчатой цепи, которая больше не имеет точечного контакта при передаче усилия, а имеет при этом контакт по поверхности. На основании этого факта, нагрузка отдельного бугеля существенно уменьшается, так что снова обеспечивается явно выраженное увеличение сроков службы. Отдельные ветви цепей могут просто и целесообразно соединяться друг с другом с помощью бугеля цепи.

Бугель и горизонтальные звенья цепи двух ветвей цепи образуют единый узел, чем достигается стабилизация цепной ленты, так что в зоне зубьев цепных колес получается равномерное движение цепной ленты и одновременно безупречная передача усилия в зоне зубьев цепного колеса.

Равномерная нагрузка двух цепных ветвей, движущихся рядом друг с другом и соединенных бугелем друг с другом, обеспечивается при таком исполнении изобретения, при котором бугели соединены друг с другом вставляемой в оба бугеля силовой гильзой и проходящей насквозь винтовой тягой (резьбовой штангой). Благодаря этому исполнению обеспечивается то, что также и не при плоско-параллельном введении или сцепления двух цепных ветвей или сопряженных с ними бугелей, будет такая же по форме передача усилий, потому что соединение двух бугелей или двух цепных ветвей через силовые гильзы допускает некоторую компенсацию.

Особенная стабильная форма исполнения для бугеля и тем самым в значительной степени для передачи усилия в плоскости в зоне цепных колес получается путем того, что бугели образуют в поперечном сечении эллипс, который срезается в зоне вершин, оставляя поверхности скольжения. Наряду с желательной передачей усилия на основании соответствующего выполнения профилей бугеля и зуба цепного колеса благодаря другой форме бугеля получается рациональная поверхность скольжения для каждого отдельного бугеля по рабочей поверхности транспортного желоба, так что при желательных данных об износе все же гарантируется желательная транспортировка транспортируемого материала. Благодаря плотной стыковке друг с другом отдельных бугелей крупные куски угля и других транспортируемых материалов переносятся цепной лентой без того, что эти куски сами могут служить причиной износа рабочей поверхности транспортного желоба. Но с другой стороны мелкий уголь просыпается на рабочую поверхность транспортного желоба и ведет к желаемому эффекту смазки, который еще более способствует уменьшению износа. По изобретению рационально выполнить поверхность скольжения вогнутой, так что получаются очищающие кромки, обеспечивающие то, что также и при влажном транспортируемом материале гарантирована всегда равномерная отгрузка и надежно предотвращается прилипание.

Согласно изобретению цепные ветви так плотно располагаются рядом друг с другом, что получается как бы цепная лента. При этом предусмотрено, что горизонтальные звенья выполнены точно по середине выступающими в обе стороны над бугелем. Так гарантируется равномерное расстояние между бугелями и обеспечивается оптимальная вставка вертикальных звеньев. Из-за такой формы цепные ленты могут также применяться при работе на криволинейных участках, в частности тогда, когда два горизонтальных цепных звена плотно по центру бугелей сцеплены или расположены.

Для уменьшения веса такой цепной ленты предусматривается, что соответственно только некоторые бугели проходят по направляющей транспортного желоба. Остальные выполнены более короткими и имеют меньший вес, что ведет к общему снижению веса всей цепной ленты. Чтобы обеспечивать направление в любом месте цепной ленты, бугель на конце имеет сверления, проходящие в направлении транспортировки, которые выполнены сопряженными и соединительными отверстиями направляющих наконечников, согласованных с направляющими транспортного желоба. За счет хода сверлений и соединительных сверлений соединительные болты могут устанавливаться горизонтально, причем они практически вообще не подвергаются износу и тем самым не только удобны для монтажа, но малоизнашиваемы.

Монтаж направляющих наконечников желателен после монтажа цепи и облегчается тем, что направляющие наконечники имеют выемку с формой, обратной поворотному зубу. Тем самым направляющие наконечники насаживаются сбоку на соответствующий бугель и затем фиксируются соединительными болтами.

Для увеличения стабильности, а также для обеспечения максимально дешевой формы исполнения для цепной ленты бугели и соответствующие горизонтальные звенья цепи в виде единого блока выбиваются в одном штампе. При этом рационально то, что весь бугель с формируемыми звеньями цепи выштамповывается за один рабочий ход штампа, так что практически полностью отсутствуют доработочные операции, в особенности сварка и другие работы, которые очень дорогостоящие.

Износ в звеньях цепи (в виде утиной гузки) может быть значительно уменьшен тогда, когда, вертикальные и горизонтальные звенья цепи в зоне обкатки выполнены в виде полусферы, что позволяет иметь контакт по поверхности. Благодаря этому специальному формообразованию достигается то, что в зоне разборки звенья цепи по поверхности сцепляются друг с другом, так что в совокупности получаются эффективные по передаче нагрузки шарниры, которые допускают существенно большую зону применения для таких цепных транспортеров с такими цепными лентами. Также возможно двигать и оснастить такие цепные транспортеры с цепными лентами торцовым приводом, установить устройства для натяжения цепи, а также при больших конструктивных длинах предусмотреть промежуточные приводы.

По сравнению с этим вертикальные звенья цепи целенаправленно освобождаются от износа тем, что линия сечения при эллиптических бугелях продолжена так, что бугели выступают за вертикальные звенья цепи поперек к направлению движения. Тем самым вся цепная лента практически переносится исключительно бугелями, в то время как звенья цепи не контактируют с транспортным желобом. Благодаря этому можно сконцентрировать рациональным образом весь износ на бугелях, которые поворачиваемы, и тем самым добиться существенно увеличиваемого ресурса.

Там, где из-за соответственно меньших транспортируемых объемов, или например, по другим причинам уменьшением веса бугелей можно пренебречь, может применяться цепная лента, в которой между бугелем с горизонтальными звеньями цепи и вертикальным звеном цепи соответственно вставлены одно горизонтальное звено, одно вертикальное звено и одно дополнительное вертикальное звено цепи. Тем самым число бугелей уменьшается наполовину, причем в зоне цепного колеса возможна достаточная передача усилия потому, что на основании выбора шага всегда еще имеется достаточно зубьев в зацеплении. Это происходит тогда, когда звено без бугеля цепи имеет те же размеры, как и горизонтальные звенья цепи, так что обе цепные ленты могут задействоваться одними и теми же звездочками без необходимого изменения конструкции, подгонки или т.п. При этом исполнении возможен переворот всей цепи, многократное использование, также как и движение цепной ленты в двух направлениях без того, что может привести к проблемам, в особенности к сцеплению, в частности, цепных колес в местах соединения транспортных желобов или других местах.

Равномерно плоское прилегание звеньев цепи друг в друге или друг к другу рационально осуществляется за счет того, что вертикальные звенья цепи оснащены вставкой, имеющей скругленную внутреннюю кромку. Благодаря этому обеспечено хорошее направление звеньев цепи друг в друге.

Быстрое соединение бугелей соседних ветвей цепи друг с другом достигается тем, что бугели имеют ступенчатые отверстия, принимающие силовые гильзы, причем эти отверстия выполнены одновременно для приема также соединительных цапф и удлинителей. Таким образом, теперь только необходимо вставить силовую гильзу в одно из ступенчатых отверстий бугеля, сместить в другой бугель и все узлы соединить друг с другом, причем они остаются в силовой гильзе, имеющей диаметр, делающий возможным некоторый зазор между соседними бугелями.

Также и при этом исполнении направляющие целесообразно отдельно соединены с бугелями, т.е. не представляют никакого единого блока. Напротив винтовые штанги выполнены выступающими над бугелями и фиксируемыми вместе с направляющим наконечником. Тем самым вместе со вставкой и установкой винтовой штанги одновременно фиксируются направляющие наконечники, благодаря чему обеспечивается возможность отказаться в некоторых зонах от направляющих наконечников и применить бугели без направляющих наконечников.

Предохранение от проворота направляющих наконечников и легкое обслуживание одновремено достигаются тем, что бугели на обращенной к направляющему наконечнику стороне имеют также ступенчатое отверстие и дополнительно выемку, причем ступенчатое отверстие и выемка, сопряженная с двумя рабочими поверхностями, отформованы согласованно с выступами, сопряженными с направляющим наконечником. Ступенчатое отверстие позволяет вставку выступов направляющих наконечников, причем одновременно выступы входят с зацеплением в соответствующие выемки, так что создается эффективная защита от проворота. Так как теперь на двух сторонах предусмотрены ступенчатые отверстия, то бугели могут применяться по любому, и в совокупности получается рациональная блочная система, которая допускает универсальную применяемость.

Также и для зубчатых звездочек или цепных колес достигается существенное улучшение за счет того, что цепные колеса, имеющие выемки, согласованные со звеньями цепи, выполнены из двух частей, причем линия раздела проходит через зубья. Исполнение из двух частей имеет преимущество в связи с тем, что цепные колеса должны насаживаться на приводной вал, причем при проходе разделительной линии через зубья возможно более простое соединение, что достигается тем, что имеется в распоряжении достаточно "мяса" из-за специального формообразования.

Загрязнению цепного колеса эффективно препятствуют впадины между зубьями, выполненные эллиптическими в соответствии с бугелями, причем дуга эллипса формуется внутрь. Бугели скользят внутрь впадин между зубьями, в которых не может осаждаться транспортируемый материал, потому что дуга эллипса проходит глубже, чем могут войти бугели во впадины между зубьями, а канавка между профилями зубьев и впадинами между зубьями отформована глубже, чем дуга эллипса, так что транспортируемый материал может продавливаться в эту канавку, не имея возможности оказывать влияние на зацепление бугеля во впадине между зубьями. Возможно задерживающиеся в канавке отходы транспортируемого материала при этом надежно разгружаются так, что с цепным колесом сопряжен скребок-очиститель, входящий в самые глубокие места канавки и оснащенный компенсационной планкой.

Изобретение отличается тем, что созданы применяемые в виде сдвоенных цепных лент цепные ленты и согласованные с ними цепные колеса, особенно хорошо пригодные для установки при подземной эксплуатации. На основании исполнения зубчатых цепей одного типа возможна оптимальная передача усилия между цепной лентой и цепным колесом. Благодаря множеству образующих зубчатую цепь бугелей получается существенно улучшенная эффективность транспортирования, которая становится еще более эффективной благодаря тому, что в связи с выполненной формой бугелей обеспечивается равномерное скольжение по рабочей поверхности транспортного желоба, так что достигают равномерного движения конвейера и препятствуют прилипанию. Тем самым получаются оптимальные транспортные свойства. Далее при повышенном сроке службы такой цепной ленты возможно и дальнейшее увеличение тем, что такие цепные ленты могут быть перевернуты, чтобы остаться в эксплуатации практически на тот же срок еще раз, следовательно, получаются существенно улучшенные цепная лента и цепные колеса, которые вместе представляют оптимальный цепной конвейер, допускающий движение вперед и назад, который может универсально применяться на кривых участках или рулетах и который гарантирует более длительный срок службы и улучшенную эффективность транспортировки. Далее рационально, что такой цепной конвейер может работать с торцовым приводом, потому что цепная лента выполнена симметричной. Применимы устройство для натяжения цепи и промежуточные приводы, так что в совокупности могут быть получены большие пути транспортирования. Торцовый привод желателен для передачи транспортируемого материала в зоне штрека, причем длина выступающего торцового привода переменна.

На фиг. 1 изображен транспортный желоб с переворачиваемой зубчато-звенчатой лентой, вид сверху; на фиг. 2 - то же, вид сбоку с бугелями; на фиг. 3 - транспортный желоб с установленной цепной лентой, поперечное сечение; на фиг. 4 - цепная лента, измененная в части веса благодаря промежуточной вставке звеньев цепи; на фиг. 5 - цепное колесо, сечение; на фиг. 6 - транспортный желоб с переворачиваемой зубчато-звенчатой лентой, вид сбоку; на фиг. 7 - то же, вид сверху; на фиг. 8 - поводок с направляющими наконечниками, сечение; на фиг. 9 - поводок без направляющих наконечников, сечение; на фиг. 10 - разделенное на две части по зубьям цепное колесо; на фиг. 11 - вертикальное звено цепи cо сцеплением с горизонтальным звеном цепи по поверхности; на фиг. 12 - зона обкатки двух звеньев цепи; на фиг. 13 - одноцепная лента; на фиг. 14 - двухцепная лента; на фиг. 15 - цепная лента, применяемая для загрузки бункера или разгрузочного транспортера.

На транспортном желобе 1 срезаны боковые направляющие, чтобы можно было увидеть полностью всю цепную ленту 2.

Цепная лента 2 состоит из двух проходящих параллельно друг другу ветвей 3, 4, цепи, собираемых из соответственно горизонтальных 5, 5′ и вертикальных 6, 6′ и звеньев цепи.

Горизонтальные звенья 5, 5′ цепи соединены соответственно бугелями 8, 9 (фиг. 1) образуя единый узел. Бугели 8. 9 соответственно соединены одним или двумя проходящими параллельно друг к другу вертикальными звеньями 6, 6′ цепи, так что цепная лента 2 может обозначаться как зубчато-цепная лента. Отдельные зубья имеют форму эвольвенты.

Отдельные бугели 8, 9 имеют на конце направляющий наконечник 10, который так скользит в направляющей 15 транспортного желоба 1 , что вся цепная лента 2 надежно направляется также и тогда, когда не все бугели 8.9 снабжены такими направляющими наконечниками. Чтобы заменить направляющие наконечники 10 или нацеленно оснастить еще несколько представленных бугелей 9, все бугели 8.9 снабжены отверстиями 12, которые выполнены сопряженно с соединительными отверстиями 11 направляющих наконечников 10. В эти отверстия 11, 12 вводятся проходящие горизонтально соединительные болты 13 для соединения направляющего наконечника 10 с бугелем 8. Путем простой затяжки гайки 14 может быть обеспечен достаточный контакт направляющего наконечника 10 и бугеля 8(9), причем это соединение может быть ликвидировано. Монтажу благоприятствует то, что отдельные направляющие наконечники 10 имеют выемку 16, согласованную с формой бугеля 8(9). Если направляющий наконечник 10 вставлен на конец бугеля 8(9), то нужно ввести соединительный болт 13.

Цепная лента 2 воспроизведена на фиг. 2, причем отдельные бугели 8,9 показаны в сечении, так что очень хорошо видна их основная форма. Практически имеющие в поперечном сечении форму эллипса бугели 8.9 срезаны в зоне вершин 20, так что получается поверхность 18 скольжения (фиг. 2), прилегающая к рабочей поверхности 21 транспортного желоба 1. Благодаря этим одинаковым поверхностям 18 скольжения и также соответствующему скругленному профилю 19 зуба может быть получен желаемый эффект при транспортировке, в особенности в части плавного хода такого цепного транспортера 2 непосредственно также в подземном горном деле. Отдельные бугели 8. 9 незначительно выступают за соответственно вертикальные звенья 6 цепи, так что последний вообще не касается рабочей поверхности 21 и поэтому практически "освобожден" от износа.

На основании симметричного исполнения отдельных бугелей 8, 9 все цепные ленты 2 могут не только тянуться в двух направлениях, но и переворачиваться, так что при соответственно возникающем износе благодаря соответствующему перевороту может быть нацеленно увеличен срок службы или период работы цепных лент 2.

Соединительные болты 13 (фиг. 3) между направляющим наконечником 10 и бугелем 8 (9) практически полностью осовбождены от износа. На основании соответствующей формы направляющего наконечника 10 возможно желательное и надежное направление в транспортном желобе тогда, когда должны преодолеваться выемки и седловины.

Там, где на основании полученных данных можно работать с более легкой цепной лентой 2 нужно использовать вариант исполнения (фиг. 4). Между отдельными бугелями 8 и 9 установлены соответственно одно облегченное звено 23 цепи и дополнительное вертикальное звено 24 цепи. Так как горизонтальные облегченные звенья 23 цепи имеют такие же размеры, как и горизонтальные звенья 5 цепи, выполненные заодно с бугелем 8(9), гарантирован безупречный ход цепной ленты 2 по цепному колесу. Также и здесь получены рациональные ходовые свойства, причем получается несколько уменьшенная передача усилия в зоне цепного колеса благодаря тому. что каждое горизонтальное звено цепи оснащено бугелем 8(9) и тем самым по всей поверхности не взаимодействует с цепным колесом 25.

Цепное колесо имеет между зубьями 29 впадины 26, в которые входят с зацеплением отдельные бугели 8, 9 со своей формой зуба. Благодаря исполнению самых глубоких мест 27 впадин выступающими за отдельные бугели 8, 9, гарантируется то, что сцеплению отдельных бугелей 8, 9 в цепном колесе не оказывается помех из-за прилипания. Так гарантируется, что боковые поверхности 28 впадины соответственно плотно прижимаются друг к другу с профилем 19 зуба, будучи сопряженными, обеспечивая рациональную передачу усилия от цепного колеса 25 цепной ленте 2. Цепная лента 2 (фиг. 5) или соответствующая ветвь 3 цепи соответствует исполнению по фиг. 1.

Показанное на фиг. 6 исполнение цепной ленты 2 отличается от исполнения на фиг. 2 тем, что вертикальные звенья 6 цепи имеют зону 30 обжатия, благодаря чему должно обеспечиваться более простое изготовление таких звеньев цепи и их соединение или введение в соответственно соседние горизонтальные звенья 5 цепи.

Кроме того, бугели 8 или 9 имеют в центре внутреннее отверстие 32 с проходящей насквозь резьбовой штангой 31. Благодаря этому возможно соединить друг с другом такие бугели 8 или 9, сопряженные каждый с отдельной ветвью 3 или 4 цепи, резьбовой штангой 31.

Наконец, отдельные бугели 8, 9 имеют вогнутые криволинейные участки, так что получаются очищающие кромки 33, 34, которые обеспечивают скребковую очистку рабочей поверхности 21 транспортного желоба 1.

Фиг. 7 показывает вид сверху на цепную ленту 2 такого вида из двух ветвей 3 и 4 цепи. Соединение этих цепных ветвей 3, 4 происходит с помощью резьбовой штанги 31, проходящей через внутреннее отверстие 32 и на конце закрепляемой фиксируемой гайкой 37. В бугелях 8 и 9 предусмотрены соответствующие ступенчатые отверстия 36, в которые вставлена силовая гильза 35 (фиг. 8). Эта силовая гильза 35 делает возможным то, что обе цепные ветви 3, 4, проходящие параллельно друг другу на цепном колесе, также и при возникающих неравномерностях хода все же вынуждаются к равномерной передаче усилий, потому что с помощью силовой гильзы 35 возможна некоторая компенсация.

Далее фиг. 8 показывает, что одной и той же резьбовой штангой 31 одновременно фиксируются также и направляющие наконечники 10, имеющие по одному выступу 41, входящему сопряженно внутрь ступенчатого отверстия 38 бугеля 8(9), так что гарантирован легкий монтаж. Предохранение от проворота обеспечивается тем, что бугели 8,9 дополнительно имеют выемки 39, 40, которые с выступами 42 направляющих наконечников 10 имеют такую форму сопряжения, как видно из фиг. 8, возможна простая фиксация.

Фиг. 9 показывает два соединенных друг с другом бугеля 8, 8′ такого же типа, что и на фиг. 8, только здесь использована более короткая резьбовая штанга 31. Ступенчатые отверстия 38 здесь закрыты защитными колпачками 43, так как здесь отсутствуют направляющие наконечники. Фиг. 8 и 9 показывают, что предложена рациональная блочная форма, которая обеспечивает универсальное применение бугеля 8(9) и сопрягаемых с ним узлов.

Фиг. 10 показывает цепное колесо 25, которое предусмотрено для поворота цепной ленты 2, оснащенной показанными на фиг. 6 бугелями 8, 9. Цепное колесо 25 собрано из двух одинаковых половин 44, 45 цепного колеса, причем обе половины цепного колеса имеют разделительную линию 46, проходящую через зубья 29.

Здесь впадины 26 между зубьями также выполнены так, что надежно вводятся имеющие форму эллипса бугели 8,9. Дуга 47 эллипса так глубоко направлена, что она входит в канавку 48 между отдельными зубьями 29, так что исключается образование плотных отложений транспортируемого материала в этой зоне. Боковые поверхности 49 так далеко протянуты вниз, что в эту зону также может входить с зацеплением скребок-очиститель 50 и может удалять возможно еще остающиеся загрязнения.

Обе половины 44, 45 цепного колеса соединены друг с другом фиксирующими болтами 51, таким образом гарантирован быстрый монтаж. Фиг. 10 показывает, как горизонтальные звенья 5 цепи, т.е. бугели 8,9 и вертикальные звенья 6 сцепляются в цепном колесе 25, что обеспечивает оптимальную передачу усилия.

Фиг. 11 и 12 показывают звенья цепи в увеличенном масштабе, чтобы сделать более заметным то, что при выполненных в соответствии с изобретением звеньях 5, 6 цепи обеспечен контакт по поверхности в зоне 52 обкатки. Отсутствуют возникающие ранее почти сразу же после укладки новой цепной ленты места сплющивания, которые были причиной почти половины допустимого удлинения. Благодаря этому могут быть достигнуты существенно увеличенные сроки службы. Целесообразное выполнение формы для горизонтальных звеньев цепи может быть обеспечено при штамповке или другим способом изготовления. Горизонтальные и вертикальные звенья 5, 6 образуют зубчатую цепь по исполнению (фиг. 11 и 12), причем вертикальные звенья сопряжены со вставками 53 со скругленными внутренними кромками 56, 57. Вертикальные звенья 6 цепи состоят из двух выполненных одинаковыми частей, которые соединены сварочным швом 54 или сварочными швами 55 через вставки 53. На основании этого исполнения можно нацеленно получить соединение по поверхности отдельных звеньев цепи друг с другом. При этом (фиг. 13) центр 58, 58′ несколько смещен, благодаря чему может быть получен равномерный контакт в зоне 52 выемки.

Фиг. 13, 14 и 15 показывают различные исполнения цепных лент 2. По фиг. 13 предусмотрена одноцепная лента, которая собирается из отдельных узлов с помощью зубчатой штанги 31, а именно с направляющими наконечниками 10.

На фиг. 14 представлена двухцепная лента, причем расстояние между отдельными ветвями 3, 4 цепи может обеспечиваться удлинителями 59, снабженными соединительными цапфами 61 и выступами 60, которые сопрягаются со ступенчатыми отверстиями 36 или выемками 40. Тем самым этот удлинитель рационально согласуется с блочным принципом построения цепи и длина такого поводка может быть согласована при соответствующих данных без больших затрат, без того, что должна применяться полностью новая цепная лента.

При показанном на фиг. 15 варианте исполнения речь идет о сдвоенной центральной цепи 62, причем предусматривается очень стабильный бугель 8, так как выполненная таким образом цепная лента предусмотрена с направляющими наконечниками 10 для эксплуатации при загрузке бункеров или в виде разгрузочных транспортеров.

Похожие патенты RU2020118C1

название год авторы номер документа
СЕКЦИЯ ЖЕЛОБА ЦЕПНОГО СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА 1991
  • Детлеф Хан[De]
  • Бернд Штайнкуль[De]
RU2044684C1
ЦЕПНОЕ КОЛЕСО ДЛЯ ЦЕПНЫХ ПРИВОДОВ 2008
  • Клабиш Адам
  • Мертен Герхард
  • Беттерманн Дидрих
RU2418215C1
ПЛАСТИНЧАТЫЙ КОНВЕЙЕР ДЛЯ СИСТЕМ ИЗВЛЕЧЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЕ ПЛАСТИНЫ 2013
  • Броцман Герхард
  • Кортман Оливер
  • Рашка Йоахим
  • Падберг Хендрик
  • Войгт Роберт
RU2615803C2
ЗВЕНО ЦЕПИ, А ТАКЖЕ СТАЛЬНАЯ ЦЕПЬ С ТАКИМИ ЗВЕНЬЯМИ ЦЕПИ 2014
  • Райнер Бенеке
RU2604544C2
УСТРОЙСТВО ЦЕПНОГО ПРИВОДА ИЛИ ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО, А ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ЭТОМ ЦЕПНАЯ ЛЕНТА И ЦЕПНОЕ КОЛЕСО 2006
  • Клабиш Адам
  • Мертен Герхард
RU2401789C2
КОНВЕЙЕРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ 2013
  • Габриш Давид
  • Пешла Дональд
RU2615579C2
СКРЕБКОВАЯ ЦЕПНАЯ ЛЕНТА ДЛЯ ЦЕПНЫХ СКРЕБКОВЫХ КОНВЕЙЕРОВ 1998
  • Мейа Ханс
RU2189343C2
Конвейер для транспортировки яиц 2021
  • Фон Дер Ассен Маркус
  • Йоханнинг Райнер
RU2825272C2
РУКАВНАЯ ЛЕНТОЧНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА 1987
  • Вильхельм Энгст[De]
  • Маркус Хартвиг[De]
  • Райнер Аллес[De]
RU2067962C1
ЭСКАЛАТОР (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Гроббел Буркхард
RU2412896C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 020 118 C1

Реферат патента 1994 года ЦЕПНОЙ КОНВЕЙЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЫПУЧЕГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПОДЗЕМНЫХ РАБОТ

Использование: для транспортирования сыпучих материалов при подземных горных работах и при строительстве тоннелей. Сущность изобретения: конвейер содержит расположенные на транспортном желобе с интервалами один от другого бугели, которые прикреплены к звеньям цепей. Форма поперечного сечения бугелей соответствует форме зубьев звездочек конвейера. Наличие бугелей облегчает передачу усилий от звездочек к тяговому органу. 24 з.п.ф-лы, 15 ил.

Формула изобретения RU 2 020 118 C1

1. ЦЕПНОЙ КОНВЕЙЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЫПУЧЕГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПОДЗЕМНЫХ РАБОТ, содержащий цепную ленту, состоящую из входящих друг в друга с зацеплением горизонтальных и вертикальных звеньев и оснащенную расположенными с интервалом и направляемыми по транспортному желобу поводками и согласованными по числу с расположенными на конце желоба цепными колесами, причем звенья цепи выполнены с увеличенными опорными поверхностями, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий передачи усилия от цепных колес к цепной ленте, горизонтальные звенья цепи расположенных одна с другой ветвей цепи снабжены центральной перегородкой, проходящей поперек их продольного направления и горизонтально, образующей часть соответствующего звена цепи, которая выполнена в виде бугеля, имеющего форму поворотного зуба, согласованную с впадинами между зубьями, и соединяющего звенья цепи друг с другом. 2. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что бугели соседних ветвей цепи неподвижно соединены друг с другом. 3. Конвейер по п.1, отличающийся тем, что бугели соединены друг с другом посредством силовой гильзы и резьбовой штанги. 4. Конвейер по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что бугели образуют в поперечном сечении эллипс, срезанный в зоне вершин, образуя поверхность скольжения. 5. Конвейер по п.4, отличающийся тем, что поверхность скольжения выполнена вогнутой. 6. Конвейер по п. 1, отличающийся тем, что горизонтальные звенья выполнены центрально, выступая по обе стороны от бугелей. 7. Конвейер по п.1, отличающийся тем, что на концах бугелей выполнены отверстия, сопряженные с соединительными отверстиями направляющих наконечников, согласованных с направляющими транспортного желоба. 8. Конвейер по п.7, отличающийся тем, что на направляющих наконечниках выполнены выемки формой, обратной форме поворотного зуба. 9. Конвейер по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что бугели снабжены горизонтальными подставками соединения с вертикальными звеньями цепи. 10. Конвейер по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что вертикальные и горизонтальные звенья цепи в зоне обкатки выполнены в виде полусфер для облегчения прилегания по поверхности. 11. Конвейер по п.4, отличающийся тем, что бугели выполнены выступающими за вертикальные звенья цепи по обе стороны при выполнении бугелей эллиптической формы. 12. Конвейер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными облегченными горизонтальными и вертикальными звеньями, расположенными между бугелями. 13. Конвейер по п.12, отличающийся тем, что облегченное звено цепи имеет те же размеры, что и горизонтальное звено цепи. 14. Конвейер по пп. 1 и 12, отличающийся тем, что он снабжен выполненными без направляющего наконечника распорными бугелями, расположенными между двумя бугелями с направляющими наконечниками и соединенными с двумя ветвями цепей. 15. Конвейер по п.14, отличающийся тем, что горизонтальные звенья цепи выполнены по отношению к бугелям эксцентрично. 16. Конвейер по пп. 14 и 15, отличающийся тем, что звенья цепи соответственно выполнены на концах каждого из распорных бугелей. 17. Конвейер по пп. 1 и 14, отличающийся тем, что горизонтальные звенья цепи расположены по обе стороны у края каждого из бугелей и центрально у каждого из распорных бугелей и отформованы. 18. Конвейер по п.10, отличающийся тем, что вертикальные звенья цепи имеют вставку, выполненную со скругленными внутренними кромками. 19. Конвейер по п. 3, отличающийся тем, что в бугелях выполнены ступенчатые отверстия для силовой гильзы. 20. Конвейер по п.3, отличающийся тем, что бугели соединены с направляющими наконечниками посредством резьбовых штанг. 21. Конвейер по пп. 3 и 20, отличающийся тем, что на сторонах бугелей, обращенных к направляющим наконечникам, выполнены ступенчатые отверстия и две выемки, сопряженные с рабочими поверхностями, выполнены отформованными и сопряженными с выступами, согласованными с направляющими наконечниками. 22. Конвейер по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что цепные колеса имеют выемки, согласованные со звеньями цепи и выполнены разделенными на две части, а линия раздела проходит через зубья. 23. Конвейер по п.22, отличающийся тем, что впадины между зубьями выполнены эллиптическими в соответствии с бугелями и дуга бугеля отформована внутрь. 24. Конвейер по п. 26, отличающийся тем, что канавки между боковыми профилями зуба и впадина между зубьями выполнены более глубокими, чем дуги эллипса. 25. Конвейер по пп. 23 и 24, отличающийся тем, что цепное колесо сопряжено со скребком-очистителем, имеющим компенсационную пластину.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2020118C1

Заявка ФРГ N 2907708, кл
Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава 1920
  • Манаров М.М.
SU65A1

RU 2 020 118 C1

Авторы

Текатен Йоханн[De]

Кром Райнольд[De]

Даты

1994-09-30Публикация

1990-10-23Подача